Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Особенности жанра сказки у М.Е.Салтыкова-Щедрина

Многие писатели и поэтыиспользовали сказку в своем творчестве. С ее  помощью автор выявлял тот илииной порок человечества или  общества. Сказки Салтыкова-Щедрина резко индивидуальныи не  похожини на какие другие. Сатира была оружием Салтыкова-Щедрина. В тупору из-за строгой цензуры автор не мог до конца  обнажить пороки общества,показать всю несостоятельность  российского управленческого аппарата. И все же спомощью сказок  «для детей изрядного возраста»Салтыков-Щедрин смог донести до  людей резкую критику существующего порядка. Цензурапропустила  сказки великого сатирика, не сумев понять ихназначения,  обличающую силу, вызов существующему порядку.
Для написания сказок авториспользовал гротеск, гиперболу, антитезу.  Также для автора был немаловажен эзопов язык. Стараясьскрыть от  цензуры истинный смысл написанного, приходилось пользоваться и  этим приемом.Писатель любил придумывать неологизмы,  характеризующие его героев. Например, такие слова как«помпадуры и  помпадурши», «пенкосниматель» и другие.
Теперь постараемсярассмотреть особенности жанра сказки писателя на  примере нескольких егопроизведений. В «Диком помещике» автор  показывает, до чего можетопуститься богатый барин, оказавшийся без  слуг. В этой сказке применена гипербола. Сначалакультурный человек,  помещик превращается в дикое животное, питающеесямухоморами.  Здесь мы видим, как беспомощен богатый без простогомужика, как он  неприспособлен и никчемен. Этой сказкой автор хотелпоказать, что  простой русский человек — нешуточная сила. Подобная жеидея  выдвигаетсяи в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов  прокормил».Но здесь читатель видит безропотность мужика, его  покорность,беспрекословное подчинение двум генералам. Он даже сам  привязываетсебя на цепь, что лишний раз указывает на покорность,  забитость,закабаленность русского мужика.
 В этой сказке автором использованы и гипербола, игротеск. Салтыков-Щедрин наталкивает читателя на мысль о том, что порамужику  проснуться, обдумать свое положение, перестать безропотно  подчиняться.
 В «Премудром пескаре» мы видим жизньобывателя, боящегося всего на  свете. «Премудрый пескарь» постоянно сидитвзаперти, боясь лишний  раз выйти на улицу, с кем-нибудь заговорить,познакомиться. Он ведет  жизнь замкнутую, скучную. Своими жизненными принципамион  напоминаетдругого героя, героя рассказа А.П. Чехова «Человек в  футляре»Беликова. Только перед смертью задумывается пескарь о  прожитой жизни:«Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал  в жизнихорошего? Жил — дрожал и умирал — дрожал». И только перед  смертьюосознает обыватель, что никому-то он не нужен, никто его не  знает и о немне вспомнит.
 Страшную обывательскую отчужденность, замкнутость всебе  показываетписатель в «Премудром пескаре». М. Е. Салтыкову-Щедринугорько и больно за русского человека. Читать Салтыкова-Щедринадовольно непросто. Поэтому, может быть, многие так и не  поняли смыслаего сказок. Но большинство «детей изрядного возраста»  оценилитворчество великого сатирика по заслугам.
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.