Рецензия на произведение В. Астафьева«Царь-рыба»
ВикторАстафьев является одним из талантливых писателей наших дней. Родился он в 1924году, детство и юность прошли в Сибири. Вся жизнь и творчество связаны с родными близким его сердцу краем; писатель всегда возвращается в родные места, кудабы ни бросала его жизнь.
Предвоенноедетство было трудным, сиротским; самые светлые воспоминания привольная жизнь вдеревне, бабушка Катерина, научившая любить людей и природу, жить по законамдобра и справедливости.
СВеликой Отечественной войны вернулся с несколькими ранениями и многими идеями,которые легли в основу его будущих произведений.
Астафьевая знаю по рассказам «Перевал», «Кража», роману «Печальныйдетектив». Но наибольшее впечатление оставила книга «Царь-рыба»,которой и посвящена моя работа.
«Царь-рыба»повествование рассказов, ранее услышанных автором от самих героев. Черемисинповедал об истории приезжих браконьеров, Николай о славной собаке Боей, нобольше всего автор ссылается на Акима. Однако непосредственно от лица этихгероев повествование не ведется. Писатель художественно переплавляет ихрассказы; преобладает его оценка героев, отбор фактов. Именно фигураавтора-повествователя объединяет отдельные главы этого произведения, придаваяим художественную целостность. Все многоголосие проблем фокусируется на этомобразе, черты его ясно просматриваются в главах «Царь-рыба»,«Уха на Боганиде», «Сон о белых горах», где он внешне неприсутствует. Слияние эпических и лирических начал придает жанру книгисвоеобразие и позволяет определить ее вид как лиро-эпическую повесть врассказах.
Астафьевне идеализирует природу и ее законы, а художественно исследует ихпротиворечивое содержание. Природа не только врачует душу человека (глава«Капля»), но может быть слепа и жестока, как мы видим это, например,в главе «Поминки». Разум и духовный опыт позволяют человекуустановить гармонические взаимоотношения между ним и природой, активноиспользуя и пополняя ее богатства. Гармония взаимоотношений человека и природы,предполагающая и борьбу, исключает уничтожение. В человеческой душе заложеночувство бережного отношения ко всему живому на земле, к красоте лесов, рек,морей. Бессмысленное уничтожение природы разрушающе сказывается на самомчеловеке. Природные и социальные законы не дают ему права переступить ту«черту, за которой кончается человек, и из дальних, наполненных пещернойжутью времен выставляет и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытногодикаря».
Привсем разнообразии судеб, истории жизней героев условно можно разделить на двегруппы, исходя из оценок и отношения к ним автора-повествователя. ПарамонОлсуфьев, бакенщик Павел Егорович, Кольша, Касьянка, Киряга-деревяга, Аким нарисованыс особой теплотой; повествование о них, как правило, окрашено эмоциональнымтоном радости, с проявлением человеческой работы и уважения к живой душе этихгероев.
Астафьевне прием лет корыстолюбия, уничтожающего душу, слепой зависти и жестокости ЗиновияУтробина, Командора, рыбака Грохотало, что определяет и авторскую оценку этихгероев, составляющих вторую группу персонажей. Чувствительность и добротаделают человека слабым, считает Гога Герцев. Он искажает духовные и социальныесвязи людей, уничтожает свою душу и нравственно калечит окружающих.
В«Царь-рыбе» жизненный материал разных послевоенных десятилетийспрессован, подчиняясь философскому смыслу идейного содержания. Постоянноесравнение прошедшего с настоящим, стремление автора полнее воплотить характер,поступки; духовные черты персонажей обуславливают временные сдвиги в«Царь-рыбе». Повесть состоит из двух частей. Особое место в идейномсодержании занимает глава «Боей», содержащая обобщенныехудожественные выводы. В этой главе характеризуется личностьавтора-повествователя, даются сведения о его жизни, намечаются сюжетные линии.
Рассказыпервой части повести имеют общую идейную направленность, в них отвергаетсяхищничество, браконьерское отношение к природе. Развитие сюжетных линий тесносвязано с образом повествователя. Важная идея заключена в сюжете рассказа«Царь-рыба»; название его вынесено в заглавие книги. Многоопытному,расчетливому Зиновию Утробину не по плечу оказалась борьба с царь-рыбой.«Яростная, тяжело раненная, но неукрощенная» уходит царь-рыба.Волшебной называет ее автор в конце рассказа, отрицая жестокое, потребительскоеиспользование природных богатств. Природа тоже не приемлет отношений, которыенавязывают ей Утробины, Герцевы и другие.
Содержаниевторой части «Царь-рыбы» больше сосредоточено на нравственных,духовных проблемах человеческого бытия. На первый план выходит конфликт междуАкимом и Герцевым. Писатель создает подробный внутренний портрет Акима. Вглавах «Уха на Боганиде», «Поминки», «Сон о белыхгорах» нет образа повествователя, сюжетная линия Акимов Герцев тяготеет ксаморазвитию. Выводы, которые подтверждает развязка в главе «Сон о белыхгорах», углубляются и поясняются в заключительной главе «Нет мнеответа!». Эта глава завершает лирическое произведение Астафьева, придаетему целостность. В «Царь-рыбе» широк диапазон художественных приемов,использованных автором. Взять, к примеру, своеобразие интонационных переходов,приемы сатиры, юмора, иронии, подтверждающие авторское отношение к героям иявлениям. Разнообразные средства использует автор при создании образа Акима:интонация искреннего удивления его душе, умеющей чувствовать и откликаться накрасивое в природе и человеке (глава «Туруханская лилия»); отиронического недовольства уступчивостью там, где не следовало, до романтическихприемов в главе «Сон о белых горах», утверждающих значимость такогочеловека в миру людском.
ИзменяетсяСибирь и ее люди, и автор стремится постичь эти процессы. Заключительные строки«Царь-рыбы» наиболее емко характеризуют образ писателя, мудрогосовременника, для которого творчество это вечное стремление к истине,утверждение добра и красоты в кипучем биении жизни на земле.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib. ru/