Образ Печорина в романе «Герой нашеговремени»
Роман «Герой нашего времени», выйдя в свет, вызвалпротиворечивые суждения среди читателей. Образ Печорина был для них непривычен.
В предисловии Лермонтов дает свое объяснение этому:«Отчего же этот характер… не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, чтов нем больше правды, нежели бы вы того желали?»
Таким предисловием Лермонтов сам указал на реалистическийподход к Главной проблеме своего творчеств — проблеме личности и общества. Вромане содержатся тенденции к осуждению как общества, так и героя. Признаваявину общества в том, что оно породило Печорина, автор тем не менее не считает,что герой прав.
Центральная задача романа — раскрыть глубину образаПечорина. Уже из самой композиции романа нам становится видна бесцельность егожизни, мелочность и непоследовательность его действий. Повести в романерасположены не в хронологическом порядке, между ними нет видимой сюжетнойсвязи. Это как бы отрывки жизни. Но в то же время, они призваны показать разныечерты печоринского характера. В «Беле»...
В повести «Тамань» Лермонтов применил методреалистической романтики — красота и свобода вольной жизни контрастируют собыденностью положения проезжего офицеpa. «Максим Максимыч» — это какбы конец круга: Печорин оказался в исходной точке, все им исчерпано ииспробовано. Глубина внутреннего мира, и в то же время отрицательные чертыПечорина, мотивы его действии наиболее ярко раскрываются в «КняжнеМери».
У этих повестей' есть и еще одна немаловажная функция:показать отчужденность Печорина от людей. Помещая героя в разные условия, вразное окружение, Лермонтов хочет показать, что Печорину они чужды, что ему нетместа в жизни, в какой бы обстановке он ни оказался. Порождение общества,Печорин в то же время отщепенец, искатель, лишенный почвы, поэтому он неподчинен ни традициям, ни моральным нормам той среды, откуда он вышел, так итой, в которую попадает. Того, что ни ищет, там нет. Его, подобнолермонтовскому «Парусу», влечет к необычным тревогам и опасностям,так как он полон действенной энергии. Но он направляет свою активную волю назаурядные обстоятельства, для которых она становится разрушительной.Превознесение своей воли и своих желаний, жажда власти над людьми — это проявлениеразрыва между его стремлением и жизнью, он ищет выход своей невостребованнойэнергии. Но «чудный мир тревог и битв», который он ищет, не лежит вбудничной жизни, его там нет. Есть ли у Печорина цель? Да, он ищет счастье,подразумевая под ним «насыщенную гордость». Наверное, он имеет в видуславу, то есть признание обществом его ценности и ценности его действий. Но,как я уже говорила, его дела мелки, а цели случайны и незначительны.Характерной чертой Печорина является рефлектирующее сознание, которое являетсяследствием разрыва между желаемым и действительным. Наиболее глубоко этарефлексия проявляется в «Княжне Мери», в дневнике Печорина. Егохарактер раскрывается в разных настроениях и в разных ситуациях. Печориносмысляет и осуждает свои действия. Он борется не только с другими, но преждевсего с самим собой. Но в этой внутренней борьбе также заключено единстволичности Печорина, без нее он не был бы таким неординарным характером, борьба — потребность его могучей натуры. Среди многих проблем романа есть и такая, какотношения между человеком «естественным» и«цивилизованным». Контраст Печорина и горцев помогает нам понятьнекоторые черты его характера. Горцы (Бела, Казбич) — натуры цельные, как бымонолитные и этим они привлекают Печорина. В отличие от них, он раздираемстрастями и противоречиями, хотя неукротимостью своей энергии похож на«детей природы».
В повести «Фаталист» также проявляетсядвойственность и противоречивость Печорина, но в другом аспекте — аспектесоотношения в нем западного и восточного человека. В споре с Вуличемотносительно предопределения, он выступает как носитель критического мышленияЗапада.
Печорин сразу задает Вуличу такой вопрос «Если точноесть предопределение, то зачем же нам дана воля и рассудок?» Слепой вереВулича он противопоставляет волевой акт, бросившись на казака — убийцу. НоПечорин — человек русский, хотя и европеизированный. Несмотря на свойкритицизм, он говорит Вуличу, что тот скоро умрет, что на его лице есть«странный отпечаток неизбежной судьбы». Но «Фаталист» всеже отражает действенное мировосприятие Печорина, который хочет восставатьпротив судьбы, играть с жизнью и смертью. В этой повести звучит горечь тоски повеликому действию, которая завершает решение все той же задачи раскрытия образагероя.
Печорин являет собой продолжение традиции, изображения«лишних людей». Понятие «лишних» людей предполагаетневозможность их включения в реальную общественную практику, их«социальную ненужность». Тип лишнего человека отражает особенностивзаимоотношений передовой дворянской интеллигенции с обществом.
Но Печорин отличается от других «лишних» людейсовмещением психологических переживаний. В «Думе» Лермонтов написалточные строки: «И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир напразднике чужом». Эти слова в полной мере раскрывают нам внутренний мирПечорина. Он герой своего времени, но нам не просто любопытно заглянуть в душугероя: проблема личности, поиски смысла жизни, своего места на земле — этовопросы Вечности. Поэтому роман «Герой нашего времени» актуален исейчас.