Чтобыпонять, какие чувства и мысли одушевляли поэзию Жуковского, сравним две егоэлегии. Элегия «Вечер» еще близка сентиментализму. Покой природы, замирающей ввечерней тишине, отраден для поэта. В средней части элегии при зыбком блескелуны поэту вспоминается друзей «священный круг», «песни пламенны и музам исвободе». В ночи поэт чувствует свое одиночество: «Лишенный спутников, влачасомнений груз, разочарованный душою...» Поэт растворен в природе и непротивостоит миру, не осознает жизнь в цело и как нечто враждебное его душе.Жуковский, заглянув в мир тайны, спешит признать очарование реальной жизни.Восклицание о возможности близкой смерти, заключающее стихотворение, не грозиттоской. Растворение, слияние оказывается общим законом мироздания. Как лучисолнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так человекугасает и все же остается жить в воспоминаниях: «Ах! скоро, может быть, сМинваною унылой Придет сюда Альпин в час вечера мечтать над тихой юношимогилой!» Мир не разрушен конфликтами. Солнце, заходящее в первой части элегии,восходит в последней и отодвигает неверный, мерцающий, таинственный свет луны.Но отчего же это стихотворение названо элегией? Почему мотивы грусти проступаютв стихотворении Жуковского? Чем прекрасен вечер для Жуковского? Этот мигсогласия в природе, когда «все тихо», когда веянье ветра и «гибкой ивытрепетанье», плесканье струй существуют в одном ритме, когда «слит с прохладойрастений фимиам». Но эта гармония возможна лишь в умирании, когда «последняя вреке блестящая струя с потухшим небом угасает». Элегия Жуковского обращена к обществу.Своими чувствами поэт расшевеливает читателя, укрепляет его представления ожизни, утончает его философские воззрения. И вполне естественно, что молодойпоэт-лирик откликнулся на общественные страсти. Наполеон захватил Европу. ВРоссии начало формироваться ополчение, так как ожидалось, что Наполеон двинетсяпротив нее. Накал патриотических чувств был велик.
Теперьобратимся к стихотворению «Море» и подумаем, почему оно тоже названо элегией ичем отличается от «Вечера». Жуковский, как и прежде, любит гармонию, восхищенсогласием неба и моря. Но это любовь не к покою, а к движению: «Ты живо; тыдышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты». «Безмолвное»,«лазурное» море названо тут же «бездной», оно несет не успокоение, а тревогувопросов, в нем есть «глубокая тайна». Слияние моря и неба обманчиво. Обманчивтвоей неподвижности вид: «Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небомлюбуясь, дрожишь за него». Это уже мир, воспринятый в конфликтах, миртаинственный и полный движения, каким его воспринимают романтики. Элегиейстихотворение названо потому, что вечное стремление моря к «ясному небу»оказывается не осуществленным в полной мере: слияние не происходит. Состоянияморя бесконечно разнообразны и противоречивы («ласкаешь» – «воешь», «блещешь» –«бьешься»). Небо – «ясное», «светозарная лазурь», «сладостный блеск». «Темныетучи» воспринимаются не как его принадлежность, а как враждебное вторжение:«Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя...» Итак,гармония осталась желанной стихией поэта, но романтик Жуковский сознает еенедостижимость. В стихотворении «Море» выражена суть романтического периодаЖуковского и его романтической философии. Между тем они создавались в период,когда поэт, по выражению друзей, был «засушен грамматикой» – педагогическимиобязанностями при дворе. Это были стихи-прозрения, указание пути будущим поэтам– Фету, Майкову, Тютчеву, Полонскому, В. Соловьеву. Сопоставляя элегии «Вечер»и «Море», мы видим общность настроения и художественных образов стихотворений иотличие грусти сентиментализма от горечи романтизма. Элегическая лирикаЖуковского как бы сосредоточивается вокруг двух основных тем: погибшей дружбы иразрушенной любви. В основе этих тем лежат конкретные биографические факты:ранняя смерть лучшего друга Жуковского – Андрея Тургенева и любовь поэта кМарии Протасовой, встретившая непреклонное сопротивление со стороны материдевушки. Но в этих элегиях зарождается типичный образ романтического героя –человека «с обманутой душой», который «разлюбил» жизнь. Этот образ получилразвитие в последующей литературе русского романтизма. Сущность романтизмаЖуковского очень точно охарактеризована Белинским, сказавшим, что он «первый наРуси выговорил жалобы человека на жизнь» и стал «певцом сердечных утрат».
Список литературыё
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fictionbook.ru/