Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Позиция автора в романе "Обломов"

Позицияавтора в романе «Обломов»
 
После долгих ожиданий,вызванных публикацией одного из основных эпизодов романа, сна Обломова,читатели и критики смогли наконец прочесть и оценить его целиком. Скольоднозначно было всеобщее восхищение произведением в целом, столь жеразносторонними были взгляды на смысл, вложенный И. А. Гончаровым в “Обломова”.И неудивительно; кто, кроме автора, может знать это наверняка? Похоже, что исам Гончаров за долгое время писания романа успел поменять к нему своеотношение. Ведь не случайно многие его современники говорят о том, что оннегативно относился к первой части “Обломова” и, напротив, советовал прочестьвторую и третью, написанные гораздо позднее. Попробуем же разобраться, какотразились взгляды Гончарова в этом произведении и какова была его позиция поотношению к основным персонажам.
Изначально сюжет “Обломова”задумывался, по-видимому, как обобщенное жизнеописание бездеятельного,апатичного, уходящего в прошлое помещичьего класса на отдельном примере.Позиция автора по отношению к крепостному праву должна была отразиться вподробном рассказе о жизни Ильи Ильича Обломова, бездумно проводящего день заднем в своей загородной усадьбе. В соответствии с этой задумкой и писалсяпервый том “Обломова”, повествующий большей частью о детстве Ильи Ильича. Принаписании же последующих трех частей произведения отношение к нему Гончароваменяется. Во-первых, автор переносит своего героя в городские условия и черезнего показывает свое отношение к столичному обществу. Во-вторых, усложняетсясюжетная линия. О последней следует говорить отдельно. Этот прием испытаниялюбовью, впрочем, встречается не только у Гончарова. Показывая, как ведет себя,влюбившись, тот или иной герой, автор сможет открыть много новых граней в душесвоих персонажей, которые не проявились бы ни при каких других обстоятельствах.При этом автору предоставляется возможность преподать своего героя с той илииной стороны в зависимости от его отношения к последнему. По развязке любовногосюжета можно также судить о позиции автора относительно персонажа.
Разбор произведения, конечноже, нужно начать с первой части, несмотря на то что завязка и развитиеосновного сюжета происходит в трех последующих. Вначале, через разговорыосновного героя, Ильи Ильича Обломова, автор характеризует его какдоброжелательного и гостеприимного человека и в то же время обладающегонеобычайными сонливостью и ленью. И потом, для объяснения истоков егохарактера, Гончаров вводит сон героя, где показывает его детство. Такимобразом, композиция произведения не нарушается.
Начинается повествование обидиллическом крае, где родился и вырос Обломов, с одного из основных и, на мойвзгляд, самых интересных моментов этой части романа. Здесь описывается природаобломовского края. Ее безмятежность и равнинность, конечно же, заметнопреувеличены и порой даже граничат с чем-то сказочным, в | силу общей атмосферыпоместья. Однако, что интересно, по замеча-н1гям самого Гончарова, сделаннымздесь же, можно судить, что этот пейзаж во многом отражает его взгляд наприроду. Из этого отрывка мы видим, что автору чужды лермонтовские описаниягрозных стихий. В его идиллическом месте “нет дремучих лесов — нет ничегограндиозного, дикого и угрюмого”. Да и неудивительно, ведь позиция Гончарова поотношению к ним вполне определенна: море “наводит только грусть” на него, а“горы и пропасти… грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на негокогти и зубы дикого зверя...”. Зато в “мирном уголке”, обрисованном им дляОбломова, даже “небо… как родительская надежная кровля”. “Солнце там ярко ижарко светит около полудня и потом удаляется… точно нехотя...” А “горы…только модели тех страшных гор”, И вся природа там “представляет ряд…веселых, улыбающихся пейзажей...”.
Далее идет описание помещичьегои крестьянского быта, то есть того, что изначально должно стать основойпроизведения. Сама мысль, пронесенная здесь, не нова: бездействующие помещики,основу жизни которых составляет вопрос о том, что выбрать на обед, и крестьяне,работающие изо дня в день на благо господ. Интересно не это, а то, как отражаетГончаров свое отношение к этому образу жизни. Здесь, как и во всем в Обломовке,краски как бы притушены. Вот как описывается здесь жизнь крестьян: “Счастливые людижили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другиеживут точно так же и что жить иначе — грех...” Я думаю, что автор прибегнул ктакому стилю, поскольку, отразив свою позицию по отношению к проблемекрепостного права, он не должен был нарушить атмосферу всеобщей сонливости,столь важную для главного героя. Ведь каково бы ни было отношение Гончарова кпомещикам, мне кажется, что в глубине души он сочувствует и симпатизируетОбломову. Эта же всеобщая апатия, которая окружала Илью Ильича в детстве, моглабы отчасти его оправдать.
Здесь впервые Гончаровымупоминается Штольц. Позиция автоpa по отношению к нему в будущем ясна. Ондолжен будет стать обобщенным образом передового человека, включающим в себятвердость характера, гибкий ум, постоянную жажду действия, иначе говоря,отобразить полную противоположность Обломову. Соответственно и условиявоспитания, формирующие его будущий характер, автор делает совершенно иными,нежели в Обломовке.
Теперь, перейдя к трем основнымчастям романа, надо сказать, что основной сюжетной линией здесь являютсявзаимоотношения между Ольгой Ильинской и Ильёй Ильичом Обломовым. Однаковначале нужно рассмотреть, как отразилась авторская позиция в отношенииОбломова и Штольца в их сравнении. В таком случае, рассматривая развитиелюбовной линии между Ольгой, Обломовым и Штольцем, мы сможем еще разподчеркнуть тот или иной взгляд автора на личности этих двух персонажей.
Наделенный лишь самымиправильными и необходимыми чертами характера, автору, как и читателю,несомненно нравится Штольц, но в то же время, как и большинство из нас,Гончаров испытывает чувство симпатии к Илье Ильичу. Эта позиция автора поотношению к своим героям отразилась не только на их судьбах, но даже и впортретах. Вот как он описывает Обломова: “Это был человек лет тридцатидвух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, но с отсутствием всякойопределенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”. А вот описаниеШтольца: “Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровнаяанглийская лошадь… Цвет лица смугловатый и никакого румянца; глаза хотьнемного зеленоватые, но выразительные”. Один не может не вызывать симпатиимягкостью и мечтательностью натуры, отразившимися и на лице, другой восхищаетсвоей твердостью и целеустремленностью, читаемыми во всем облике.
Отношение автора к нимвыразилось и через взаимные характеристики героев. И здесь надо поговорить остранной дружбе между этими двумя диаметрально противоположными людьми. Наврядли дело лишь в детской, когда-то соединявшей их привязанности. Но что же тогдасвязывает их? Если дружбу Обломова можно объяснить необходимостью в сильном,деловом человеке, который бы всегда пришел на помощь его нерешительной исонливой натуре, то чем объяснить привязанность Штольца к Обломову? Думаю, чтона этот вопрос можно ответить словами самого Андрея: “Это хрустальная,прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе! ”
Теперь можно подойти клюбовному сюжету. Но, прежде чем описывать взаимоотношения Ольги с Обломовым иШтольцем, надо сказать об отношении автора к ней самой. Гончаров несомненнодоброжелателен к своей героине. Она наделена такими чертами, какпроницательность, уравновешенность, гордость. Несомненно, восхищает авторачувство долга, которым прежде всего руководствуется героиня, возвышенность еедуши, отражающаяся в прекрасном голосе. Все это чувствуется и во внешнем обликеОльги: “Нос образовывал чуть заметную грациозную линию; губы тонкие и большейчастью сжатые; признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То жеприсутствие мысли и в зорком, всегда бодром… взгляде серо-голубых глаз...” Ипоходку ее автор описывает как “легкую, почти неуловимую”. Думаю, не случайнопридает Гончаров ей эту особую одухотворенность. Она призвана быть как бы ангелом-хранителемОбломова, разбудить его уснувшую душу.
Как же раскрывает автор образОбломова через его отношения с Ольгой? Хорошие или плохие черты выявит черезэто Гончаров у Ильи Ильича?
Конечно, миссия Ольги с самогоначала была обречена. Человек не может жить лишь любовью, не думая более ни очем. Однако через нее автор открыл в герое, которому, по моему мнению,симпатизирует, множество положительных черт. На некоторое время Гончаров простопреображает Обломова: “Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. Налице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазахблеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности”. Ну при какихеще обстоятельствах “чистое, верное сердце” Ильи Ильича смогло бы себя такпроявить.
В отношениях же Ольги соШтольцем все происходит совсем наоборот. Их союз закономерен и гармоничен. Онипохожи и потому хорошо понимают друг друга. Самой судьбой им предопределенодолгое спокойное счастье. Но здесь, правда, неявно, автор указывает на скрытыйнедостаток в натуре Штольца. Ольга, которая, казалось бы, должна быть абсолютносчастлива, испытывает какое-то странное беспокойство, объяснить которое неможет даже Андрей. И сам собою напрашивается вопрос, не смутная ли это тоскаОльги по страстному чувству, которое не может дать ей Штольц. Быть может, здесьавтор хотел сказать, что этому правильному и передовому герою не хватаетнемного безумных порывов.
Как бы там ни было, судьбыобоих героев складываются относительно удачно. Штольц обретает свое счастье сОльгой, а Обломов находит свою Обломовку на Верхлевской улице и доживает тамсвой век с женщиной, о которой всегда мечтал. Такая развязка еще разпоказывает, что позиция автора по отношению к обоим своим героям носитположительный характер.
В заключение же хотелось бысказать, что мне очень понравился роман, и я склонна согласиться со словами И.С. Тургенева:
“Покаостанется хоть один русский — до тех пор будут помнить Обломова”. Ведь,действительно, образ этот жив и по сей день, стоит только оглянуться. Многим лииз нас не принадлежат, хотя бы частично, черты Обломова, столь удачноотраженные Гончаровым?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Астраханская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Реферат Вещественные числа. Способы представления и хранения в ЭВМ
Реферат Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических
Реферат Программа обучения игре на балалайке
Реферат Выявление проблемных мест контроллинга и направлений его развития
Реферат «Владивостокский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
Реферат Цифровые транспортные сети SDH
Реферат Рынок - его функции и структура
Реферат История Совинформбюро
Реферат Лебяжий пруд и Конюшенный двор
Реферат «Региональный туризм – 2011»
Реферат Постсоціологічний період в розвитку соціологічної думки Ф Знанецький і Т Парсонс
Реферат Динамический анализ механизмов
Реферат Остеохондроз позвоночника: перспективы применения физических упражнений
Реферат Партизанское движение Брянщины в годы ВОВ