Помещичья Русь в поэме Н. В. Гоголя«Мертвые души»
Примерный текст сочинения
Впоэме Н. В. Гоголя изображена крепостническая Русь, страна, в которой вся земляс ее богатствами, ее народ принадлежали правящему дворянскому классу.Привилегированное положение дворянства накладывало на него ответственность заэкономическое и культурное развитие государства.
Каковыже основные представители этого сословия? Писатель дает в поэме крупным планомобразы помещиков, этих хозяев России. Причем он изображает не лучшуюпросвещенную часть дворянства, а тех, кто составлял его основную массу.Знакомство с обитателями патриархальных барских усадеб — Маниловым, Ноздревым,Собакевичем, Коробочкой, Плюшкиным — выявляет основные типичные чертыроссийского провинциального дворянства: паразитизм, алчность, бездумноерасточительство, умственное и моральное убожество. Как замечательныйписатель-реалист Гоголь раскрывает эти общие качества в индивидуальных, ярких инеповторимых образах, создавая типические характеры.
Расположениепомещиков в поэме не случайно. Сначала мы вместе с Чичиковым попадаем впоместье Манилова, которое называют парадным фасадом помещичьей России, а затемпоследовательно гостим у хозяйственной, аккуратной «скопидомки»Коробочки, чтобы потом побывать в разоренной усадьбе фамильярного, бесшабашногоНоздрева и у основательного кулака Собакевича. Завершает это безотрадноепутешествие картина полнейшей ветхости и запустения деревни Плюшкина. В такойпоследовательности мы видим движение — от лучшего к худшему. И касается это,главным образом, не столько барских усадеб, сколько их обитателей.
Маниловпри первом знакомстве производит приятное впечатление культурного деликатногочеловека. Но уже в этой беглой характеристике слышится знаменитая гоголевскаяирония. Об этом говорит и книга, два года заложенная закладкой на четырнадцатойстранице, и сравнение его глаз с сахаром. В облике этого героя явственнопроступает приторная слащавость. Склонность Манилова к изысканным, витиеватымоборотам речи говорит о его стремлении казаться просвещенным, высококультурнымчеловеком. Но эти внешние обходительные манеры не могут скрыть пустоты егодуши. Все занятия Манилова состоят в бессмысленных мечтаниях, глупых и неосуществимыхпрожектах. На эту мысль наводит и описание его усадьбы, которое является уГоголя важнейшим приемом характеристики помещиков. Каков хозяин, такова иусадьба. У Манилова в деревне царят беспорядок и разорение. Это впечатлениеусугубляется описанием пейзажа с преобладанием неопределенного, серого цвета.Невольно вспоминается авторская характеристика людей типа Манилова: «ни тони се», «ни в городе Богдан ни в селе Селифан». ХарактерМанилова во всей полноте выражается в его речи и в том, как он ведет себя вовремя сделки с Чичиковым. Гоголь смешно описывает растерянность Манилова.Понимая, что предложение милейшего гостя явно противоречит закону, он не всилах отказать такому приятнейшему человеку. Его озабоченность находитвыражение в размышлении о том, «не будет ли эта негоция не соответствующеюгражданским постановлениям и дальнейшим видам России?» Комизм ситуациизаключается в том, что заботу о политике государства проявляет человек, незнающий, сколько крестьян у него умерло, не умеющий наладить свое собственноехозяйство. И такие люди являются правящим классом России!
Другойтип помещицы предстает перед нами в образе Коробочки. В отличие от Манилова онахозяйственна и практична. Она хорошо знает цену «копейке». Поэтомуона так боится продешевить, продавая Чичикову необычный товар. Все доводыпредприимчивого дельца разбиваются о ее несокрушимую«дубинноголовость» и жадность. Значит, при всех индивидуальныхособенностях она отличается такой же пошлостью и «мертводушием», какМанилов.
Затокакой неукротимой энергией, активностью, бойкостью, стремительностью веет отНоздрева, этого кутилы, лихача, известного в городе «историческогочеловека». Его совершенно не занимают мелочные заботы о накоплении денег.Нет, у него другая, противоположная страсть — бездумно и легко тратить деньгина кутежи, картежные игры, покупку ненужных вещей. Каков же источник егодоходов? Он тот же, что и у других помещиков — крепостные крестьяне, которыеобеспечивают своим господам праздную и беззаботную жизнь. Именно на этой благодатнойпочве буйно расцветают такие качества Ноздрева, как наглое вранье, хамскоеотношение к людям, нечестность, бездумье. Это отражается в его отрывочной,быстрой речи, в том, что он постоянно перескакивает с одного предмета надругой, в его оскорбительных, бранных, циничных выражениях типа «скотоводэдакой», «свинтус ты за это», «такая дрянь». Говоря ободном герое, автор вместе с тем дает характеристику подобным ему людям. Иронияавтора заключается в том, что в первой части фразы он аттестует таких ноздревыхкак «хороших и верных товарищей», а затем добавляет: "… и привсем том бывают весьма больно поколачиваемы". За что? Конечно, за ихстрастишку нагадить ближнему. Усадьба Ноздрева помогает лучше понять и егохарактер, и жалкое положение его крепостных, из которых он выколачивает все,что возможно. Поэтому нетрудно сделать вывод о бесправном и нищенском положениикрепостных Ноздрева.
УСобакевича в противоположность Ноздреву все отличается добротностью ипрочностью. Но это не производит отрадного впечатления, потому что Гогольгиперболически подчеркивает уродство и нелепость построек Собакевича иобстановки его дома. При описании внешности этого героя писатель применяетблестящий художественный прием — он сравнивает Собакевича со «среднейвеличины медведем». Это позволяет читателю не только зримо представитьсебе облик героя, но и увидеть его животную сущность, отсутствие высшегодуховного начала. Если Манилов хотя бы пытался усвоить внешние манерыинтеллигентного гуманного человека, то Собакевич не скрывает своего глубокогопрезрения к просвещению, определяя его словом «фук». Именнособакевичи были главной опорой трона, они убивали все гуманное и прогрессивное.Собакевич — ярый крепостник, который никогда не упустит своей выгоды, даже еслиречь идет об умерших крестьянах. Позорный торг из-за «мертвых душ»обнаруживает определяющую черту его характера — неудержимое стремление кнаживе, алчность, стяжательство. При обрисовке образа Собакевича писательшироко использует прием гиперболизации. Достаточно вспомнить его чудовищныйаппетит или портреты полководцев с толстыми ногами и «неслыханнымиусами», украшавшими его кабинет.
Иронияи сарказм в характеристике Манилова, Коробочки, Ноздрева и Собакевича сменяютсягротескным изображением Плюшкина. Он, безусловно, наиболее омертвелый среди«мертвых душ», так как именно в этом герое Гоголь показал пределдушевной опустошенности. Он даже внешне потерял человеческий облик, ибоЧичиков, увидя его, не мог понять, какого пола эта фигура. Наглость и хамствоНоздрева, его стремление напакостить ближнему все-таки не мешали ему появлятьсяв обществе и общаться с людьми. Плюшкин же полностью замкнулся в своемэгоистическом одиночестве, отрезав себя от всего мира. Ему безразличны судьбысвоих детей, его тем более не трогает судьба мрущих от голода крестьян. Всенормальные человеческие чувства полностью вытеснены из души Плюшкина страстью кнакопительству. Но если у Коробочки и Собакевича собранные деньги шли наукрепление хозяйства и тратились осмысленно, то маразматическая скупостьПлюшкина перешла все пределы и обратилась в свою противоположность. Занятыйсобиранием всякой дряни, вроде черепков и старых подошв, он не замечает того,что разрушается его хозяйство. Судьба крепостных Плюшкина особенно впечатляющеговорит о трагической участи русского народа, которым правят алчные, жадные,пустые, расточительные и выживающие из ума люди. Поэтому гоголевская поэманеизбежно заставляет задуматься о том, каким страшным злом России на протяжениивеков было крепостное рабство, как оно калечило и ломало судьбы людей,тормозило экономическое и культурное развитие страны.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.kostyor.ru/