Поэма Н. В. Гоголя «Мертвыедуши» — гениальная сатира на крепостническую Русь
Примерный текст сочинения
ПоэмаН. В. Гоголя «Мертвые души» — произведение сатирическое. Эта смешнаяи веселая книга тем не менее наводит читателя на грустные раздумья о судьбеРоссии и ее народа. Особенностью гоголевского таланта было органическоесочетание комического и трагического. Поэтому в «Мертвых душах»смешные сцены и характеры только более ярко оттеняют общую трагическую картинурусской действительности 30—40-х годов XIX века. Гоголь был убежден в том, чтоодним из самых действенных средств преобразования общества является осмеяниетипических пороков, которые мешают его дальнейшему развитию. Поэтому авторшироко использует в поэме сатирические изобразительные средства.
Сиронией описывает Гоголь приметы типичного губернского города, который мы видимглазами недавно приехавшего Павла Ивановича Чичикова. Это и дома, затерянныесреди широкой, как поле, улицы, и почти смытые дождями нелепые вывески скренделями и сапогами, среди которых выделяется гордая надпись:«Иностранец Василий Федоров». Юмористически изображенный городскойпейзаж дает представление не только о внешнем виде города, но и о жизни егообитателей, их общем культурном уровне. Побывав в городском саду, Чичиковувидел деревца, которые были не выше тростника. Однако в газетах говорилось отом, что город украсился садом «из тенистых широколиственных дерев».Патетические строки местного журналиста особенно подчеркивают убожество этогонебогатого, неблагоустроенного города, где за два рубля в сутки проезжающийможет получить в гостинице «покойную комнату с тараканами, выглядывающими,как чернослив, из всех углов», или пообедать в трактире блюдомдвухнедельной давности.
Ироническирисует в поэме автор также портреты помещиков и чиновников. Называя Манилова«весьма обходительным и учтивым», автор характеризует героя словамииз его же лексикона. Именно таким хочет казаться этот помещик, таким ивоспринимают его окружающие. Глаза Манилова Гоголь сравнивает по сладости ихвзгляда с сахаром, подчеркивая приторную слащавость. Описывая внешностьСобакевича, писатель сравнивает его со средней величины медведем,остро-иронически сближая образ героя с животным. Это позволяет выявить характерныеособенности этого персонажа: его животную сущность, полное отсутствие в немэстетического чувства, высшего духовного начала. Этой цели подчинено иуподобление мебели Собакевича самому хозяину. «Стол, креслы, стулья — всебыло самого тяжелого и беспокойного свойства». Ирония в характеристикеНоздрева связана с противоречием между ее первой частью, называющей подобныхему людей хорошими товарищами, и следующим замечанием, что «при всем томбывают весьма больно поколачиваемы».
Помимоиронических характеристик героев. Гоголь насыщает поэму комическими ситуациямии положениями. Например, запоминается сцена между Чичиковым и Маниловым,которые уже несколько минут не могут пройти в гостиную, потому что настойчивоуступают друг другу эту почетную привилегию, как культурные, деликатные люди.Одной из лучших комических сцен поэмы является эпизод посещения Чичиковымпомещицы Коробочки. В этом блистательном диалоге между дубинноголовой НастасьейПетровной и предприимчивым дельцом передается вся гамма чувств героини:недоумение, растерянность, подозрительность, хозяйственная осмотрительность.Именно в этой сцене полно и психологически убедительно раскрываются основныечерты характера Коробочки — жадность, упорство и тупость.
Комическиеситуации в поэме связаны не только с помещиками и чиновниками, но и с людьми изнарода. Такой сценой, например, является разговор кучера Селифана с дворовойдевкой Пелагеей, которая, указывая дорогу, не знает, где право, где лево. Этотлаконичный эпизод говорит о многом: о крайнем невежестве народа, егонеразвитости и темноте, что явилось следствием многовекового крепостногорабства. Те же негативные черты народа подчеркиваются комической сценой междудядей Митяем и дядей Миняем, которые, услужливо бросившись разобрать лошадей,запутались в постромках. Даже грамотный крепостной Чичикова Петрушкавоспринимается как пародия на образованного человека, ибо он получаетудовольствие от умения складывать буквы в слова, абсолютно не вдумываясь в ихсмысл.
Еслив описании внешности героев автор широко применяет иронию, то в раскрытиивнутреннего мира помещиков и чиновников он использует сарказм. Знакомство сразными типами обитателей барских усадеб при всех индивидуальных особенностяхих характеров вскрывает в них общие черты праздности, паразитизма, пошлости,духовной пустоты. Ведь и безалаберный прожектер Манилов, и хозяйственныйСобакевич, и аккуратная прижимистая Коробочка живут трудом своих крепостных,которые обеспечивают им безбедную, бездеятельную жизнь. Среди помещиков,изображенных в поэме, можно выделить тип кулака, крепкого хозяина, занятогонакоплением денег, к которому относятся Собакевич и Коробочка. В отличие от нихНоздрев и Манилов не озабочены собиранием денег. Наоборот, Ноздрев бессмысленнои безалаберно тратит их на картежные игры, попойки или покупку ненужныхпредметов. Манилова же откровенно обворовывают и управляющий, и ключница, ипрочие слуги, а он погружен в свои — неосуществимые, далекие отдействительности мечты. Значит, и бездумное расточительство одних помещиков, истяжательство других свидетельствуют о моральном вырождении дворянства вРоссии.
Саркастическиизображая в поэме чиновничество. Гоголь выявляет в нем такие отвратительныечерты, как взяточничество, казнокрадство, недобросовестность, убожествоинтересов. Если такие люди находятся на государственной службе, значит,административная система царской России не отстаивает законность и порядок, аплодит зло и произвол. А это является ярким доказательством антинародногохарактера государственного аппарата.
Кромеиронии и сарказма. Гоголь использует в поэме гротеск в изображении самогоотвратительного героя — Плюшкина. Он являет собой последнюю степень деградации,полную омертвелость души. Он даже внешне потерял человеческий облик, ведьЧичиков, увидя его, не сразу понял, какого пола эта фигура. В этом зловещемстарике давно умерли все привязанности и родственные чувства. Ему безразличнысудьбы своих детей и внуков. Он отгородился от всего мира в мрачномэгоистическом одиночестве. Из его души выветрилось все, кроме скупости,перешедшей все разумные пределы. Мелочное стяжательство Плюшкина превратилось всвою противоположность. Именно образом Плюшкина Гоголь в полной мере раскрываетвсю глубину преступления помещиков перед своим народом.
Рисуяв поэме многоликое зло русской жизни, Гоголь убеждает читателя в том, чтоглавной болезнью николаевской России было крепостное право, которое наносилоогромный вред стране, губило и калечило народ. Недаром Герцен назвал«Мертвые души» «историей болезни, написанной рукоймастера».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.kostyor.ru/