Петр I и его эпоха в романе А. Н. Толстого«Петр I»
… чтобыпонять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать егопрошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, вкоторых завязывался русский характер.
А. Н. Толстой
РоманАлексея Николаевича Толстого «Петр I» повествует о далекой эпохеконца XVII — начала XVIII веков, которая по праву осталась в русской историикак петровская. Работа автора над романом продолжалась 16 лет: с 1929 по 1945год.
АлексейТолстой мог бы сказать о себе словами Белинского: «Для меня Петр — мояфилософия, моя религия, мое откровение во всем, что касается России». Вромане «Петр I» продолжены традиции русской классической литературы,крупнейших представителей которой — Ломоносова, Пушкина, Льва Толстого —неизменно волновал образ великого реформатора.
Писательвоссоздает политическую и культурную жизнь, бытовой и национальный колорит,нравы, обычаи, социальные и религиозные конфликты переломного времени. Картинынародной жизни представлены и в конкретных образах. Это — Федька Умойся Грязью,один из первых строителей Петербурга; братья Воробьевы, отменные мастера, длякоторых что «колокол лить», что «шпагу калить», что«пистолет делать» — все играет в их талантливых руках. Это и кузнецЖемов — «редкой умелости человек», мечтающий о воздушном полете. Необходит автор и толпы нищих и «ярыжек» (беспутных людей, пьяниц),бунтующих и смирившихся, простых людей разных сословий и состоянии.
Надэтой пестрой и многоликой, со скрежетом и стоном сдвинувшейся с насиженногоместа Русью возвышается фигура императора Петра. Изображая характер царя, егодеяния, автор нигде не нарушает исторического масштаба событий. Лагерьпротивников петровских реформ представлен в романе с пышностью и внешнеймонументальностью: величественная осанка и «поступь» Софьи,недоступность князя Голицына. Застойность и неподвижность в их средеподчеркнуты автором в неспешности развития сюжета, особенно первых глав романа.
ОбразПетра Великого характеризуется стремительностью, динамичностью, непоказнойпростотой. У Алексея Толстого как бы сама история России, подхлестнутая волейПетра, убыстряет свое течение.
Военныепоходы, кампании были неотъемлемой частью политики Петра. И хотя они оченьизнуряли государство, вести их приходилось вследствие историческойнеобходимости. Исконные русские земли на юге были захвачены татарами и турками,преградившими путь России к Черному морю.
Выходк Балтике закрыт шведскими гарнизонами. Первоначально проигранные сражениятолько закалили молодого царя. «От беды и позора под Азовом кукуйскийкутилка сразу возмужал, неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие неузнавали — другой человек: зол, упрям, деловит».
ВВоронеже возводятся верфи, поспешно строится флот. На следующий год Петр беретАзов: "… в первую голову это была победа над своими: Кукуй одолелМоскву". Писатель показывает Петра, овладевшего 14-ю ремеслами, на приемепослов и у кузнечного горна, крепящим снасти на паруснике и в пороховом дымубаталий, в царских покоях и в сцене трактирной пирушки. Во время войны сошведами Петр «не умывался, ел на ходу». С лицом, обожженным солнцем,с ладонями в кровавых мозолях, в пыльном, пропахшем табаком и потом кафтане —такимпредстает царь Петр на страницах романа. Мы видим императора на верфи, застолом военного совета, в пыточном застенке, на ассамблеях и у прелестнойАнхен.
Третьякнига романа не была окончена из-за смерти писателя. Здесь Петр изображеннесколько иным, чем в первых двух книгах. Главный герой становится опытным,зрелым властителем. Ощущением уверенности дышит его крупная фигура, лишеннаярезких, порывистых движений, которые подмечались прежде. Но выпуклые глаза царяпо-прежнему «строгие, страшноватые», у него еще случаются вспышкинеобузданного гнева, однако во всем облике уже больше сдержанности, характернойдля государственного мужа дальновидного, проницательного, властного, дажежестокого.
Настраницах романа, запечатлевших победный штурм Нарвы, Петр олицетворяет«грозное величие» монарха, вдохновленного высокой государственнойцелью: «Дело было европейское: шутка ли — штурмом взять одну изнеприступнейших крепостей в свете». Свежий ветер с Балтики рвет парусапетровских фрегатов и бригантин, идущих кильватерным строем после победы подЮрьевом. Так молодая Россия, напрягая свои силы в битвах с внешними ивнутренними врагами, неудержимо устремилась в будущее.
Сбольшим художественным мастерством воссозданы и другие исторические деятели:Меньшиков, Лефорт, Ромодановский, царевна Наталья.
Ноцентром романа, к которому стягиваются все нити повествования, является образПетра, вылепленный Алексеем Толстым крупно, выпукло, мощно. В его натуревоплощены основные противоречия того времени. Петр Первый — национальныйдеятель большого масштаба. После «Полтавы» Пушкина роман АлексеяТолстого — это самая большая удача в создании образа Петра в русскойлитературе.
Писательне идеализировал Петра I. Горячность и темперамент, с которыми Петр принимаетсяза ломку и искоренение старых порядков, нередко приводят к издевательству надлюдьми. Деспотизм царя-самодержца проявляется, например, в том, что он сиздевкой режет боярам бороды, бесчинствует в их домах, устраивает дикиешутовские шествия по улицам Москвы. Но по отношению к родовитым боярам,недовольным реформами и тяготеющим к старому укладу жизни, деспотизм царявполне оправдан. Толстой рисует в романе запоминающиеся типы спесивых,чванливых бояр родовитых фамилий, способных только сокрушаться по поводу старыхпорядков, ушедших теперь из жизни. Таков старый боярин Буйносов, медлительный ивялый тугодум, который олицетворяет вырождение этого привилегированногосословия в петровскую эпоху. На смену ему приходят энергичные, деятельныепредставители служилого дворянства и купечества, которые активно участвуют впреобразованиях Петра. Такие герои, как Александр Меньшиков, Андрей Голиков,семья Бровкиных, сделали головокрутельную карьеру, став близкими сподвижникамицаря.
Высокооценив значение петровских реформ для развития и процветания России, Толстойуказал на негативные явления эпохи правления Петра. Через весь роман проходяткартины нищеты, забитости, угнетения и бесправия народа. Мы видим крестьян,холопов, солдат, беглых людишек, тех, кто невыносимо страдает от поборов ипритеснений.
Вроман Алексея Толстого отражено все многообразие проблематики петровской эпохи.И тем не менее это не историческая хроника, а широкое социально-психологическоеи драматическое полотно, вместившее в себя бури и страсти переходного периодажизни России.
Замечательно,что не только Россия, но и европейский театр военных действий захвачен автором.Европейская дипломатия, интриги королей и куртизанок, жизнь купцов иремесленников также отражены в романе со всей полнотой. Работая над большимэпическим полотном, Алексей Толстой использовал большое количество историческихдокументов: «пыточные» записи, старинные судебные акты, такназываемые материалы «Слова и дела», фольклорные источники. Все этопомогало передать колорит далекой эпохи, воссоздать язык русского народа XVIIIвека.
РоманАлексея Николаевича Толстого дает яркое и обширное представление о личностивеликого преобразователя России и самом российском государстве той поры. Этохудожественный памятник великому императору Петру I и его эпохе.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kostyor.ru/student/