Особенности авторских приемов в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» и «Дикий помещик»
М.Е. Салтыков-Щедрин — великий русский сатирик, революционер-демократ, соратникЧернышевского и Некрасова. Своим оружием против общественного зла и социальнойнесправедливости он избрал сатиру, продолжив и развив в новых историческихусловиях традиции Фонвизина и Гоголя.
Разныестороны русской действительности подвергает сатирик осуждению и осмеянию: в«Истории одного города» — это обличение тупой и самодовольнойадминистрации, вплоть до самих самодержцев; в «Господах Головлевых» —сатирическое изображение «дворянских гнезд», порождающих хищничествои пустомыслие, эгоизм и предательство; в очерках — раскрытие паразитическойсущности чиновничьего аппарата, бесчеловечности героев «денежногомешка», осуждение лести, лицемерия, подлости. Особое место в творчествеСалтыкова-Щедрина занимают сказки с их аллегорическими образами, в которыхавтор сумел сказать о русском обществе шестидесятых-восьми-десятых годовдевятнадцатого века больше, чем историки тех лет. Чернышевский утверждал:«Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей картины нашего быта нерисовались красками более мрачными. Никто не карал наших собственных язв сбольшей беспощадностью».
Салтыков-Щедринпишет «сказки» «для детей изрядного возраста», то есть длявзрослого читателя, которому надо открыть глаза на жизнь. Сказка по простотесвоей формы доступна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому особенноопасна для «верхов». Недаром цензор Лебедев доносил: «Намерениег. С. издать некоторые свои сказки отдельными брошюрами более чем странно. То,что г. С. называет сказками, вовсе не соответствует своему названию; его сказки— это та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленнаяпротив общественного и политического нашего устройства».
Основнаяпроблема сказок — взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. В сказкахдана сатира на царскую Россию: на чиновничество, на бюрократов, на помещиков.Перед читателем проходят образы правителей России («Медведь навоеводстве», «Орел-меценат»), эксплуататоров и эксплуатируемых(«Дикий помещик», «Как один мужик двух генераловпрокормил»), обывателей («Премудрый пескарь», «Вяленаявобла» и другие). Сказка «Дикий помещик» направлена против всегообщественного строя, основанного на эксплуатации, и антинародного по своейсущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальныхсобытиях современной ему жизни. Хотя действие происходит в «некоторомцарстве, некотором государстве», на страницах сказки изображен вполнеконкретный образ русского помещика. Весь смысл его существования сводится ктому, чтобы «понежить свое тело белое, рыхлое, рассыпчатое». Он живетза счет своих мужиков, но ненавидит их, боится, не выносит их «холопьегодуху». Себя он считает истинным представителем Русского государства,опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев.Он радуется, когда каким-то вихрем мякинным унесло неизвестно куда всехмужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый. Но исчезли мужики, инаступил голод такой, что в городе "… на базаре ни куска мяса, ни фунтахлеба купить нельзя". А сам помещик совсем одичал: «Весь он, с головыдо ног, оброс волосами… а ноги у него сделались, как железные. Сморкаться ужон давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил дажеспособность произносить членораздельные звуки...». Чтобы не умереть с голоду,когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметитзайца — «словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорветее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, съест».Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи «мужика» емуне прожить. Ведь недаром, как только «рой мужиков» отловили иводворили на место, «запахло в том уезде мякиной и овчиной; на базарепоявились мука и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступилостолько, что казначей, увидев такую груду денег, только всплеснул руками отудивления...»
Еслимы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказкамиСалтыкова-Щедрина, например с «Диким помещиком», то увидим, что образпомещика в щедринских сказках очень близок к народным сказкам. Но щедринскиемужики отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий,находчивый, побеждает глупого барина. А в «Диком помещике» возникаетсобирательный образ тружеников, кормильцев страны и в то же времямучеников-страдальцев, звучит их «слезная молитва сиротская»:«Господи, легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю Жизнь такмаяться!» Так, видоизменяя народную сказку, писатель осуждаетдолготерпение народное, и сказки его звучат как призыв подняться на борьбу,отрешиться от рабского мировоззрения.
Многиесказки Салтыкова-Щедрина посвящены разоблачению обывательщины. Одна из наиболееострых — «Премудрый пескарь». Пескарь был «умеренным илиберальным». Папенька научил его «мудрости жизни»: ни во что невмешиваться, беречь себя. Теперь сидит всю жизнь в своей норе и дрожит, как быне угодить в уху или не оказаться в пасти щуки. Прожил он так более ста лет ивсе дрожал, а когда пришло время умирать, то и умирая — дрожал. И оказалось,что ничего хорошего он в жизни не сделал, и никто не помнит его и не знает.
Политическаянаправленность сатиры Салтыкова-Щедрина потребовала новых художественных форм.Чтобы обойти цензурные препятствия, сатирик должен был обратиться киносказаниям, намекам, к «эзопову языку». Так, в сказке «Дикийпомещик», повествуя о событиях «в некотором царстве, в некоторомгосударстве», автор называет газету «Весть», упоминает актераСадовского, и читатель сразу узнает Россию середины XIX века. А в«Премудром пескаре» выведен образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощнойи трусливой. Она как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя. Щедринприписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем показывает, что ичеловеку могут быть присущи «рыбьи» черты. Смысл этой аллегориираскрывается в словах автора: «Неправильно полагают те, кто думают, чтолишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха,сидят в норе и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезныепескари».
Салтыков-Щедриндо конца своей жизни остался верен идеям своих друзей по духу: Чернышевского,Добролюбова, Некрасова. Значение творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина тем болеевелико, что в годы тяжелейшей реакции он почти в одиночестве продолжалпрогрессивные идейные традиции шестидесятых годов.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/