Произведения Николая Алексеевича Некрасова всегда отличаютсясоциальной направленностью, он создавал свои стихотворения и поэмы «о народе идля народа», описывая его проблемы, мысли и интересы, быт и нравы. Не являетсяисключением и «Кому на Руси жить хорошо?». В этом всем известном произведенииотразилась сложная ситуация, сложившаяся в России после отмены крепостногоправа.
В самом начале поэмы, в прологе, собралось семь мужиков,которые завели спор, пытаясь выяснить, «кому живётся весело, вольготно наРуси». И для этого они пустились в путешествие, встречая на своём пути и слушаярассказы про совершенно разных по своему положению в обществе людей. Это ипоп, и помещик, и крестьянка Матрёна Тимофеевна, и Ермил Гирин, и солдат,который вернулся на Родину и в этом видит своё счастье, и семинарист ГришаДобросклонов, и многие другие. Немногих героев мы можем назвать по-настоящемусчастливыми, с точки зрения автора, и ни одного – по мнению мужиков. Ведь чтодля них счастье? Чёткое определение этому даёт дьячок, фигурирующий в самомначале их странствия, который сказал:
В чём счастие, по-вашему?
Покой, богатство, честь?
Не так ли, други милые?
Они сказали: «Так».
Эту «формулу» можно попробовать применить к судьбам разныхгероев и понять, почему же не нашли странники счастливых среди всех, ктовстречался им на пути.
Первым человеком, с которым завели мужики разговор обинтересующем их предмете, был поп. С первых же его слов («Православные! Роптатьна Бога грех…») мы понимаем, что рассказ не будет радостным, что не вольготно ине весело живётся священнослужителям, что всё, что о них говорят – выдумки незнающихлюдей. Ведь нет у попа ни богатства, ни чести, ни покоя. Да и откуда бы имвзяться, если живёт поп только на пожертвование прихожан и деньги, заработанныена венчаниях и похоронах, не имея возможности, в отличие от крестьян,обрабатывать собственную землю. Если в любой час, в любой день недели, в любуюпогоду, будь то мороз, гроза, лютая жара или половодье, он должен ехать кумирающему человеку, исповедовать его, совершать необходимые обряды, а потомслужить службу и заниматься своими насущными проблемами. Если люди «слагаютсказки балагурные и песни непристойные» о священнослужителях, обзывают его женуи детей, то о каком же счастье может идти речь? Нет у попа ни покоя, ниуважения, ни денег.
Не лучше ситуация и у помещиков. После отмены крепостного праваони оказались совершенно не приспособленными к новым условиям, они ничего неумеют делать, потому что родители и учителя готовили их к спокойной жизни,основанной на эксплуатации труда крепостных, потому что их не учили необходимымдля нового времени вещам. И образ «румяненького, осанистого, присадистого»помещика вызывает у нас жалость, ведь может и хотел бы он сейчас начать всёзаново, да не может. «Порвалась цепь великая, порвалась – расскочилася. Однимконцом по барину, другим по мужику!..»
Чуть ближе к «идеалу» Ермил Гирин. У него есть двесоставляющие счастья: уважение окружающих и богатство. Своей честностью,порядочностью, благородством и высокой моралью он заслужил доверие всех людей,которые его окружают, был выбран старостой. Но, не смотря на всё это, нет уЕрмилы покоя, а значит, нет и полноценного счастья. Однажды оступившись, он неможет себе этого простить, хотя с точки зрения окружающих его поступок вполнеоправдан и не вызывает негодования или презрения и злобы. И в самом деле, что такогов том, что вместо своего брата он отдал в рекруты другого человека, причём неподлым обманом и предательством, а заплатив за это ему и его матери немалыеденьги. Совесть Гирина не выдерживает такого испытания: он хочет повеситься, акогда его буквально вынимают из петли, он отходит от дел и решает занятьсямельницей. Причём и при покупке на торгах, и при её использовании мы вновьможем убедиться в честности и порядочности этого человека, в его неподкупностии благородстве. К сожалению, такие люди, как Ермил, действительно не могутнайти покоя, потому что по-настоящему честный человек честен во всём. И витоге, когда Гирин отказывается принять участие в подавление бунта, егозаключают в острог.
Но всё это мужские персонажи, а Некрасов обращается в своёмпроизведении и к женщине – Матрёне Тимофеевне, описанию судьбы которойпосвящена целая глава. Тяжела женская доля на Руси, сложно пришлось героине вжизни. Сначала она вынуждена терпеть постоянные придирки свекрови и золовки,домогательства «господского управляющего», потом переживает смерть своегопервенца, Дёмушки, навлекает на себя позор, приняв порку розгами вместо своегосына Федотушки, голод. Потом приходит новая беда: мужа Матрёны забирают врекруты, и здесь отважная женщина готова бороться за своё счастье: она едет вгород и пробивается к губернаторше, которая помогает ей восстановитьсправедливость. Нет у неё ни богатства, ни чести, ни тем более покоя. Всю жизньона должна работать, чтобы прокормить и обеспечить свою семью, терпеть униженияи многочисленные потери, но есть и у неё радость в жизни – она любит и любима.А это многое значит, ведь не многим русским женщинам так везло с мужьями. Взаключение Матрёна Тимофеевна говорит странникам очень ёмкие по своей сутислова: «А то, что вы затеяли не дело – между бабами счастливую искать!».
Итак, по мнению автора, среди этих героев нет ни одногосчастливого человека. Так кто же тот человек, которому живётся «вольготно наРуси»? Это Гриша Добросклонов, появляющийся в поэме только в последней главе.Он был отзывчивым и любящим сыном, и «в сердце мальчика с любовью к беднойматери, любовь ко всей вахлачине слилась», мечтал поехать в Москву иучиться в «новорситете».
Из двух дорог, которые автор обозначает как «дорогу торную,страстей рабу» и «дорогу тесную, дорогу честную», он выбирает вторую. И идёт поней до конца. Что ждёт его впереди? «Ему судьба готовила путь славный, имягромкое народного заступника, чахотку и Сибирь».
Нелёгок его жизненный путь, сурова судьба. Нет у него денег,нет покоя, нет всеобщего уважения, но он решил посвятить свою жизнь борьбе занародное счастье, за его освобождение от крепостных цепей.
"… И лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного Родного уголка".
И именно благодеяния для народа, именно радение за «униженных,обиженных», стремление к всеобщему благополучию порой ценой своей жизни считаетНекрасов настоящим человеческим счастьем. Не нужно денег, не нужно семьи ипочёта. Высокая цель жить и, возможно, умереть за свою Родину и русских людей –вот предназначение человека, вот смысл всей его жизни.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо?» понятие счастья многраннои несколько необычно. Не входят в него любовь и дружба, то есть те чувства, безкоторых человеку трудно прожить на свете, зато чётко обозначается социальнаянаправленность: народ, его освобождение от крепостничества, которое Гришаназывает змеёй.
Что такое счастье? На этот вопрос искали ответа миллионылюдей, и каждый из них ответил по-своему. Мы не можем точно сказать, что точказрения Некрасова самая верная, самая правильная из всех, как не можем её иопровергнуть. То же самое касается и представлений мужиков. Просто все теории игипотезы имеют право на существование, и эти в том числе.
При подготовке данной работы были использованы материалы ссайта www.studentu.ru