РеалистическоеизображениеГорькимднаобщества(попьесе"Надне")
Время,обстоятельства жизни, породившие социальное «дно», побудили Горькогообратиться к новой для него теме. В Казани, в Нижнем Новгороде, Москве иПетербурге писатель видел обездоленных людей, изгоев общества, босяков,сброшенных в подвалы и ночлежки. У писателя явилась жгучая потребностьрассказать о них и даже представить на театральных подмостках. Пусть все увидятизнанку жизни.
Пьесаоткрывается развернутой ремаркой, воспроизводящей подвал, похожий на пещеру.Упоминание последней не случайно. Люди обречены здесь жить какой-то допотопной,доисторической жизнью, вынуждены вести поистине пещерное существование. Далее вэтой ремарке упоминаются тяжелые каменные своды, которые словно давят на людей,«желая» их пригнуть, принизить. Я живо представляю себе нары, накоторых лежит Сатин, склонный гордиться своими лохмотьями. Я вижу слева маленькуюкаморку, отгороженную ситцевым пологом, за которым лежит больная, умирающаяАнна. Где-то справа другая каморка, принадлежащая вору Ваське Пеплу, имеющемувозможность жить отдельно, независимо. В центре за наковальней копошится бывшийрабочий Клещ и что-то напряженно чинит своим инструментом. Отчетливо вижуБубнова, картузника. Перед моим взором предстает Актер, страдающий оталкоголизма; Барон, вечно бранящийся с проституткой Настей; Татарин сподвязанной раненой рукой.
Жизньобездолила всех этих людей. Она лишила их права на работу, как Клеща; на семью,как Настю; на благополучие, как Барона; на профессию, как Актера. Этих людей,которые так любят свободу, жизнь по существу лишила и этого блага. И неслучайно ночлежку свою они воспринимают как тюрьму, распевая в своей песне:«Солнце восходит и заходит, а в тюрьме моей темно». И далее:«Днем и ночью часовые стерегут мое окно».
Вэтих условиях ни о какой свободе не может идти речь. Но что это за«часовые», о которых поется в этой скорбной песне? Здесь содержитсянамек на хозяев жизни, угнетающих этих обездоленных людей и высасывающих из нихпоследние соки. Таков, например, Михаил Костылев, содержатель ночлежки. Впервом действии пьесы, повстречав Клеща, он произносит: «Сколько ты у меняза два-то рубля в месяц места занимаешь? Надо будет накинуть на тебяполтинничек». И тогда Клещ бросает ему негодующие слова: «Ты петлю наменя накинь, да и задави».
Горькийздесь использует игру слов, опирается на многозначность слова«накинуть». В этом обмене репликами в Костылеве обнаруживаетсяхарактер хищника, спрута. Костылев может много рассуждать на религиозные темы,говорить о масле в лампаде и набожно вздыхать. Но вся эта набожность мгновенноулетучивается, когда он оказывается один на один со своей жертвой. Тогда онможет неистово топать ногами и истерически кричать: «Поганая нищаяшкура...» Ценность человека для этого мещанина определяется наличием унего собственности, капитала. А раз его нет у его жены, то в ее адрес могутсыпаться подобные оскорбления. Тем более это относится к обитателям ночлежки, укоторых часто пятака нет за душой. Поэтому их можно топтать, унижать, гнать.Своей елейной речью и повадками паука-кровопийцы Костылев чем-то напоминаетИудушку Головлева.
Родственнахозяину ночлежки и его жена — жадная, грубая, злобная и жестокая Василиса. Своюозлобленность на мужа она нередко выливает на своего любовника Ваську Пепла,увлекшегося ее сестрой Наташей, и на других ночлежников, которых она лютоненавидит. Достаточно вспомнить, как набрасывается она на гармониста Алешку:«Я тебе сказала, чтобы духу твоего здесь не было», а, обращаясь кНасте, она вопрошает: «Ты что тут торчишь? Что рожа-то вспухла? Чегостоишь пнем? Мети пол!» Не случайно Буйнов дает ей такую обобщенную характеристику:«Сколько в ней зверства, в бабе этой». Да, это именно зверства. Обэтом же свидетельствуют и поступки Василисы. Из ревности она обвариваеткипятком и калечит робкую Наташу, свою сестру, а Ваську Пепла, удачноиспользовав для расправы над мужем, спроваживает на каторгу. Всех разметала,всем отомстила.
Властьэтих хозяев жизни надежно охраняют такие, как полицейский Медведев, обитающий вночлежке и считающий, что нужно всех и вся бить «для порядку». Вотони, те часовые, которые денно и нощно стерегут окно той «тюрьмы», вкоторой по многим жизненным обстоятельствам оказались заключенными обитатели«дна».
Новсе эти персонажи предстают у Горького не только как жертвы царящейнесправедливости, но и как яркие, неповторимые натуры, как люди, способные очем-то думать, мудро размышлять, мечтать. Так, Актер мечтает о том, чтобывылечиться от алкоголизма и, может быть, снова вернуться на сцену, где онкогда-то так блистал. У него было особое, артистическое имя —Сверчков-Заволжский. Теперь вот, правда, не осталось имени, ныне к немуобращаются только с кличкой Актер, но все равно он мечтает о сценической славе.
Воти Настя лелеет свою мечту. Ей грезится французский студент по имени Рауль, окотором она прочитала в книжке «Роковая любовь» и которого онастрастно любит. Правда, она иногда путает его имя и называет Гастоном, а тутеще Барон потешается над нею: какая, дескать, у нее, у проститутки, может бытьлюбовь к студенту? Но все равно она мечтает.
Клещсмутно надеется вырваться из ночлежки и вновь начать жизнь рабочего человека.Он люто ненавидит праздных ночлежников, называет их рванью и золотой ротой, емуглядеть на них стыдно. Правда, в осуществлении этой мечты серьезной помехойявляется его больная жена, которая, словно цепями, приковала его к подвалу. Новсе-таки он надеется…
Сокровенноежелание есть и у Анны, на долю которой выпали бесконечные муки и страдания. Сдушевной болью она произносит: «Не помню, когда я сыта была… Над каждымкуском хлеба тряслась, всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы большедругого не съесть… всю жизнь в отрепьях ходила… Всю мою несчастнуюжизнь». Тем не менее, измученная Анна смутно надеется пожить еще немного,ради чего она готова еще потерпеть.
ВаськаПепел мечтает о свободной и раздольной жизни, когда его не будут называть презреннойкличкой «Вор», когда он сможет жениться на Наташе и уехать с нею. Онжелает так жить, «чтобы самого себя можно мне было уважать». Однако всамом его прозвище «Пепел» заключен двойной смысл. С одной стороны,подчеркивается его основательная уже испепеленность, а с другой — дается намекна какие-то живые искры, а может быть, и пламя надежды, таящееся под этимпеплом.
Лишьдва персонажа, находящиеся в этой ночлежке, явно не склонны о чем-либо мечтать:это Бубнов, подверженный «злющему запою», и Барон, у которого всеосталось в прошлом. Примечательна фамилия этого Барона, который, как и Актер,давно утратил свое имя. В момент особого пьяного возбуждения он неожиданновспоминает, что дед его звался Густав Дебиль. С одной стороны, это пышная,аристократическая, французских корней фамилия, а с другой — слово, происходящееот французского de bille и рождающее представление о подлинном дебиле,физически и психологически выродившемся субъекте, ставшим сутенером упроститутки.
Вэту трагически печальную ночлежку является Лука, он начинает старательноподдерживать мечтания людей «дна». Он укрепляет веру Анны вблагополучную загробную жизнь, поддерживает мечтания Насти о возможной пылкойлюбви, вселяет в сознание Актера веру в возможность излечения от алкоголизма вбесплатной лечебнице. Он подхватывает слова Пепла о вольной жизни, рассказываетему о Сибири, где, оказывается, нужны такие люди, как Васька Пепел.
Вконце третьего акта Лука незаметно исчезает. И всем незадачливым мечтателямприходится вновь столкнуться с реальной действительностью, безнадежной ибеспросветной. Снова нищета, болезни, пьянство, карточные игры, воровство,проституция, безжалостный гнет. И теперь им, поднявшимся на крыльях мечты исловно ударившимся о глухую непробиваемую стену жизни, становится еще тяжелее.Разбиваются их надежды, сердца, трагически завершаются судьбы. Наташеошпаривают ноги, и она попадает в больницу. Васька Пепел отправляется в Сибирь,но за казенный счет, становясь каторжником. Анна умирает. Клещ примиряется сокружающим его бытом.
Толчокк трагическим развязкам дает пламенная речь Сатина о Человеке, ибо становитсяневыносимо сопоставлять то, каким человек должен быть, с тем, в какое положениеон ныне поставлен. И вот кричит, мечется, бунтует Настя, полная исступленногоотчаяния, а Актер отправляется на пустырь, чтобы там «удавиться».
Горькийскорбит о таком униженном существовании человека, о столь трагической егосудьбе, на которую тот обречен в условиях бесчеловечной действительности. Ивсем пафосом своей пьесы он протестует против такого порядка вещей. Он тожемечтает — вместе со своим Сатиным — о таком будущем, при котором имя человекабудет звучать гордо.
Прекрасно будущее, в котором все будет вчеловеке и все — для человека, когда люди забудут о существовании самого«дна». К сожалению, не довелось еще дожить до этого будущего, ногорьковская пьеса укрепляет нас в надежде, что оно может наступить.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kostyor.ru/student/