Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Почему "огненное" и почему "А"?

Почему «огненное» и почему«А»?
Евгений ПЕРЕМЫШЛЕВ
Евгений Замятин – писатель лукавый, ирония еговыходит на первый план в произведениях разве что заведомо сатирических, ноприсутствует она везде.
Вотконкретный пример – сказка «Огненное А». Поскольку это сочинение коротенькое,его можно разобрать строчка за строчкой «методом медленного чтения» –приёмом, которым нередко пользуются литературоведы, анализируя какое-нибудьпроизведение. При этом читатели или слушатели погружаются в художественный мир,созданный автором, видят, как работают различные части словесного механизма,понимают, зачем нужны те или иные винтики и гаечки.
Вслушаемсяв интонацию сказки Замятина и вглядимся в её героев. Первая фраза уже задаётнужный тон: «Которые мальчики очень умные – тем книжки дарят».Попробуйте здесь переставить слова. Ну, хоть бы так: «Книжки дарят теммальчикам, которые очень умны». Слова остались почти буква в буквупрежние, а смысл переменился: едкая ирония уступила место нравоучению. А ведьЗамятин-то выдержал ироническую интонацию от начала и до конца.
ПрочиталВовочка книжку про марсиан – и что же? «Лёг Вовочка спать – куда там: ушкигорят, щёчки горят. Марсиане-то ведь, оказывается, давным-давно знаки подаютнам на Землю, а мы-то! Всякой ерундой занимаемся: историей Иловайского. Нет,так больше нельзя», – уважай Замятин своего героя побольше, не стал бы онговорить «ушки», «щёчки», нашёл бы слова поспокойнее. А тутсплошная насмешка. Экий глупый мальчик – учёбу считает ерундой, а в каких-тонесуществующих марсиан верит. То ли дело взрослые: «За ужином большиечитают газету: про хлеб, забастовки – и спорят, и спорят…»
Автордобавил: "… обо всякой ерунде". Сохранил Вовочкину иронию. И тут жеразвенчал Вовочку: «Заснули наконец. Вовочка – как мышь: сапоги, брюки,куртку. Зуб на зуб не попадёт, в окошко прыг! – и на пустой монастырский выгон,за лесным складом купца Заголяшкина». Ведь разве не насмешливо этосравнение «как мышь»? Если «как мышь», при чём тут сапоги ибрюки?
Какже ведут себя Вовочка и его друзья? Глупо ведут себя: «Четверовтороклассников, самых верных, натаскали дров купца Заголяшкина. Сложили издров букву А – и заполыхало на выгоне огненное А для марсиан, колоссальноеогненное А: в пять сажен длиной.
–Трубу!.. Трубу наводи скорее!
Навёлмальчик Вовочка подзорную трубу, трясётся труба.
–Сейчас… кажется… Нет ещё… Сейчас-сейчас…
Нона Марсе – по-прежнему. Марсиане занимались своим делом и не видели огненного Амальчика Вовочки. Ну, стало быть, завтра увидят.
Ужзавтра – обязательно».
Конечно,это откровенная насмешка писателя над своими героями: «И вот – великаяночь. Красно-огненное А, четыре багровых тени великих второклассников. И ужнаведена и дрожит труба…
Нозаголяшкинский сторож Семён – в эту ночь не был пьян. И только за трубу – Семёнсзади:
–Ах-х вы канальи! Дрова-а переводить зря? Держи-держи-держи! Стой-стой!
Трое,самых верных, – через забор. Мальчика Вовочку заголяшкинский сторож изловил и,заголивши, высек.
Ас утра великих второклассников глупые большие засадили за историю Иловайского:до экзамена один день».
Новзглянем на этот текст по-другому. Кто в детстве не мечтал и о всякихпутешествиях, и о встрече с космическими пришельцами? Неужели рядом с такимивысокими, замечательными мечтами что-нибудь стоят пустые споры взрослых о хлебеи забастовках? Благо бы ещё что-нибудь делали, а то всё спорят, спорят. И чтопо сравнению с такими высокими, замечательными мечтами какие-то там дрова.Утащили они несколько штук, так ещё целый склад остался, разве жалко? Мечтаютребята об очень непростых и важных вещах: "…именно нынче начнётся новая,межпланетная эпоха истории Иловайского…". И на Земле тоже начинается новаяэпоха – сказка предположительно датируется 1918 годом. Совсем недавно произошлареволюция.
Такстало быть, и те правы, и эти? И одновременно и те, и эти не правы. Может литак быть? Как видим, может, когда мы имеем дело с разнонаправленной(амбивалентной, говоря по-научному) иронией, пропитавшей жанр литературной сказки.
Втакой сказке многие детали имеют очень важное значение. Например, почему купец,которому принадлежит склад, носит фамилию Заголяшкин? А чтобы ещё болееобнажить авторский приём иронии: «Мальчика Вовочку заголяшкинский сторожизловил и, заголивши, высек». Каламбуря, Замятин закругляет действие.
Ачто означает название сказки? Почему «Огненное А»? Точнее, почему именно А? Апотому что буква эта универсальна: как утверждает словарь символов, букватакая, называющаяся по-разному, имеется во всех языках. И сама она – символ. Снеё начинается алфавит, а герои рассказа мечтают, что, если марсиане увидят ихзнак, начнётся новая межпланетная эпоха.
Обычносказка имеет счастливый конец. Здесь автор самой своей иронией устранилсчастливую развязку. Нарушил законы жанра? Нет! Ведь сказка Замятина –необычная, литературная, авторская.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lit.1september.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.