Тема художника в романе М. Булгакова «Мастер иМаргарита»
«Из всех писателей 20-х — 30-хгг. XX века, наверное, Михаил Булгаков внаибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется нестолько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину иединственный телефонный разговор с тираном, сколько своими гениальнымипроизведениями, главное из которых — „Мастер и Маргарита“. Каждомуследующему поколению читателей роман открывается новыми гранями. Вспомнимхотя бы „осетрину второй свежести“, и придет на ум печальная мысль,что вечно в России все второй свежести, все, кроме литературы. Булгаков это какраз блестяще доказал», — вот так в нескольких словах Борис Соколов,известный исследователь творчества Булгакова, сумел показать, какой вкладвнес писатель в русскую и мировую литературу.
Слово «мастер» не случайно вынесеноБулгаковым в заглавие его знаменитого романа «Мастер и Маргарита». Ондействительно является одной из центральных фигур булгаковского произведения. Мастер — историк, сделавшийсяписателем. Мастер — человек талантливый, но крайне непрактичный,наивный, робкий в житейских делах. Он написал гениальный роман о Понтии Пилатеи наивно верил, что роман этот будет кому-то нужен, что его будут печатать и читатьпросто потому, что это хороший роман. При этом в своё дело, в свой роман онвкладывает всю душу, и когда оказывается, что труд его никому не нужен, заисключением одной лишь Маргариты, что он вызывает лишь озлобление и нападкикритиков, для Мастера жизнь теряет всякий смысл.
Мастер — во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа(«человек примерно тридцати восьми лет») — это в точности возрастБулгакова в мае 1929 года. Газетная кампания против Мастера и его романа оПонтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова и его повести«Роковые яйца», пьес «Дни Турбиных», «Бег»,«Зойкина квартира», «Багровый остров» и роман «Белаягвардия».
Судьба Мастера складывается подвоздействием разнонаправленных могущественных сил, каждая из которых пытаетсяувлечь его за собой. Божественной волей ему дарован писательский талант,который делает безвестного сотрудника музея Мастером. Работая над своимпроизведением о «жестоком пятом прокураторе Иудеи всаднике Понтийском Пилате»,Мастер тем самым выполняет завет Бога. Но живет он в мире, где злые, пошлые,скудоумные ничтожества пришли к власти, где, по великолепному определениюБулгакова, «чего ни хватишься, ничего нет». В этом мире божественный дарМастера оказывается под запретом как нечто очень опасное. Мастер —человек, не созданный для той жестокой борьбы, на которую его обрекаетобщество. Он не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается вконкурента латунских-берлиозов, бездарей и демагогов, захвативших “литературнуюниву” и считающих её своей законной кормушкой, своей вотчиной. Они бездарны ипотому ненавидят всякого талантливого конкурента. Они приспособленцы и подлецы,и потому у них страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, человек, которыйговорит только то, что думает. И они стараются его уничтожить. Это вполнеестественно и не может быть иначе, но Мастер этого не понимает. Он к этому неготов. Ненависть и злоба этих людей его угнетает. К этому прибавляется ощущениебезысходности, ненужности его дела, его романа. И Мастер отчаялся, сломался.
Однако Мастербыл единственным в Москве человеком, который выбрал верный творческий путь. Онрешил служить великому, божественному искусству, он не стал писать на заказ, отом, «что можно». Но его неприспособленность и слабость не могли не сказатьсяна его идеалах. Неудивительно, что Мастер, ощутив безысходность и своюненужность, по собственной воле приходит в клинику для душевнобольных.
“У меня большенет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, — говорит он Воланду, — ничто менявокруг не интересует, кроме неё, меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал”.“А ваш роман, Пилат?” — “Он мне ненавистен, этот роман, я слишком много испытализ-за него”.
Но возникаетвопрос: мог ли главный герой поступить по-другому? Безусловно, мог. Мастер могпродолжить свою борьбу или же, если он сам отверг свой роман, мог найти другуюцель в жизни. Его поступок лишь усилил душевные страдания и его самого, иМаргариты. Он возненавидел и роман, и себя самого.
Булгаков несоглашается с выбором Мастера и считает, что его герой не заслужил света. Новсе-таки после встречи с Воландом автор дает шанс своему герою завершить делосвоей жизни словами: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»
На примере судьбы Мастера Булгаков всвоем романе помещает важнейшие для него мысли, суждения и размышления о местехудожника, творческой личности в обществе, в мире, о его взаимоотношениях свластью и своей совестью. Булгаков приходит к выводу о том, что художник недолжен лгать ни себе, ни другим людям. Художник, который лжет, не в ладу сосвоей совестью, теряет всякое право на творчество.
В связи с этим фигура Мастера вромане неоднозначна: он остается внутренне верен себе, но в то же время у негонет сил творить на земле, лживо соглашаясь или настойчиво сопротивляясьсуществующей общественной морали, его творчество лишено компромиссов, поэтомуон «не заслужил света, но заслужил покой». И именно Воланд и его свитавосстанавливают справедливость по отношению к Мастеру, делая его рукописи«негорящими», что означает, по мысли самого Булгакова, что только истинное творчествобессмертно!
Для писем:
katerina-post@yandex.ru