Проблемы смысла жизни, счастья, долга вромане «Евгений Онегин»
Вромане Льва Толстого «Война и мир» большое значение уделяется нетолько психологии, но и философии, истории. Толстой хотел показать не отдельныехарактеры, как Достоевский, а человеческую массу и способы влияния на нее.История у Толстого — это взаимодействие миллионов людей. Он пытается показать,что отдельный человек, исторический деятель не в состоянии влиять начеловечество.
Отдельныедеятели у Толстого показаны как люди, стоящие вне исторического процесса и немогущие влиять на него. У Толстого они — просто люди и прежде всего — люди. Онивступают во взаимодействие с другими героями произведения, и каждый геройсоставляет о нем свое мнение прежде всего как о человеке. Так поступает иАндрей Болконский — он контактирует практически со всеми историческимидеятелями его времени: Наполеоном, Александром, Кутузовым, Францем-Иосифом.Интересно посмотреть, как князь Андрей относится к каждому из них. Прежде всегоследует рассмотреть отношение князя Андрея к Кутузову. Это человек, которыйкнязю Андрею хорошо знаком, именно к Кутузову послал служить князя Андрея егоотец. Старый князь «передает эстафету отцовства» Кутузову. Задача итого и другого — хранить князя Андрея. Ни тот ни другой не в силах повлиять наего судьбу.
КнязьАндрей любит Кутузова как доброго дедушку и отца своей армии, и именно черезКутузова князь Андрей соединяется с народом. Кутузов не в силах повлиять ни накого, на ход истории и изменить его. Он выступает здесь как архангел Михаил — предводитель святого воинства. Русское войско — святое войско, оно защищаетсвою страну от Антихриста — Наполеона и войска дьявола. И как Архангел Михаил,Кутузов практически никакими действиями не мешает Наполеону. Он считает, чтоНаполеон образумится и раскается, как оно и случилось.
Наполеонпонимает всю бесполезность войны против русских. Наполеон не может воевать срусскими. Антихрист не может воевать со святым воинством. И ему остается толькоуйти, признав свое поражение. Эта борьба разворачивается в высших небесныхсферах, и князь Андрей, как существо высшего порядка, понимает, что Наполеон иКутузов — не просто главнокомандующие двух враждебных армий. Это существа,личности которых сформировались где-то в другом мире. Бородино — это своегорода Армагеддон, последняя схватка, последняя битва Добра и Зла. Так это ислучилось — в этой битве Наполеон потерпел поражение.
КнязьАндрей это понимает, у него это понимание где-то на подсознательном уровне. Онне отдает себе в этом отчета. В начале романа он воспринимает Наполеона каквластителя мира, умного и честного. Это согласуется с библейскимиапокрифическими словами о том, что Антихрист придет властвовать и все его будутлюбить. Так и Наполеон — пришел властвовать и хотел власти над всеми. Но Русьнельзя покорить, Русь — святая земля, святое воинство, ее нельзя завоевать. Укнязя Андрея при Бородине, при иносказательном Армагеддоне была своя роль — онявился символом ангельского смирения, и здесь он противопоставлен Кутузову,который дает сражение Антихристу. И Кутузов здесь воспринимается князем Андреемименно так, как воспринимают ангела — как доброго всеобщего отца.
Здесь,чтобы закончить разговор о Кутузове и Наполеоне в восприятии князя Андрея,нужно сказать об отличии Кутузова от Наполеона, о различиях в их философии имировоззрении. Кутузов более близок к князю Андрею, потому что это восточныйтип человеческого сознания. Князь Андрей сам близок к нему. И это сближает егос Кутузовым. Наполеон же — олицетворение западной философии и западногомировоззрения. Совсем иначе князь
Андрейвоспринимает двух императоров — Александра и Франца-Иосифа. Это обычные люди,которых судьба вознесла на высшую ступень власти. Они не могут удержать этувласть в руках. Князь Андрей чувствует неприязнь к обоим императорам. Ониземные властители, но они недостойны быть ими. Они боятся этой власти ипередоверяют ее своим генералам, командующим, советникам и другим прислужникамвласти. У Александра такая же философия, он передоверяет свою функциюглавнокомандующего Бенигсену и другим иностранцам. Андрею не нравятся люди,которые не способны нести ответственность за свои поступки. Если ты не можешьвластвовать — зачем называться императором? Власть — это прежде всегоответственность за тех людей, которые тебе подчиняются. Александр не мог за нихотвечать. Франц-Иосиф тоже. Князь Андрей больше уважает Александра за то, чтоон понял свою неспособность командовать армией и передал ее Кутузову.Франц-Иосиф не способен понять даже свою неталантливость. Он глуповат иомерзителен князю Андрею, который чувствует свое превосходство над обоимиимператорами. Это ощущается где-то на подсознательном уровне. У Андрея к нимотношение непрощающего ангела. А к полководцам, которые потерпели поражение, укнязя Андрея отношение сочувственное. Например, к генералу Маку у негоотношение офицера. Он видит его, униженного, разбитого, потерявшего все своевойско, — и у него не рождается негодования. Генерал Мак пришел к апостолуМихаилу — Михаилу Илларионовичу Кутузову. Он пришел с непокрытой головой,мокрый, понурый. Он не скрывает своей вины, и архангел Михаил прощает его. Ивслед за ним прощает его апостол Андрей. Другого полководца, уже русского,князя Багратиона, Михаил благословляет на подвиг. «Благословляю тебя,князь, на великий подвиг» — так говорит Кутузов, и князь Андрей проситразрешения сопровождать его, как его ангел-хранитель.
Особнякомстоит отношение князя Андрея к Михаилу Михайловичу Сперанскому. Князь Андрей невоспринимает его как человека. Очень важна здесь такая деталь, какметаллический смех и холодные руки Сперанского. Это говорит о Сперанском как омашине, созданной кем-то на «благо» государства. Его задача — реформировать и обновлять. Он на это запрограммирован. Князь Андрей не можетработать с машиной и расстается с ним. Таким образом, исторические деятелиоцениваются князем Андреем по-разному, но ни один не воспринимается каксущество, способное к влиянию на мировой исторический процесс. Это существо неот мира сего, и у них нет силы даже на то, чтобы повлиять на историю, даже какпростой народ. Они не являются народом и выпадают из человечества, потому чтоони слишком сильны для него, а значит, слишком слабы.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/