Рецензия на повесть А. П. Платонова«Ювенильное море»
Втечение последних двух десятилетий в печати стали появляться многиепроизведения, запрещенные ранее цензурой. К их числу относятся и книги АндреяПлатонова. Чем необычен писатель Андрей Платонов?
Чемвызван нарастающий во всём мире интерес к его творчеству? Наверное тем, чтопроблематика его книг совпадает с древнейшими представлениями человека о мире,но даётся с позиции современной личности, впитавшей в себя культуру, историюРоссии, достижения всего мира.
Срединих повесть «Ювенильное море», созданная в 1934 году и дошедшая дочитателя лишь в 1986 году. В ней с необычайной убедительностью автор отразилабсурдность жизни в первые годы коллективизации и попытался предсказать будущеестраны. Перед нашим взором предстает мясосовхоз «нумер сто один», ккоторому инженер-электрик Вермо добирался в течение пяти дней по вымершейземле. Условия жизни людей и животных мало чем отличаются. Директор совхозаУмрищев отдает абсурдные приказы: рожать детей по графику, обрывать былинки напешеходных тропинках, а в целом хозяйством не занимается. В свое время онприехал из центра, где были созданы отделы по планированию «безвестныхвремен на тридцать лет вперед». Эти задачи невыполнимы, поскольку для ихрешения «требуется вечность».
Визображении абсурда жизни писатель продолжает традиции М. Е. Салтыкова-Щедрина.Платонов, как и великий сатирик, показывает происходящее в гиперболической игротескной форме: люди живут в огромных выдолбленных тыквах; радея омясосовхозе, Федератовна не спит уже полгода. Верно мечтает вместо «ветхихформ животных» завести бронтозавров для получения «по цистерне молокав один удой», Писатель подчеркивает, что в этом обществе к человекуотносятся как к еще одной производительной единице. Вермо, глядя на Босталоеву,размышляет, «сколько гвоздей, свечек, меди и минералов можно химическиполучить из тела Босталоевой». Жалость приравнивается к преступлению.(«Ведь миллиарды разных людей умерли бесполезно. Что же вы одну-то стоитежалеете. Мало ли на свете жителей осталось!.. Жалейте хоть меня, если в васгнилой либерализм бушует!» возмущается Божев возле тела повесившейся Айны,на похоронах которой люди будут плакать только из приличия), милосердие идоброта отрицаются полностью («Всех жалеть не нужно… многих нужноубить», соглашается с ним Федератовна), счастья личной жизни несуществует, его заменил труд.
Загоды гражданской войны и коллективизации люди забыли, что такое любовь. Вермосчитал, что «любовь это изобретение, как и колесо, и человек… долгообвыкался с любовью, пока не вошел в ее необходимость». Становится ясно,что в этой «стране трудного счастья» тяжело и страшно всем людям.
Несмотряна небольшие размеры произведения, проблематика повести достаточно сложна.Платонов поднимает социально значимые для тридцатых годов проблемы будущегостраны, путей ее развития, методов хозяйствования и общечеловеческие проблемыдобра и зла, счастья, свободы личности, Все поступки герои повести совершают спафосом, но писатель обращает внимание на ложность этого пафоса. Как пример,можно привести лозунги, которые автор как бы выворачивает наизнанку, раскрываяих абсурдность. Босталоева призывает увеличить надои и количество мяса, не увеличиваяпоголовья взрослого скота, а осеменяя коров круглый год, что противоречитфизиологии животного.
Необычени язык писателя: он сопоставляет несопоставимые понятия («ударныйпоцелуй», «кипящая вселенная», «безысходная энергия»),намеренно использует косноязычие («смотреть друг в друга»,«пошла… нечаянно рядом»), иронию и сарказм (несмотря на то, чтосовхоз находился «в русле речки, высохшей лет тысячу тому назад», наоткрытом месте, обдуваемом всеми ветрами, автор отмечает: «Гуртовая базабыла расположена разумно и удобно», а ее директор «любил все темы,кроме скотоводства»), политическую лексику («либерализм»,«оппортунизм»), газетные штампы.
Уперсонажей повести «говорящие» имена и фамилии. Это еще один способ,с помощью которого автор раскрывает образ. Вермо ассоциируется со словами«верный», «верность». Он человек, навсегда преданный тому,во что поверил однажды. Фамилия Умрищев словно происходит от слова«умереть», такие, как он, не способны жить в новом обществе. Божев,как Господь Бог, может судить и наказывать. Федератовна, бывшая Кузьминична,сменила отчество с приходом новой власти. Надежда Босталоева олицетворяетгрядущую победу над «классовым врагом». Всё это помогает писателюярче передать особенности того времени.
Сэтой же целью автор мастерски использует многие художественные детали: голыеноги доярок, потемневшие от нехватки порошка зубы Босталоевой, спящие наземляном полу пастухи все указывает на бедственное положение людей и хозяйствастраны. Немалую роль играет в произведении пейзаж. Он помогает увидетьпараллель между скудной природой степи и положением государства в целом:«Редкий ковыль покрывал здешнюю степь, при этом много росло полыни ипрочих непищевых, бедных трав», «трава утомилась жить подсолнцем», «скучная сила осеннего ветра и зимняя пурга, поющая обезысходности жизни». Сама «мертвая природа» отвергаетвозможность построения счастливого социалистического общества на нищей земле.
Создаваяпортрет героя, писатель уделяет особое внимание глазам. Противопоставляя глазаУмрищева, в которых находилось «постоянное углубление в коренные вопросычеловеческого общества и всего текущего мироздания», глазам Босталоевой, вкоторых светится «классовая вражда», Платонов подчеркивает огромнуюнравственную пропасть между ними.
Поражаетжестокость героев. Хотя Вермо и пытается облегчить труд человека, все его мыслинаправлены на «убийства всех врагов». Ужасает образ Босталоевой,мечтающей «разбить и довести до гробовой доски действующего классовоговрага», и образ Федератовны, говорящей, что «многих нужноубить». Наиболее безнравственны Божев и Священный. Их черствость,подозрительность и деспотичность становятся яркой приметой диктаторскогорежима.
Особаяроль отводится «невыясненным» людям, к которым откосится и Умрищев.Писатель показывай деградацию человека" находящегося под гнетомтоталитарной системы, постепенное превращение его в винтик, в человекоробота.Ведь Умрищев в конце концов смиряется с навязанным образом жизни и отказываетсяот своих взглядов.
В«Ювенильном море» А. П. Платонов выступает как провидец, предсказываябудущее. В этом повесть схожа с романом-антиутопией Е. И, Замятина«Мы». Как и Замятин, Платонов показывает последствия бесчеловечнойполитики государства. И даже сегодня, спустя столько лет, картины, изображенныев повести, ужасают и заставляют читателя задуматься над тем, какую ценуприходится платить за социалистические идеи. Повесть называется«Ювенильное море», и рядом автор дает пояснение «мореюности». Возможно, имеется в виду юность, молодость, а значит, и неопытностьстраны. Как и человек в молодости, государство готово идти на любыебезрассудства (уничтожение народа, переделку природы и всего земного шара), носкоро оно повзрослеет, и поймет все свои ошибки.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/