ПоэмаН. В.Гоголя"Мертвыедуши"
Подготовительные вопросы к сочинению:
ПочемуЧичикова можно назвать «рыцарем наживы»?
КакГоголь изображает помещичью Русь?
Каковычиновники в поэме?
КакимГоголь рисует русский народ?
Ответы
Следуяза писателем, попытаемся разобраться в сущности чичиковской натуры. На первыхстраницах поэмы сам автор описывает его как-то неопределенно: "… некрасавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок".Не характеристика, а сплошные отрицания! Далее Гоголь дает слово другимперсонажам – губернским чиновникам и помещикам, которые аттестуют Чичикова как«благонамеренного», «дельного», «ученого»,«любезнейшего и обходительнейшего человека». Судя по этим характеристикам,перед нами олицетворение «идеала порядочного человека». Весь сюжетпоэмы построен как разоблачение Чичикова. Ведь в центре повествования находитсяжульническая афера с куплей-продажей «мертвых душ». В системе образовпоэмы Чичиков стоит несколько обособленно. Он играет роль помещика,путешествующего по своим надобностям, и по происхождению является им, но оченьмало связан с барским поместным бытом. У него иная психология, чем у Манилова,Собакевича, Ноздрева и других помещиков. Он отличается от них энергией, деловойхваткой, целеустремленностью, но в моральном отношении ничуть не возвышаетсянад ними. Значит, его можно отнести к чиновникам, тем более, что он сменилнемало государственных мест службы. Кроме того, многолетняя чиновничьядеятельность накладывает отпечаток на его манеру поведения и речь. Недаром емуоказан в губернском «высшем обществе» такой радушный прием. Этоговорит о том, что неверно было бы противопоставлять его этому обществу.
Авторпостепенно раскрывает многочисленные «таланты» Чичикова, проявившиесяна чиновничьем поприще: беспринципность, карьеризм, угодничество,взяточничество, незаурядную выдержку и настойчивость. Удивительна способность кперевоплощению этого героя – в беседе с Маниловым перед нами предстаетделикатнейший, чувствительный человек, а с Собакевичем он отчаянно торгуется,как кулак, делец, который ни за что не упустит своей выгоды. С КоробочкойЧичиков разговаривает грубовато и резко, а с Плюшкиным разыгрывает рольсердобольного благодетеля, который просто пожалел «бедного иодинокого» старика.
Такимобразом, Чичиков постоянно натягивает на себя то одну, то другую маску, скрываяистинное отвратительное лицо мошенника, негодяя, подлеца. Уже после того, какхарактер героя становится совершенно ясным, Гоголь приводит в конце поэмы егоподробную биографию, которая объясняет, как сложился, сформировался такойхарактер.
Авторзаставляет читателя перенестись в пору безмятежного детства Павлуши Чичикова.Очевидно, формирование его характера началось с отцовского напутствия приотправлении его в городское училище. Павлуше особенно запомнился завет родителяугождать начальнику, а также беречь и хранить копейку, ибо это самая надежнаявещь на свете. Юный Чичиков еще в школе успешно претворял в жизнь эти отцовскиенаставления, проявляя недюжинную изобретательность и ловкость. Автор приводитмногочисленные примеры, свидетельствующие о разнообразных средствах, благодарякоторым герой не только сохранил свой капитал, но и сумел значительно нараститьего. Среди невинных детских затей, вроде вылепленного из воска снегиря идрессированной мыши, уже начинает проглядывать омерзительный облик будущегозаконченного подлеца. Об этом говорят такие факты, как продажа друзьямполученного от них же угощения, угодничество и смирение перед учителем,которому он после окончания школы отказался помочь в бедственном положении.История с повытчиком и его дочерью еще ярче раскрывает низость и подлостьЧичикова, его стремление использовать людей для достижения своих корыстныхцелей.
Чембольше мы узнаем о герое, тем отвратительнее становится его облик. Его душойвсецело владеет страсть к накоплению, стяжательству. На достижение этих целейнаправлены все его незаурядные силы и способности. В его душе нет никакихувлечений и страстей, кроме страсти к богатству, никаких нравственныхпринципов. Чичиков закономерно превращается в прожженного дельца, рыцарянаживы. Его внешне благообразный вид с налетом культуры скрывает звериную жаждунакопления. В образе Чичикова Гоголь вывел нового человека, буржуа, предпринимателя,представителя нарождающегося мира капитализма.
Впоэме Н. В. Гоголя изображена крепостническая Русь, страна, в которой вся земляс ее богатствами, ее народ принадлежали правящему дворянскому классу. Писательдает в своей поэме образы помещиков, этих хозяев России. Причем он изображаетне лучшую просвещенную часть дворянства, а тех, кто составлял его основнуюмассу.
Расположениепомещиков в поэме не случайно. Сначала мы вместе с Чичиковым попадаем впоместье Манилова, которое называют парадным фасадом помещичьей России, а затемпоследовательно гостим у хозяйственной, аккуратной «скопидомки»Коробочки, чтобы потом побывать в разоренной усадьбе фамильярного, бесшабашногоНоздрева и у основательного кулака Собакевича. Завершает это путешествиекартина полнейшей ветхости и запустения деревни Плюшкина. В такойпоследовательности мы видим движение – от лучшего к худшему.
Маниловпри первом знакомстве производит приятное впечатление культурного деликатногочеловека. Но уже в этой беглой характеристике слышится знаменитая гоголевскаяирония. Об этом говорит и книга, два года заложенная закладкой на четырнадцатойстранице, и сравнение его глаз с сахаром. В облике этого героя явственнопроступает приторная слащавость. Склонность Манилова к изысканным, витиеватымоборотам речи говорит о его стремлении казаться просвещенным, высококультурнымчеловеком. Но эти внешние обходительные манеры не могут скрыть пустоты егодуши. Все занятия Манилова состоят в бессмысленных мечтаниях, глупых инеосуществимых прожектах.
Другойтип помещицы предстает перед нами в образе Коробочки. В отличие от Манилова онахозяйственна и практична. Она хорошо знает цену «копеечке». Поэтомуона так боится продешевить, продавая Чичикову необычный товар. Все доводыпредприимчивого дельца разбиваются о ее несокрушимую«дубинноголовость» и жадность. Значит, при всех индивидуальныхособенностях она отличается такой же пошлостью и «мертводушием», какМанилов.
Затокакой неукротимой энергией, активностью, бойкостью, стремительностью веет отНоздрева, этого кутилы, лихача, известного в городе «историческогочеловека». Его совершенно не занимают мелочные заботы о накоплении денег.Нет, у него другая, противоположная страсть – бездумно и легко тратить деньгина кутежи, картежные игры, покупку ненужных вещей. Каков же источник егодоходов? Он тот же, что и у других помещиков – крепостные крестьяне, которыеобеспечивают своим господам праздную и беззаботную жизнь. Описание усадьбыНоздрева помогает лучше понять и его характер, и жалкое положение его крепостных,из которых он выколачивает все, что возможно. Автор иронично называет такой типлюдей «хорошими и верными товарищами», а затем добавляет, что они"… при всем том бывают весьма больно поколачиваемы". За что?Конечно, за их страстишку нагадить ближнему.
УСобакевича в противоположность Ноздреву все отличается добротностью ипрочностью. Но это не производит отрадного впечатления, потому что Гогольгиперболически подчеркивает уродство и нелепость построек Собакевича иобстановки его дома. При описании внешности этого героя писатель применяетблестящий художественный прием – он сравнивает Собакевича со «среднейвеличины медведем». Это позволяет читателю не только зримо представитьсебе облик героя, но и увидеть его животную сущность, отсутствие высшего духовногоначала. Если Манилов хотя бы пытался усвоить внешние манеры интеллигентногогуманного человека, то Собакевич не скрывает своего глубокого презрения кпросвещению, определяя его словом «фук». Именно собакевичи былиглавной опорой трона, они убивали все гуманное и прогрессивное. Собакевич –ярый крепостник, который никогда не упустит своей выгоды, даже если речь идетоб умерших крестьянах. Позорный торг из-за «мертвых душ» обнаруживаетопределяющую черту его характера – неудержимое стремление к наживе, алчность,стяжательство. При обрисовке образа Собакевича писатель широко использует приемгиперболизации. Достаточно вспомнить его чудовищный аппетит или портретыполководцев с толстыми ногами и «неслыханными» усами, украшающими егокабинет.
Иронияи сарказм в изображении Манилова, Коробочки, Ноздрева и Собакевича сменяютсягротескным изображением Плюшкина. Он, безусловно, наиболее омертвелый среди«мертвых душ», так как именно в этом герое Гоголь показал пределдушевной опустошенности. Он даже внешне потерял человеческий облик, ибоЧичиков, увидя его, не мог понять, какого пола эта фигура. Наглость и хамствоНоздрева не мешали ему появляться в обществе и общаться с людьми. Плюшкин жеполностью замкнулся в своем эгоистическом одиночестве, отрезав себя от всегомира. Ему безразличны судьбы своих детей, его тем более не трогает судьбамрущих от голода крестьян. Все нормальные человеческие чувства полностьювытеснены из души Плюшкина страстью к накопительству. Но если у Коробочки иСобакевича собранные деньги шли на укрепление хозяйства и тратились осмысленно,то маразматическая скупость Плюшкина перешла все пределы и обратилась в своюпротивоположность. Занятый собиранием всякой дряни, вроде черепков и старыхподошв, он не замечает того, что разрушается его хозяйство. Судьба крепостныхПлюшкина впечатляюще говорит о трагической участи русского народа, которымправят алчные, жадные, пустые, расточительные и выживающие из ума люди.
Начинаяс седьмой главы поэмы «Мертвые души» чиновничество находится в центревнимания автора. Несмотря на отсутствие детально и подробно нарисованныхобразов, подобных героям-помещикам, картина чиновничьего быта в поэме Гоголяпоражает своей широтой.
Двумя-тремямастерскими штрихами писатель рисует замечательные портреты-миниатюры. Это игубернатор, вышивающий по тюлю, и прокурор с весьма черными густыми бровями, окотором нечего вспомнить после смерти, кроме этих густых бровей, и низенькийпочтмейстер, остряк и философ, и многие другие. Гоголь приводит в поэмесвоеобразную классификацию чиновничества, деля представителей этого сословия нанизших, тонких и толстых. Писатель дает саркастическую характеристику каждой изэтих групп. Низшие – это, по гоголевскому определению, невзрачные писари исекретари, как правило, горькие пьяницы. Под «тонкими» авторподразумевает среднюю прослойку, а «толстые» – это губернская знать,которая крепко держится за свои места и ловко извлекает немалые доходы изсвоего высокого положения.
Гогольнеистощим в выборе удивительно точных и метких сравнений. Так, он уподобляетчиновников эскадрону мух, которые налетают на лакомые куски рафинада.Губернских чиновников характеризуют в поэме и их обычные занятия: игра в карты,попойки, обеды, ужины, сплетни. Гоголь пишет о том, что в обществе этихгосударственных служащих процветает «подлость, совершенно бескорыстная,чистая подлость». Их ссоры не заканчиваются дуэлью, потому что «всеони были гражданские чиновники». У них другие методы и средства, с помощьюкоторых они пакостят друг другу, что бывает тяжелее любой дуэли. Гоголь рисуетэто сословие как воров, взяточников, бездельников и мошенников, которые связаныдруг с другом круговой порукой. Поэтому так неуютно чувствуют себя чиновники,когда раскрылась афера Чичикова, ибо каждый из них вспомнил свои грехи. Еслиони будут пытаться задержать Чичикова за его мошенничество, то и он сможетобвинить их в нечестности. Возникает комическая ситуация, когда люди,облеченные властью, помогают аферисту в его незаконных махинациях и боятся его.
Гогольв поэме раздвигает рамки уездного города, вводя в нее «Повесть о капитанеКопейкине». В ней рассказывается уже не о местных злоупотреблениях, а опроизволе и беззаконии, которые творят высшие петербургские чиновники, то естьсамо правительство. Бросается в глаза контраст между неслыханной роскошьюПетербурга и жалким нищенским положением Копейкина, который проливал кровь заотечество, лишился руки и ноги. Но, несмотря на увечья и боевые заслуги, этотгерой войны не имеет права даже на полагающуюся ему пенсию. Отчаявшийся инвалидпытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодноеравнодушие высокопоставленного сановника. Этот отвратительный образ бездушногопетербургского вельможи завершает характеристику мира чиновников. Все они,начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшейадминистративной власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные ксудьбам страны и народа.
Нафоне мертводушия маниловых, коробочек, плюшкиных особенно рельефно выделяетсябойкий и живой ум русского народа, молодецкая удаль, широкий размах души.Именно эти качества, по мнению Гоголя, являются основой национального русскогохарактера. И они нашли воплощение в образах богатырей Степана Пробки, АбакумаФырова. Причем о Степане и его возможной судьбе размышляет несостоявшийсяпомещик Чичиков, который приобрел его как «мертвую душу». Но этотрусский богатырь, «что и в гвардию годился бы», предстает болееживым, чем здравствующие люди с мертвыми душами.
Вскупых, лаконичных строчках поэмы встают перед нами искалеченные судьбы людейиз народа. Спивается чудо-сапожник Максим Телятников, который хотел обзавестисьсвоим домиком да лавчонкой. Но, заплатив барину порядочный оброк, этотталантливый мастер был обманут поставщиком гнилой кожи. Бессмысленна и нелепасмерть Григория Доезжай-не-доедешь, который от тоски заворотил в кабак, а потомпрямо в прорубь. Горька и унизительна судьба беглых крепостных Плюшкина,которые обречены всю жизнь скрываться от полиции. Выбор у них невелик: сидеть втюрьме или пристать к другим господам и работать у них. Грамотный дворовыйчеловек Попов, мыкающийся без паспорта, постоянно подвергается допросам иунижениям. Запоминается образ Абакума Сырова, который полюбил вольную жизнь,пристав к бурлакам. Ведь тяжелейший каторжный труд бурлацкой ватаги иногдазавершался шумным и веселым праздничным гуляньем с песнями и хороводами. Именноздесь во всю ширь проявляется народная удаль, размах русской души.
Гогольне идеализирует русское крестьянство. О его вопиющем невежестве, узостидуховного мира говорят, например, образы дяди Митяя и дяди Миняя, которые никакне могут развести лошадей, запутавшихся в постромках, или образ дворовойдевочки Пелагеи, которая «не знает, где право, где лево». Вызываетсмех и «благородное побуждение к просвещению» крепостного слугиЧичикова Петрушки, потому что его привлекает не содержание книг, а сам процессчтения. Гоголь пишет, что Петрушке было все равно, что читать: похождениявлюбленного героя, букварь, молитвенник или химию. Эти эпизоды являются яркимпримером неразвитости, убожества духовного мира значительной части крепостногокрестьянства.
Невежество,темнота, пьянство, забитость – это те черты русского народа, которыесформировались в нем благодаря векам крепостной зависимости. Завершаетсягоголевская поэма символическим образом птицы-тройки. В ней содержится итогмноголетних размышлений Гоголя о судьбе России, о настоящем и будущем еенарода. Ведь именно народ противостоит миру чиновников, помещиков, дельцов,как живая душа – мертвой.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.kostyor.ru/