Роль лирических отступлений в поэме«Мертвые души»
Н.В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской литературы. Вершинойего творчества является поэма «Мертвые души». В ней нашли своеотражение все основные особенности таланта автора.
Важнейшуюроль в композиционной структуре «Мертвых душ» играют лирическиеотступления и вставные эпизоды, характерные для поэмы как литературного жанра.В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мыслиавтора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесьпротивопоставлены мрачным картинам русской жизни.
Вначале поэмы лирические отступления носят характер высказываний автора о егогероях, но по мере развертывания действия их внутренняя тема становится всеболее широкой и многогранной.
Рассказаво Манилове и Коробочке, автор прерывает повествование, для того чтобы читателюстала яснее нарисованная картина жизни. Авторское отступление, которымпрерывается рассказ о Коробочке, содержит в себе сравнение с ее«сестрой» из аристократического общества, которая, несмотря на инойвнешний облик, ничем не отличается от поместной хозяйки.
Послепосещения Ноздрева Чичиков в дороге встречается с прекрасной блондинкой.Описание этой встречи завершается замечательным авторским отступлением:«Везде, где бы ни было в жизни, среди ли черствых, шероховато-бедных инеопрятно-плеснеющих низменных рядов ее, или среди однообразно-хладных искучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретится на пути человекуявленье, не похожее на все то, что случалось ему видеть дотоле, которое хотьраз пробудит в нем чувство, не похожее на те, которые суждено ему чувствоватьвсю жизнь.» Но то, что свойственно множеству людей, что появляется«поперек» каким бы то ни было печалям,- все это совершенно чуждоЧичикову, холодная осмотрительность которого сопоставляется здесь снепосредственным проявлением чувств.
Совсеминой характер носит лирическое отступление в конце пятой главы. Здесь авторговорит уже не о герое, не об отношении к нему, а о могучем русском человеке, оталантливости русского народа. Внешне это лирическое отступление как будто малосвязано со всем предыдущим развитием действия, но оно очень важно для раскрытияосновной идеи поэмы: настоящая Россия — это не собакевичи, ноздревы икоробочки, а народ, народная стихия.
Втесном соприкосновении с лирическими высказываниями о русском слове и народномхарактере находится и то авторское отступление, которое открывает шестую главу.
Повествованиео Плюшкине прерывается гневными словами автора, имеющими глубокий обобщающийсмысл: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойтичеловек!»
Немалоезначение имеют лирические высказывания о творческой и жизненной судьбе писателяв современном Гоголю обществе, о двух разных уделах, ожидающих писателя,создающего «возвеличенные образы», и писателя-реалиста, сатирика. Вэтом лирическом отступлении, полном глубоких мыслей и ярких обобщений,отразились не только взгляды писателя на искусство, но и его отношение кгосподствующим верхам общества, к народу. Оно определяет и идейный путьписателя и оценку им основных общественных сил.
Вглавах, посвященных изображению города, мы встречаем авторские высказывания окрайней раздраженности чинов и сословий — " теперь у нас все чины исословия так раздражены, что все, что ни есть в печатной книге, уже кажется имличностью: таково уж, видно, расположены в воздухе." Описание всеобщейсумятицы Гоголь заканчивает размышлениями о человеческих заблуждениях, о ложныхпутях, которыми нередко шло человечество в своей истории,- «но смеетсятекущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, надкоторыми также потом посмеются потомки.»
Особеннойсилы гражданский пафос писателя достигает в лирическом отступлении — «Русь, Русь! вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека.» Как илирический монолог начала седьмой главы, это лирическое отступление составляетотчетливую грань между двумя крупными звеньями повествования — городскимисценами и рассказом о происхождении Чичикова. Здесь уже в широком планепредстает тема России, в которой было «бедно, разбросанно инеприютно», но где не могут не родиться богатыри. Лирические высказыванияавтора как бы прерываются вторжением грубой житейской прозы. «И грознообъемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей;неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная,незнакомая земле даль! Русь!
— Держи, держи, дурак! — кричал Чичиков Селифану.
— Вот я тебя палашом! — кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин.-Не видишь, леший дери твою душу: казенный экипаж! — И, как призрак, исчезнула сгромом и пылью тройка.»
Пошлость,пустота, низость жизни еще четче вырисовываются на фоне возвышенных лирическихстрок. Этот прием контраста применен Гоголем с большим мастерством. Благодарятакому резкому противопоставлению мы лучше уясняем мерзкие черты героев«Мертвых душ».
Непосредственновслед за этим автор делится с читателем мыслями, которые вызывают в неммчащаяся тройка, далекая дорога. «Какое странное, и манящее, и несущее, ичудесное в слове дорога! и как чудна она сама, эта дорога.» Одну за другойГоголь набрасывает здесь картины русской природы, возникающие перед взоромпутешественника, мчащегося на быстрых конях по осенней дороге. И в общейнастроенности авторского монолога, и в быстро сменяющихся картинах ясноощущается намек на образ птицы-тройки, от которого это лирическое отступлениеотделено большой главой, посвященной похождениям Чичикова.
Рассказо главном герое поэмы завершают авторские высказывания, представляющие резкиевозражения тем, кого может шокировать как главный герой, так и поэма в целом,изображающая «дурное», «презренное».
Высокимчувством патриотизма овеян образ России, завершающий первый том поэмы, образ,воплотивший в себе тот идеал, который освещал художнику путь при изображениимелкой, пошлой жизни.
Таковароль лирических отступлений в композиции поэмы. Но самое главное то, что в нихвыражаются многие взгляды автора на искусство, отношения между людьми. Настраницах поэмы Гоголь хотел не только обличать, но и утверждать свойнравственный идеал, и высказал его в своих замечательных лирическихотступлениях, где отразились все его мысли и чувства, и прежде всего огромное чувстволюбви к своему народу и отечеству, вера в то, что родина вырвется из власти«болотных огней» и вернется на истинный путь: путь живой души.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bobych.spb.ru/