СОДЕРЖАНИЕ.
1. Вступление. –стр. 2
2. Дом искусств. –стр. 3
3. А.А. Блок. –стр. 4 -5
4. «АхматовскийПетербург». – стр. 6
5. «Бродячаясобака». – стр. 7
6. Н.С. Гумилев. –стр. 8
7. О.Э.Мандельштам. – стр. 8-9
8. А.М. Горький. –стр. 10-12
9. В.В.Маяковский. – стр. 12-14
10. Заключение. –стр. 15
11. Библиография. –стр. 16
12. Приложения
ПЕТЕРБУРГ – ПЕТРОГРАД.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ГОРОДА.
ВСТУПЛЕНИЕ.
Сердце бьется ровно, мерно,
Что мне долгие года!
Ведь под аркой наГалерной
Наши тени навсегда.
(Анна Ахматова)
В век ХХ Санкт-Петербург входил,сопровождаемый тревожными или мрачными предсказаниями. Казалось, что прочнозабыто пушкинское благословение:
Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия…
В литературе начала века господствовали иныенастроения. Александр Куприн называет свой рассказ о городе «Черный туман».Герой его – молодой провинциал – приехал, чтобы завоевать столицу. И по началуему сопутствовал успех: трудолюбивый, добродушный, одаренный музыкант, он былнеотразим, все удавалось ему «шутя, словно мимоходом». Но вскоре он затосковал.И город расправился с жизнерадостным и наивным провинциалом: черный туманодарил его чахоткой, «убил в нем что-то главное, дающее жизнь и дыхание жизни»
Этот мотив рассказа не нов: онвстречается в гоголевском «Невском проспекте», в некрасовском цикле «о погоде»,в «Преступлении и наказании» Достоевского. Но в начале ХХ в. ощущениеобреченности города доходит до крайности, становится невыносимым. Образ городав зеркале «серебряного века» мрачен и тревожен.
В ушах обрывки теплого бала,
а с севера – снега седей –
туман, с кровожадным лицомканнибала,
жевал невкусных людей.
(В. Маяковский)
Во всей лирике начала века, в особенности той еечасти, что связана с образом Петербурга, сгущается ощущение неизбежной и даженеобходимой катастрофы. Но действительность оказалась бесконечно страшней того,чего ждали и жаждали едва ли не все русские поэты на переломе веков. В годыреволюций и войн в городе царили разруха, голод. Были разграблены и проданымногие бесценные творения искусства, разрушены храмы, которые одухотворялиплощади, осветляли перспективы улиц…Петербург (с 1914 года – Петроград, с 1924по 1991гг. – Ленинград) при каждом новом подъеме репрессий оказывался объектомглавного удара.
С 1914 г. (по 1969) Корней Иванович Чуковский начинаетвести рукописный альманах «Чукоккала». Название происходит от фамилии писателя– Чуковский, и от названия поселка на Карельском перешейке, где родилась этанеобычная книга, — Куоккала (с 1948 г. – Репино). В альманахе оставляли своизаписи и рисунки, чаще всего шуточные, самые замечательные деятели русскойкультуры. В книге множество эпизодов характеризующих петербургскую культурупослереволюционного десятилетия. Один из них относится к деятельностииздательства «Всемирная литература», организованного в 1918 г. А.М. Горьким. Втечение шести лет им было опубликовано более 200 первоклассных книг, которые исегодня входят в «золотой фонд» зарубежной литературы, переведенной на русскийязык.
«Чукоккала» позволяет увидеть в каких условиях этобыло сделано. Здесь помещен, например, автошарж Юрия Анненкова, художникаиздательства. Рядом – стихотворная переписка Чуковского и Блока (он занимался виздательстве германской словесностью).
Редакция с 1918 года размещалась на Невском пр., 64, сначала 1919 года – на Моховой ул., 36. В работе участвовало более 80литераторов и ученых. Издательство имело самую богатую библиотеку иностранныхкниг.
ДОМ ИСКУССТВ
В 1919 году был образован «Дом искусств» (Мойка 59),родственный «Всемирной литературе». Он стал центром, объединяющимпетроградскую интеллигенцию. Здесь было организовано общежитие для бездомныхлитераторов: в «отдельных комнатенках», как пишет Чуковский, жили Н.С. Гумилев,А.С. Грин, М.М. Зощенко, О.Э. Мандельштам и другие.
Здание, в котором расположился Дом искусств,построено еще в 1768 году для генерал-полицмейстера Н.И. Чичерина. Авторпроекта здания до сих пор не установлен. В облике здания преобладают чертыраннего классицизма, но ощутимы и отзвуки барокко. В 1858 году дом былприобретен поставщиком императорского двора купцом Г.З. Елисеевым, одним изсобственников Русского для внешней торговли банка. Также этот дом вошел висторию шахматного движения в России.
В 1860-х годах после царскогоманифеста 1861 года об освобождении крестьян Н.Г. Чернышевский и егосподвижники по революционно-демократическому подполью стремились как можношире распространять идеи революционной борьбы. И у них возникла мысль создатьлегальное прикрытие подполья в виде шахматного клуба. 10 января 1862 года вдоме Г.З.Елисеева открылся новый клуб «Общество любителей шахматной игры». Вчисло почти двух сотен членов клуба входили известные писатели (Ф.М.Достоевский, братья Жемчужниковы, Н.А. Некрасов), поэты (А.Н. Апухтин) и многиедругие деятели искусства XIX века. Клуб просуществовал менее полугода. Он былзакрыт 7 июля 1862 года в результате доноса тайных агентов полиции. С 1917 годадом опустел, так как Елисеев уехал за границу, и с 1919 года Горький возглавилхудожественный совет нового культурного центра города – Дома искусств.
Но к 1920 году обитатели этого дома постепенноразъехались по квартирам, и в здании открылся Деловой клуб. Здесь дляруководителей промышленных и торговых организаций практиковался обмен опытом,устраивались лекционные циклы и вечера отдыха.
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК
Поэт Александр Блок был петербуржцем в полном и точномсмысле этого слова. Здесь протекла вся его литературная деятельность.
Родился поэт 16 (28) ноября 1880 года в старинном домена берегу Невы рядом с главным зданием Петербургского университета – некогдапетровскими Двенадцатью коллегиями. В прежнее время он назывался «ректорскимдомом», потому что в нем помещалась казенная квартира ректора. (Ныне этоУниверситетская набережная, дом 9). Позже «ректорский дом» был перестроенвнутри и местоположение комнат, где жил Блок, точно установить непредставляется возможным.
В этом «старинном доме над Невой» (о нем рассказано впервой главе поэмы «Возмездие») Блок провел первые три года. А. Бекетов, ректоруниверситета, дед Блока, в 1883 году за «либерализм» был отстранен отректорства. Семья перебралась на Пантелеймоновскую улицу (ул. Пестеля)- дом 4. Здесь Бекетовыжили недолго, осенью 1885 года они переехали на Ивановскую улицу (нынеСоциалистическую), близ Загородного проспекта, где тоже прожили только однузиму, а с осени 1886 года обосновались на Большой Московской улице, дом 9.
С 1990 года Блок поселился в казенной квартире своегоотчима офицера лейб-гвардии гренадерского полка. Находилась квартира в зданииполковых казарм, расположенных на Петроградской набережной Большой Невки,недалеко от Ботанического сада. Отсюда в 1891 – 1898 гг. Блок ходил воВведенскую (позже – имени Петра Великого) гимназию (Большой пр., дом 37/39),а в 1898 – 1906 гг. – в университет, где учился сперва на юридическом, а потомна филологическом факультете.
Здание С. –Петербургского Университета построено попроекту Доменико Трезини в 1722 –1742 гг., оно предназначалось для размещенияСената и коллегий – высших органов государственного управления России,учрежденных Петром I. Огромнейшее трехэтажное здание расчленено на 12тождественных по размерам и внешнему облику корпусов. В XVIIIвеке каждый корпус имел собственный отдельный вход. В 30-е годы по приказуимператора Николая I в здании разместился университет. Само зданиеподверглось перестройке и реконструкции (арх. А.Ф. Щедрин).
В сентябре 1906 года Блок впервые поселился отдельноот матери – также на Петербургской стороне (Лахтинская, дом 3), а в 1907 годуна Галерной улице, дом 41 (около площади Труда). Для Бока эти годы быливременем писательского становления, больших творческих успехов и растущейизвестности. В его квартире на Галерной часто собирались писатели, актеры,художники.
С ноября 1910 года Блок жил на Петербургской стороне –на Малой Монетной улице, дом 9. А уже с 1912 года Блок живет на улицеДекабристов, дом 57 (сейчас там расположен музей – квартира Блока). В этом домепоэт провел последние девять лет жизни.
В первое десятилетие ХХ века Блок часто посещалсобрания литераторов и деятелей искусств у Мережковского и Вяч. Иванова наТаврической ул., дом 25. Квартира Вяч. Иванова была известна в культурной жизниПетербурга, как «башня».
Блок превосходно знал свой город. Он очень любилприроду, любил окрестности Петербурга. В «городских» стихах Блока не так ужмного упоминаний об архитектурных и иных вещественных памятниках Петербурга, ностихи изобилуют лирически воспринятыми образами петербургского пейзажа:
Город спит, окутан мглою,
Чутьмерцают фонари…
Тамдалеко, за Невою,
Вижуотблески зари.
Это единственный случай в русской поэзии, когда образгорода стал как бы равновелик образу поэта. Блок разрабатывал тему Петербургане в узко эстетском плане, а, следуя в основном традиции Достоевского,раскрывал ее в историко-философском и социальном преломлениях.
В начале ХХ века началось возрождение интереса и любвик Петербургу как к великолепной Северной Пальмире. В 1902 году в журнале «Мирискусства» появилась программная в этом смысле статья «Живописный Петербург»,принадлежавшая перу художника и искусствоведа А.Н. Бенуа. В ней утверждаласькрасота, значительность и неповторимость архитектурного облика Петербурга.Вслед за Бенуа И. Грабарь в своей «Истории русского искусства» раскрылхудожественные богатства петербургской архитектуры.
« АХМАТОВСКИЙ ПЕТЕРБУРГ»
Уже первая встреча с образом Петербурга в лирикеАхматовой создает впечатление о городе, который живет, заблуждается, страдает,меняется, подобно человеку; он бывает беспутен, несправедлив, жесток, но онпрекрасен, душа его божественна.
Анна Андреевна Ахматова родилась в 1889 году.Настоящая фамилия Горенко, псевдоним – фамилия бабушки. С 1890 года по 1916жила в Царском селе. Как и Блок, Ахматова почти всю жизнь прожила в Петербурге.
В 1910 году вышла замуж за Н.С. Гумилева, который ужек тому времени был довольно известным поэтом. Только с 1911 года Ахматованачинает печататься в журналах, выступать с чтением стихов.
В 20-е годы поэтесса жила в Мраморном дворце. Этоздание имеет очень интересный архитектурный облик. Оно построено в 1768-1785гг. арх. Ринальди для графа Орлова – фаворита Екатерины II.Мраморный дворец можно рассматривать как памятник периода перехода от барокко кклассицизму. С 1937 года во дворце размещался музей Ленина. Ныне дворецнаходиться в пользовании Русского музея.
В 1921-1922 гг. Ахматова жила у своей подруги актрисыО. Глебовой-Судейкиной в доме Адамини (дом 7 по Марсову полю). В стенах этогодома жили многие выдающиеся писатели, деятели науки и культуры. Дом Адаманивошел в историю и тем, что в нем несколько подвальных залов были занятыоткрывшимся в 1916 году театром-кабаре «Привал комедиантов». Основателями этоготеатра были Всеволод Мейерхольд, Алексей Толстой и другие литераторы. Стенытрех залов театра были расписаны знаменитыми художниками. «Привал комедиантов»посещали Луначарский, Горький, Маяковский, Рейснер и др. Ахматова любила быватьтут. Во многих стихотворениях она описывает этот небольшой театр.
Но большая часть петербургской жизни Ахматовой прошлав Фонтанном доме (1924-1952). Это здание тесно связано с историей русскойкультуры.
Здесь жила прославленная актриса Прасковья Ковалева(псевдоним – Жемчугова). С середины XVIII века до 1870-х годов вФонтанном доме находилась и выступала знаменитая «капелла Шереметевых» — один излучших частных хоров в России. В предвоенные годы здесь размещался уникальныйДом занимательной науки. Его создателем был Я.И. Перельман. Открыт в 1935 году.В нем было пять отделов: физики, математики, астрономии, мироведения,географии. Здесь же демонстрировался звездолет, созданный по собственномурисунку К.Э. Циолковского. Существовал Дом занимательной науки до начала войны.
На протяжении ряда лет в Фонтанном доме находилсяАрктический и Антарктический научно-исследовательский институт.
В 1989 году комнаты, где жила Ахматова, превращены вмузей. В залах дома проводятся различные выставки.
БРОДЯЧАЯ СОБАКА
В 1912 году в Петербурге на Михайловской площадиоткрылось новое артистическое ночное кабаре – «Бродячая собака». Дом №3 ещедо открытия кабаре был связан с искусством. Здесь некогда жили Карамзины, азатем Виельгорские. У него на вечерах звучала музыка Глинки, играли Берлиоз,Лист, Шуман. С домом также связана судьба Пушкина. Поэт бывал здесь в то время,когда дом занимала вдова историка и писателя Карамзина – Екатерина Андреевна. Вэтом доме он познакомился с Дантесом.
«Бродячая собака» существовала здесь до 1915 года. Ужесамо название намекало, каким мыслят себе это кабаре его учредители: А.Н.Толстой, М.В. Добужинский, Б.К. Пронин и др. Поэтические, музыкальные,театральные вечера, встречи с русскими и иностранными деятелями искусств, и наних – непринужденная, импровизационная атмосфера розыгрышей, пародий,включавшая всех присутствующих в театрализованную игру. А присутствовал навечерах цвет петербургского художественного авангарда того времени.
«Наши выступления шли обычным порядком, неизменнособирая густую публику.
В «Бродячей собаке» состоялся «вечер пяти»: Д.Бурлюка, И. Северянина, В. Каменского, С. Судейкина, А. Радакова. Это было «сотворчество»:поэты читали на фоне живописных ширм-декораций.
Мы все очень любили «Собаку», как и ее хозяина БорисаПронина.
Когда-то Пронин работал в Художественном театре порежиссерской части, а теперь пламенно горел «Собакой» и наворачивал всякие «вечераискусства» в своем подвальном «кабачке», где всегда было жарко, тесно, шумно италантливо.
В «Собаке» с удовольствием «пропадали» признанные инепризнанные гении.
Бывали там и «гости со стороны» вроде адвокатов иликоммерсантов, которых Пронин прозвал «фармацевтами»…
В результате пронинской энергии «Собака» была любимымуглом поэтов, художников, композиторов, актеров».[1]НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЕВ
Родился в 1886 г. в Кронштадте. Со второй половины90-х годов семья жила в Петербурге на углу Дегтярной и 2-й Рождественской ул.,затем на Невском пр., 97.
С 1903 Гумилев жил в Царском Селе Учился вЦарскосельской гимназии у И.Ф. Анненского.
С 1909 года Гумилев постоянно бывает на «Башне» уВяч. Иванова в собраниях «Академия стиха». В журнале «Аполлон» Гумилев велрубрику литературной критики. Издателем журнала был С.К. Маковский.Сотрудниками журнала были многие видные литераторы: И.Ф. Анненский, В. Иванов,М.А. Волошин, М. А. Зенкевич, А.Н. Толстой. Редакция находилась на наб. р.Мойки, 24. Этот дом в конце XVIIIпринадлежал трактирщику Демуту, после егосмерти вдова Демута продала дом придворному повару Рикетти, от которого домперешел к Калугиным. Здесь разместился ресторан, сначала «Сен-Жорж», затем, с1880-х годов, — «Донон», самый фешенебельный в Петербурге.
В 1911 году Гумилев основал поэтическое объединение«Цех поэтов», образовав новое течение в литературе – акмеизм. Акмеисты ставилисвоей целью достичь художественной правды, которая виделась им в поэтизации«вещей как таковых». В 1912 г. – издательство «Гиперборей» (Разъезжая ул., 3).
С началом первой мировой войны Гумилев добровольцемушел на фронт. В первый же приезд его в Петроград в литературном кабаре«Бродячая собака» было устроено чествование поэта.
С 1918 года Гумилев жил на Ивановской ул., дом 20/65,затем на преображенской ул., дом 5/12. В 1919 – 1921 гг. был членомредколлегии и переводчиком издательства «Всемирная литература».ОСИП ЭМИЛЬЕВИЧ МАНДЕЛЬШТАМ
О.С. Мандельштам родился 15 (3) января 1891 года вВаршаве, в семье богатого еврейского торговца кожами, вскоре поле его рожденияпереехавшей в Петербург (в 1897 году). В Петербурге в семье родились еще двасына: Евгений и Александр. В Петербурге Мандельштамы часто меняли квартиры,летом отдыхали в Павловске, часто выбирались в Финляндию, в Прибалтику. В 1900году Осип поступил в Тенишевское коммерческое училище на ул. Моховой 33-35, гдеучились дети интеллигенции.
Училище открыто в 1896 году князем В.Н. Тенишевым,сторонником радикальной школьной реформы. Расположенное в специально для этойцели построенном здании училище в материально-техническом отношении было однимиз самых передовых учебных заведений России. Педагогический состав был подобранблестяще. В нем хорошо было поставлено преподавание гуманитарных культур.Учащихся знакомили с основами эстетики, с русской и мировой литературой,которую преподавал директор училища, известный поэт В.В. Гиппиус. Выпускникамиэтого училища были многие известные писатели и поэты: В.В. Набоков, дети К.И.Чуковского (оба писатели). Мандельштам посещает виртуозные концерты Гофмана.Его первые поэтические опыты появились в печати в 1907 году в журналеТенишевского училища «Пробужденная мысль».
Влияние Гиппиуса на первых порах привело молодогопоэта в стан символистов. Также Мандельштам пережил серьезное увлечениереволюцией, даже собирался стать профессиональным революционером. Но современем его пыл пропал. В 1911 г. Мандельштам поступил на отделение романскихязыков историко-филологического университета. Но этот курс не закончил (в 1917г. получил справку о неполном окончании университета). В 1908 году посещаетзаседания Религиозно-философского общества. С 1909 года часто посещает вечераВяч. Иванова.
Разрыв с символизмом был подготовлен знакомством с А.Ахматовой и Н. Гумилевым, состоявшимся весной 1911 года. Дружбу с Ахматовойсохранил до конца жизни. В этом же году Мандельштам вступил в основанныйГумилевым «Цех поэтов», тем самым став акмеистом.
В 1914 году грянула первая мировая война. Мандельштам,как и многие другие поэты, был захвачен патриотическим порывом. Но он не былпринят по состоянию здоровья. Трагедия мировой войны остудила первоначальныйпатриотический пыл поэта. Он, как и многие другие ждал избавления от военногоужаса. Таким избавлением оказалась Февральская революция, которая несла надеждуна мир и свободу.
Мандельштам не имел определенного места жительства,постоянно был в разъездах по стране. Был очень беден, постоянно нуждался вденьгах.
В1917 году Мандельштам кочевал между Петроградом иКрымом.
С 1919 года поэт жил то в Петрограде, то в Москве. В1920-1921 гг. жил в «Доме Искусств». На 8-й линии Васильевского острова (дом31) установлена мемориальная доска. В этом доме жил его брат Мандельштама, ипоэт часто тут бывал.
С начала 30-х годов Мандельштама часто арестовывают.Позднее запрещают жить в Москве и Ленинграде. Умер в ссылке под Владивостоком.АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ
Еще в пору литературной молодости (1868-1936) АлексейМаксимович Горький поддерживал связи с литературными кругами российскойстолицы. Писатель стал постоянным сотрудником общественно-политического илитературного журнала «Жизнь» (ул. Восстания, 20/16),издававшегося в Петербурге, привлек к участию в этом журнале А.П. Чехова идругих авторов.
Все расширяющиеся связи Горького с писателями ииздателями потребовали его приезда в Петербург. Но осуществить это намерениедолго не удавалось, так как Алексей Максимович находился под следствием какучастник революционного движения и выехать из Нижнего Новгорода не мог.
Приехал Горький в Петербург лишь в 1899 г. 29сентября, остановился в доме у редактора журнала «Жизнь», в доме № 11 по ул.Маяковской. За время пребывания в столице совершал много различных встреч сдрузьями. При всех радостных чувствах, которыми сопровождалось большинство этихвстреч, первые впечатления Горького о Петербурге остались горестными ипечальными. Писателя поразила в столице прежде всего атмосфера затхлости илиберального благодушия.
Второй раз Горький посетил российскую столицу вфеврале – марте 1901 года. Поселился у редактора издательства, тогда еще малоизвестного, «Знание». Находилось сначала на ул. Пушкинской, дом 10, а позднеена Невском проспекте в доме 90/92. Занимало в нем весь первый этаж. Горький,помогавший журналу, стал, вскоре его идейным руководителем. Он превратил издательствов один из центров борьбы против буржуазно-реакционной литературы. Горькийучаствовал в студенческой демонстрации перед казанским собором. Полицияарестовала многих участников демонстрации.
В том же году в Петербурге и в Москве были поставленыпьеса Горького «На дне».
В один из приездов в столицу Горький познакомился сА.И. Куприным. А после четырех длительных поездок в Петербург писатель в 1904г.решил снять квартиру в доме, где раньше помещалась редакция журнала «жизнь» (его закрыли в 1901 г.), т.е на ул. Восстания 20/16. Горькиймного выступает. (Несколько раз в Тенишевском училище, как раз тогда там училсяМандельштам).
Приезжая в 1905 году в Петербург, Горький сталсвидетелем убийства сотен безоружных людей («кровавое воскресенье»).
10 января 1905 года департамент полиции распорядилсяарестовать Горького и доставить его в Петропавловскую крепость. Но Горького небыло в столице, и его смогли арестовать только в Риге, куда писатель уехал.Поднялась невиданная волна протеста против преследований писателя. В течениешести месяцев после этого Горький находился под угрозой суда, а полицейскийнадзор над ним не ослабевал ни на час. Летние месяцы 1905 года Горький провел вКуоккале (ныне Репино), где снял не большую дачу на берегу Финского залива.
Горький принял живейшее участие в создании первоголегального большевистского органа – газеты «Новая жизнь» выходившей вПетербурге с 27-го октября по третье декабря 1905 года. С 9-го номера этугазету редактировал В.И. Ленин. Редакция размещалась в доме номер 40/68на углу Невского проспекта и набережной реки Фонтанки. Это здание частоназывали «Литературным домом», принадлежавшее купцу А.Ф. Лопатину. В нем жилимногие литераторы. Здесь жили Панаев и Белинский. А еще раньше – в 1850-х годахздесь проживал И.С. Тургенев. Но во время отечественной войны этот дом былразрушен бомбой, попавшей в него, и ныне там находится новое здание,возведенное арх. И.И. Фоминым (для районной администрации).
Опасность новых преследований, которым могподвергнуться писатель, возросла после того, как властям стало известно о егоучастие в Московском вооруженном восстании в декабре 1905 года. Предупрежденныйо готовящемся аресте, Горький выехал за границу, где пробыл восемь лет.
В начале марта 1914 года писатель снял квартиру наПетербургской стороне – на Кронверкском проспекте (пр. Максима Горького), вдоме 23. По делам издательским и литературным здесь бывали пролетарские поэты.Здесь музицировали С.В. Рахманинов и А.Н. Скрябин, пел Ф.И. Шаляпин. В числечастых гостей дома были: А.И. Куприн, И.А. Бунин, В.В. Маяковский, К.И.Чуковский.
Чтобы сплотить передовые силу русской литературы подзнаменем демократической и антимилитаристских идей, Горький решил основать вПетрограде новый ежемесячный общественно-политический и литературный журнал.Этот журнал, под названием «Летопись», начал выходить в декабре 1915 года. Внем печатались материалы, направленные против разжигавшейся буржуазной прессыагрессивных империалистических настроений. Литературно-художественном отдележурнала печатались В.В. Маяковский, В.Я. Брюсов, С.А. Есенин. Редакция«Летописи» помещалась на Большой Монетной улице.
В 1918 году Горький основал издательство «Всемирнаялитература», ставшее вскоре очень популярным. Сначала издательство размешалосьв доме 64 по Невскому проспекту где до этого размешалась редакция прекратившейтеперь свое существование газеты «Новая Жизнь». Позднее контора «Всемирнойлитературы» переехала в дом 36 по ул. Моховая.
Алексей Максимович приходил сюда почти ежедневно.Вокруг издательства объединилась большая группа литераторов, призваннаяосуществить очень сложную кропотливую работу по подготовке новых переводовпроизведений зарубежной литературы, написанию вступительных статей к различнымизданиям. Для молодых сотрудников издательство организовало учебно-творческуюстудию, в которой изучалась теория и практика поэтического искусства,художественной прозы и критики. Студия вела свои занятия – семинары и лекции –в отдельном помещении (в доме 24 по Литейному пр.). Вечера и лекции проводилисьтак же в помещении самого издательства, в здании Музея города (Аничков дворец)потом в доме искусств.
Музей города помещался в Аничковском дворце с 1918 по1935 год.
При содействии Горького в бывшем великокняжескомдворце на Дворцовой набережной, 26, открылся Дом ученых. И здесь был не толькоклуб для научных дискуссий, но и общежитие, и продовольственная база,обеспечившая с помощью правительства усиленное питание людей научного труда.
Наиболее значительным начинанием писателя втеатральной области была организация, совместно с А.В. Луначарским, А.А. Блокоми М.Ф. Андреевой, Большого драматического театра, существующего и поныне нанабережной реки Фонтанки в доме 65. Это здание построенное арх. Л. Фонтаномбыло уничтожено пожаром в 1901 году, но затем снова восстановленным. Театр былзадуман как «театр трагедия, романтической драмы и высокой комедии» и началфункционировать с февраля 1919 года в Большом зале Консерватории. В 1956 – 1989годах этот театр возглавлял Г.А. Товстоногов. В честь него был переименовантеатр, бывший ранее имени Горького.
В 30-х годах здоровье Горького резко ухудшилось. В1936 году писатель скончался. На доме 32 по Кронверкскому проспекту установленамемориальная доска. А сам проспект был в Советское время переименован в честьимени Горького. Рядом с проспектом находится станция метрополитена, котораятоже получила имя писателя.
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ
В.В. Маяковский впервые приехал в Петербург начинающимпоэтом осенью 1912 года; постоянно жил он здесь сравнительно недолго – неполныхчетыре года (1915-1919) Поэт теснее связан с Москвой. Но, тем не менее и вличной и творческой его биографии Петербург – Петроград – Ленинград занимаетбольшое место. В Петербурге он создал лучшие дореволюционные стихи, поставил первуюсвою пьесу.
С 1919 года, после переезда в Москву, связиМаяковского с Ленинградом ослабевают, но не рвутся его жизни. Почти ежегодно онприезжает в Ленинград.
Не случайно по этому его именем названы в нашем городеДом писателя, Центральная библиотека, станция метро.
В 1912 году Маяковский учился в Московском училищеживописи. И в первый приезд (в ноябре 1912 года) Маяковский посещает обществохудожников «Союз молодежи», а так же выступает вместе с Бурлюком на диспуте осовременной поэзии в кабаре «Бродячая собака» позднее Маяковский не редко бывалв «Бродячей собаке» – его привлекали непринужденная обстановка и литературнохудожественный дух «подвала».
У Маяковского были большие способности по рисованию,«но живопись требует постоянного физического труда методической работы, красоки т.п., ко всему этому у Маяковского не было склонности, поэтому его увлечениеживописи длилось, хотя и долго (с 1909 по 1915 годы), все же Маяковскийоставляет рисунок и живопись и всецело отдается литературе».2
В 1909 году в Петербурге обосновался русский футуризми с тех пор стал довольно популярным течением в искусстве столицы. Выступлениефутуристов в 1912-1913 гг. проходили в нескольких залах, служивших тогдапостоянным местом для лекций, чтений и диспутов. Жестокие словесные бои сучастием Маяковского разыгрались в небольшом Троицком театре (Троицкая улица –ныне Рубинштейна, 18). Маяковский часто выступал в Тенишевском училище.
Футуристические диспуты происходили в необычнойатмосфере и требовали вызывающего обращения с публикой, которая в большинствесвоем была далека от интересов искусства, пришедшей полюбоваться скандалом ипоэтами-скандалистами.
В начале декабря 1913 года в театре «Луна-парк»,бывшем Комисаржевской, на Офицерской улице (ныне улица Декабристов, 39),состоялись первые футуристические представления: «Трагедия» В. Маяковского иопера «Победа над Солнцем», слова А. Крученых, декорации, костюмы К. Малевича,музыка М. Матюшева. Русская молодежь показала на сцене полный разлом понятийслов, разлом музыкальной гармонии, и дала новое свободное от старых условныхпереживаний творчество.
Лето 1915 года Маяковский провел в Куоккале, часто встречалсяс К.И. Чуковским, заезжал к Горькому. Вернувшись, Маяковский поселился вПетрограде в доме 52, в конце Надеждинской улице (ул. Маяковского). Маяковскийучаствует в различных митингах, проходивших в Петрограде. Весной и летом 1917 года Маяковский часто посещает редакциюжурнала «Новая жизнь». Но после постановления РСДРП о выходе из этой газетывсех большевиков сотрудничавших с ней писатель ушел из нее. Маяковский былактивным участником двух революций (февральской и октябрьской). В этом же годучасто встречался с Блоком (вплоть до смерти поэта). Маяковского поражалоотношение Блока к революции – очень неоднозначное, неясное. Позднее в 1921 годув статье «На смерть Блока» Маяковский опишет их встречу у костра на дворцовойплощади, в разгар революции: «Помню, в первые дни революции проходил я мимо худой,согнутой солдатской фигуры, греющейся у разложенного перед Зимним костра. Меняокликнули. Это был Блок. Мы дошли до Детского подъезда. Спрашиваю: «Нравится?»—«Хорошо»,—сказалБлок, а потом прибавил: «У меня в деревне библиотеку сожгли».
Вот это «хорошо» и это «библиотеку сожгли» было два ощущенияреволюции, фантастически связанные в его поэме «Двенадцать». Одни прочли вэтой поэме сатиру на революцию, другие—славу ей.
Поэмой зачитывались белые, забыв, что «хорошо», поэмойзачитывались красные, забыв проклятие тому, что «библиотека сгорела».Символисту надо было разобраться, какое из этих ощущений сильнее в нем. Славитьли это «хорошо» или стенать над пожарищем,— Блок в своей поэзии не выбрал.»3
В 1918 году в здании Консерватории была поставленапьеса Маяковского «Мистерия-буфф».
В начале марта 1919 года Маяковский переехал в Москву.
В 1920 году поэт несколько раз приезжает в Петроград.Следующие два года он здесь не был, а с 1923-го бывал ежегодно, иногда понескольку раз, чтобы выступить перед ленинградцами. Выступал обычно в Домеискусств, в зале филармонии, в зале Академической капеллы. В музеях сохранилисьафиши, объявляющие о выступлениях Маяковского.
В 1930 году 14 апреля Маяковский скончался.
* * *
С 1914 года нынешний Петербург сменил много названий,вместил в свою историю огромное количество событий. Он побывал и Петроградом (восновном именно о нем был написан этот реферат) до 1924 года, и Ленинградом до1991 года. И у каждого своя, отдельная история.
У Петербурга она началась в день основания города в1703 году, оборвалась на 1914, и продолжается сейчас — в XXIвеке.
Петроград – город революций, восстаний. Это времякоренного перелома в жизни огромного числа людей. Многие насильно лишаютсядома, семьи, остаются выкинутыми на холодные улицы Петрограда. После первойреволюции 1917 года город стоит как потерянный. Люди не знают куда им идти,кому верить и как жить. Царя нет, правительства сменяют одно другое. А в городеголод и разруха.
На плечи Ленинграда ложится Великая Отечественнаявойна. Долгий изнуренный прорыв через кольцо блокады, голод, героическая защитагорода, на которую были брошены все силы горожан.
Но, как бы не назывался наш город, в нем всегда жили,работали и учились интереснейшие люди своих эпох. Они оставили память о себе вназваниях улиц, по которым они ходили, домов, в которых жили.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я выбрала такую тему для реферата потому, что мнесамой было очень интересно почитать о литературной жизни в Петрограде. Мнехотелось понять, как жили писатели и поэты того времени, где они выступали,устраивали встречи, куда мог простой горожанин сходить их послушать. Япоставила цель описать литературный Петроград как можно интереснее и целостнее,так чтобы возможно было хоть чуть-чуть приоткрыть завесу истории и окунуться непросто в даты и названия, непонятно где находящихся и непонятно откудавозникших зданий и улиц, а знать эти дома и их фасады, знать, кто их построил,что здесь было и находится сейчас.
Я не уверенна, что цель была достигнута, и рефератполучился такой, какой мной задумывался. Но пока я искала информацию вразличных книгах, журналах, для меня открылось множество интересных изанимательных событий из жизни различных писателей и поэтов. Я узнала о том,как проходили вечера и встречи литераторов. Поразилась неисчерпаемой фантазиифутуристов, необычной изобретательности их стихов, живописи, проведениютеатральных представлений. Впервые заметила башню в Таврическом саду, гдепроходили вечера Вяч. Иванова.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Белые ночи/Сост.Л.Б. Добринская. – СПб., Лениздат, 1989.
2. Василий Каменский/Сост.М.Я. Полякова. – Книга, 1990.
3. Литературные памятные местаЛенинграда/ред. А.М. Докусова. – Лениздат, 1976.
4. Мандельштам О.Э. Об искусстве.Вступительная статья/Авт. Б.В. Соколов. – М., Искусство, 1995.
5. Прогулки по Петербургу/П.Я.Канн. – СПб., Палитра, 1994.
6. Путеводитель по С.-Петербургу.–Репринтное воспроизведение издания 1903 года. – СП Икар, 1991.
7. Русский футуризм: Теория.Практика. Критика. Воспоминания/Сост. В.Н. Терехина, А.П. Зименков. – М.,Наследие, 1999.
8. Санкт-Петербург в русскойлитературе.: учеб. -хрестом. для 9-11 кл. гимназии, лицеев. Т-2 – СПб., Свет,1996.