Особая роль образа Рахметова в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?»
Какдействующее лицо Рахметов появляется в главе “Особенный человек”. В другихглавах его имя только упоминается. Но чувствуется, что это один из центральныхобразов романа “Что делать?”. Глава “Особенный человек” образует как бымаленькую самостоятельную повесть в романе, идея которого не будет без нееполной и понятной.
Рассказываяо Рахметове, Н.Г. Чернышевский умышленно сдвигает временной порядок фактов и недает определенно последовательной характеристики и биографии. Он используетнамеки и недомолвки, переплетая то, что о нем “знали”, с тем, что “узнали”впоследствии. Поэтому каждый штрих биографии имеет принципиальное значение.Например, происхождение. Действительно, почему разночинец Н.Г. Чернышевскийделает главным героем социально-политического романа дворянина, родословнаякоторого уходит в глубь веков? Возможно, по мысли писателя, образреволюционера-дворянина делал идею революции более убедительной ипривлекательной. Раз лучшие представители дворянства отказываются от своихпривилегий жить за счет народа, следовательно, кризис назрел.
ПерерождениеРахметова началось в ранней юности. Наблюдая жестокость крепостничества, юношастал размышлять о справедливости. “Мысли стали бродить в нем, и Кирсанов былдля него тем, что Лопухов для Веры Павловны”. В первый вечер он “жадно слушалКирсанова… прерывал его восклицаниями проклятий тому, что должно погибнуть,благословений тому, что должно жить”.
Рахметовотличается от Лопухова и Кирсанова не только своей аристократическойродословной, но и исключительной силой характера, которая проявляется впостоянной закалке тела и духа, но особенно в поглощенности делом подготовки креволюцион-j ной борьбе. Это человек идеи в самом высоком смысле слова. Мечта ореволюции для Рахметова — руководство к действию, ориентир всей личной жизни.
Яркопроявляется в Рахметове стремление к сближению с простыми людьми. Это видно изего путешествия по России, занятий физическим трудом, сурового самоограниченияв личной жизни. Народ прозвал Рахметова Никитушкой Ломовым, выражая этим своюлюбовь к нему. В отличие от разночинца Базарова, который снисходительноразговаривал с “толстобородыми” мужиками, дворянин Рахметов смотрит на народ некак на массу, подлежащую изучению. Для него народ достоин уважения. Он пытаетсяиспытать хоть часть той тяжести, которая ложится на мужицкие плечи.
РахметовН.Г. Чернышевского показан как человек “очень редкий”, “особой породы”, но в тоже время как лицо типическое, принадлежащее к новой общественной группе, хотя инемногочисленной. Писатель наделил “особенного человека” суровойтребовательностью к себе и другим и даже мрачной внешностью. Вера Павловнасначала находит его “очень скучным”, “Лопухов и Кирсанов, и все, не боявшиесяникого и ничего, чувствовали перед ним по временам и некоторую трусоватость…кроме Маши и равнявшихся ей или превосходивших ее простотою души и платья”. НоВера Павловна, узнав поближе Рахметова, говорит о нем: “… какой это нежный идобрый человек”.
Рахметов— человек, который никогда и ни в чем не отступает от принятых правилповедения. Он готовит себя к революционной борьбе и морально, и физически.Проспав ночь на гвоздях, он объясняет свой поступок, широко и радостноулыбаясь: “Проба. Нужно. Неправдоподобно, конечно; однако же на всякий случайнужно. Вижу, могу”. Таким, наверное, Н.Г. Чернышевский видел вождяреволюционеров. На вопрос “Что делать?” Николай Гаврилович отвечает образом Рахметоваи говорит: “Вот подлинный человек, который особенно нужен теперь России, беритес него пример и, кто может и в силах, следуйте по его пути, ибо это и естьединственный для вас путь, который может привести к желанной цели”.
ОбразРахметова оказал огромное влияние на последующие поколения русских и зарубежныхреволюционеров. Мне нравится Рахметов. Он обладает теми качествами, которых нехватает Базарову. Я восхищаюсь его упорством, волей, выносливостью, умениемподчинять свою жизнь избранному идеалу, смелостью, силой. Мне хочется хотьнемного быть похожей на Рахметова.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/