Революционная деятельность Александра Ивановича Герцена и егояркое литературно-философское творчество явились одной из самых славных страницв истории российского освободительного движения и русской демократическойкультуры.
А. И. Герцен, наряду с Н. П. Огаревым и В. Г. Белинским,выступил во второй четверти XIX в. как великий мыслитель-материалист,революционер и демократ, пламенный борец против самодержавно-крепостническогостроя.
В условиях кризиса крепостного строя в России и разгоревшейсяклассовой борьбы крестьянства против помещиков революционно-демократическаяидеология и материалистическая философия Герцена, Белинского и их соратниковбыла могучим орудием борьбы против господствовавшей реакционно-крепостническойидеологии, консервативной идеологии по-мещичье-буржуазного либерализма иразличных форм идеалистического мировоззрения.
А. И. Герцен, вышедший из помещичьей среды и принадлежавший кпоколению дворянских революционеров, был продолжателем лучших традиций борьбыпротив крепостничества и царизма, в особенности традиций А. Н. Радищева идекабристов. Но Герцен не остался на уровне своих предшественников и учителей— дворянских революционеров — и с 40-х годов, несмотря на некоторые колебанияи либеральные иллюзии, начал переходить на революционно-демократическиепозиции.
А. И. Герцен былодним из тех выдающихся мыслителей и деятелей революционной демократии XIX в.,труды которых явились высшим достижением домарксистскойобщественно-политической и философской мысли; они обогатили сокровищницурусской и мировой культуры, приумножили духовное величие и славу русскогонарода.
Важнейшие этапы жизни идеятельности А. И. Герцена. Общественно-политические воззрения А. И. Герцена
Александр Иванович Герцен родился 6 апреля 1812 г. в Москве,в дворянской семье. Первоначальное образование он получил в доме отца.
Среди воспитателей Герцена были преподаватель русского языка илитературы, студент И. Протопопов, который привил Герцену любовь к русскойлитературе, и преподаватель французского языка, бывший якобинец Бушо,внушавший Герцену симпатии к революции.
Но ни чтение книг, ни идеи якобинцев не оставили в сознанииГерцена такого глубокого следа, как жизнь и борьба русского народа послеОтечественной войны 1812 г. и революционные события на Западе в это время.
Формирование миросозерцания Герцена в детстве и юностипроисходило в обстановке вызванного Отечественной войной 1812 г. могучегоподъема патриотического самосознания русского народа. «Рассказы о пожареМосквы, о Бородинском сражении, о Березине, о взятии Парижа были моею колыбельнойпеснью, детскими сказками, моей Илиадой и Одиссеей»,— вспоминал впоследствииГерцен.
Решающее влияние на формирование мировоззрения Герценаоказало восстание декабристов. Вскоре после 14 декабря 1825 г. и жестокойрасправы царизма с декабристами А. И. Герцен и его друг Н. П. Огарев на Воробьевыхгорах, под Москвой, дали клятву отдать свою жизнь борьбе за дело, начатоедекабристами. Герцен писал: «14 декабря, действительно, открыло новую фазунашему политическому воспитанию… эти люди разбудили душу у нового поколения— повязка спала с его глаз».
В юношеские годы Герцен воспитывался на передовых идеяхрусской и западноевропейской литературы. Он увлекался произведениямифранцузских просветителей XVIII в.— Вольтера, Руссо, Дидро. Его привлекала ихантифеодальная и гуманистическая направленность. Но прежде всего он идейно роси воспитывался на творениях русских писателей — Пушкина, Грибоедова, Рылеева,в сочинениях которых ярко проявились антикрепостническая и антицаристскаяреволюционные тенденции. Особенно большую роль в формировании мировоззренияГерцена играли революционные антикрепостнические идеи Радищева, традициикоторого были продолжены и развиты декабристами и Пушкиным.
18-ти лет Герцен поступает в Московский Университет наестественный факультет—и тут начинается его первое философское увлечение,пробуждение философских запросов — под влиянием известного нам шеллингианцапроф. Павлова. Еще до этого Герцен (вместе с Огаре- $9 вым) увлекалсяШиллером, о котором он во все годы и во все периоды творчества вспоминает сэнтузиазмом. И от Шиллера и позже от Шеллинга Герцен вбирал в себя этическийидеализм, философский подход к пониманию природы и человека, — а в то же времяи основные черты секулярной мысли. Герцен рос религиозным ребенком; он самсвидетельствует об этом, в своих воспоминаниях. «В первой молодости, пишет он5),я часто увлекался вольтерианизмом, любил насмешку и иронию, но не помню, чтобыкогда-нибудь я взял в руки Евангелие с холодным чувством». Церковная жизньпроходила, однако, мимо юного Герцена^, не затрагивая, его души, норелигиозный строй его души не погас, а позже, под влиянием его невесты, Н. А.Захарьиной, расцвел очень ярко_)
В эпоху студенчества Герцен свел знакомство с рядом талантливыхстудентов; у него образовался кружок, параллельный кружку Станкевича, ноотличавшийся от него социально-политическими интересами. Герцен в то же времяусердно занимался в университете; при окончании его, он представил сочинение (осистеме Коперника), однако, не был удостоен золотой медали по причине того, чтов сочинении было «слишком много философии»'/По выходе из университета, Герценпродолжал научные занятия, но неожиданно был арестован. Когда арестовали егодруга Огарева (за близость к студентам, обвиненным в пении революционнойпесни), то у Огарева нашли письма Герцена—достаточно острые и сильные, иГерцена тоже арестовали (1834-ый год). После продолжительного пребывания подарестом, Герцен был присужден к высылке из Москвы—сначала в Пермь, потом вВятку, а через два года — ближе к Москве, в г. Владимир. Высылка окончательнозакрепила его оппозицию тогдашнему строю России, но на эти же годы падает яркоеразвитие романа с его будущей женой — Н. А. Захарьиной. Она была по натуреочень религиозна и даже склонна к мистицизму (тоже вне-церковному, в духеромантической религиозности эпохи). Своей религиозной экзальтацией онапробудила родственные движения у Герцена, и кое-что из этого периода осталось уГерцена на всю жизнь. Замечательная переписка Герцена (в годы его высылки)справедливо была названа «одним из самых замечательных памятников русскогоромантизма»7). В это же время очень ярко стал развиватьсялитературный талант Герцена.
Когда (в 1836-ом году) Герцену было разрешено вернуться вМоскву, куда он приехал уже женатым, он сразу занял выдающееся положение средисамых ярких людей этого «замечательного десятилетия», по удачному выражениюАнненкова. В это именно время Герцен стал заниматься изучением Гегеля;благодаря знанию немецкого языка, а, главное, благодаря хорошей философскойподготовке, Герцен лучше и глубже других усвоил основные принципы философииГегеля. Из Москвы он переехал в Петербург, но пребывание «здесь былоскоро прервано (он был обвинен в распространении неблагоприятных дляправительства слухов); Герцена перевели в Новгород. Уже в то время Герцен сталусиленно добиваться разрешения выехать за границу; когда он попал туда, тооставался там уже до конца жизни. Еще до отъезда из России Герцен пережил многотяжелого (у него умерло трое детей, и это отразилось очень остро не только вобщем настроении Герцена, но внесло трещину в его гегелианский «панлогизм»), новсе же он ехал за границу с большими ожиданиями. Романтический радикализм этойэпохи лучше всего характеризуется одной фразой, позднее высказанной Герценом:«слово «республика», писал он впоследствии о своем переезде за границу, имелотогда для меня нравственный смысл».Действительно с понятием республики было связано у Герцена (и. конечно, не унего одного) представление не только об определенном политическом строе, ноеще большего наступлении, если не идеального, то, во всяком случае, стоящегона пути к идеалу социального строя. Собственно, уже в это время у Герцена ясновыступает примат социального момента в его радикализме; хотя всю жизнь Герцензанимался политикой, но политика имела для него инструментальное значение.Герцен ) ехал в Западную Европу с глубокой верой в нее, в ее смелое иискреннее стремление к установлению социального идеала Но как только он попалза границу, в душу его стали забираться мучительные сомнения, которые сталипостепенно разрастаться—особенно, когда вспыхнула революция 1848-го года.Герцен поспешил из Италии, где он был в это время, в Париж. Весть о революциичрезвычайно взволновала Герцена, уже порывавшего с сентиментальнойидеализацией Западной Европы8), но когда Герцен попал в Париж ипережил там июньские дни, им овладело глубокое отвращение к европейскойбуржуазии, которое довело Герцена до отчаяния,— он почувствовал себя «на краюнравственной гибели»9). Это был последний удар по всему тому, чемжил Герцен в своем романтическом идеализме. Надо иметь в виду, что еще в начале40-ых годов Герцен отошел от религиозного мировоззрения, которое расцвело унего в период ссылки под влиянием невесты. Правда, некоторые элементыхристианской веры, особенно серьезное отношение к Евангелию, сохранились уГерцена на всю жизнь101; мы увидим дальше, что решающие основы егопозднейшего мировоззрения до конца определялись христианскими идеями. Тем неменее, Герцен отошел по существу от религиозного мировоззрения и всецело принялпостроения атеистического натурализма. Прочным и устойчивым оказался толькоэтический идеализм, но он был теснейшим образом связан с принципиальнымимманентизмом, со всецелым погружением в мир «посюсторонний». Именно потомусоциально-политический радикализм стал единственным выражением этическогоидеализма Герцена. Этот этический идеализм — мы это увидим дальше подробнее —не имел теперь под собою никакого принципиального основания и держался всецелона утопической вере в прогресс и западноевропейскую борьбу за свободу исоциальную правду. Вот почему крушение веры в Западную Европу привело Герцена«на край нравственной гибели» и). Отказаться совершенно от веры видеал и его правду значило для Герцена утерять всякий смысл в личной и историческойжизни; от «нравственной гибели» его спасла, по собственному признанию, «вера вРоссию». Творческие силы Герцена уходили в страстное обличение духовного строя,духовного мира Западной Европы, — ив его часто придирчивой критике ЗападнойЕвропы с особенной силой зазвучал, рядом с требованиями морального идеала,эстетический мотив. Этот мотив—мы увидим это подробнее дальше — всегда звучал вдуше Герцена, но его борьба с мещанством Западной Европы, его страстноеобличение моральной ограниченности и духовного ничтожества мещанстваопределялись, главным образом, именно эстетическим отвращением. В этом пунктеГерцен тоже глубочайше связан с целым рядом русских мыслителей, — прежде всего,с Гоголем, а затем — К. Леонтьевым, Н. К. Михайловским, отчасти Достоевским, вновейшее время—Бердяевым. В Европе ныне, по выражению Герцена, «распоряжаетсявсем купец»; подмена духовных ценностей ценностями коммерческого характера естьдля Герцена, мировоззрение которого отныне принимает трагический отпечаток. Емувсе же нужно верить во что-либо большое и светлое.
Община и социализм
Центральной проблемой жизни и творчества Герцена былаисторическая общность и различность судеб России и Западной Европы. Какие-тограни этой проблемы отразились в творчестве русских мыслителей XVIII и началаXIX в. Но она приобрела новый и острый смысл, когда, с одной стороны, вЗападной Европе укрепился капитализм и народились социалистические идеи, а сдругой—в России назрел кризис феодально-крепостнического строя н встал вопросо «выборе пути». Герцен с особой яркостью и неповторимым своеобразием показал,что вокруг проблемы «Россия и Запад» группируется весь круг вопросов будущегоразвития России и русского народа.
Нельзя не согласиться со словами А. Володина: «Русскиемыслители самых разных мировоззрений, но объединенные общим беспокойством обудущем своей страны, проявляют именно в это время предельную активность восмыслении проблемы «Россия и Запад». Амплитуда решений—громадная. Достаточнотолько перечислить имена некоторых мыслителей, чтобы понять, насколькоразнообразен их ряд: Чаадаев… Гоголь… Белинский… Хомяков…Достоевский… Салтыков-Щедрин… Тютчев… Чернышевский… Писарев…Чичерин… В этом ряду Герцен—одна из важнейших фигур»'.
Хорошо известен принцип: идеи мыслителей прошлого надорассматривать в свете исторических условий их деятельности, искать в этих идеяхне то, чего эти мыслители не дали и объективно не могли дать, а то, что былоново и смело для своего времени. Герценовский крестьянский социализм сложилсяв 50-х годах, когда человек, чьи помыслы были устремлены к России, не могвидеть в жизни этой страны тех общественных сил, которые развились черезнесколько десятилетий.
Теперь-то нам ясно, что капиталистическое развитие России втогдашних конкретных условиях было неизбежно, закономерно и прогрессивно. Этобыл единственно возможный путь к социализму. Но было бы нелепо требовать,чтобы так смотрел на дело Герцен в эпоху, когда еще страшной реальностью былокрепостное право, а рабочего класса в сколько-нибудь «европейском» смыслевовсе не существовало. Гуманист и народолюбец, Герцен искал для России какой-тотретий путь, который позволил бы ей освободиться от крепостничества и вместе стем избежать капитализма и господства буржуазии.
В идейных спорах 40-х годов Герцен выступал как один из вождейзападников, которые, в противовес славянофилам, отстаивали прогрессивностьвхождения России в «европейский мир». В 50-е годы Герцен вроде бы меняетфронт: он говорит об особом пути и особом пред- назначении России. Егопублицистика как бы перекликается с прославленными строками Тютчева!
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить! У нейособенная стать— В Россию можно только верить.
Но в главном Герцен был далек от тютчевского «поэтического»славянофильства и еще дальше—от воспевания старины и отсталости, чемзанимались официальные монархические славянофилы.
Он видел особое призвание России в том, чтобы соединитьзападные идеи социализма с народными основами русской крестьянской общины ипоказать миру возможность нового общественного строя без эксплуатации человекачеловеком. «Идея социальной революции—идея европейская. Из этого не следует,что именно западные народы более способны ее осуществить» '. Так писал Герценв 1854 г.
Залогом русской социальной революции он считал крестьянскуюобщину, отсутствие развитой частной собственности крестьян на землю, традицииколлективизма, взаимопомощи, артельности в русском народе. Эти национальныеособенности он видел и в рабочих, ремесленных артелях. Русских рабочих попсихологическому складу он считал теми же крестьянами и полагал, что онипринципиально отличны от западноевропейских. На стихийный общинный социализм (вдругих местах он употребляет понятие «коммунизм») возлагал Герцен свои надежды,противопоставляя его как крепостничеству, так и капитализму.
Община испокон веков существовала в русской деревне, однакодо 40-х годов XIX в. несколько загадочным образом почти не привлекала вниманияученых и писателей. Может быть, потому, что она была чем-то абсолютноорганическим, очевидным и потому незаметным.
Своеобразная честь привлечь к общине внимание русских выпалапрусскому социологу и этнографу Августу Гакстгаузену, который с благословения ис помощью царского правительства совершил в 1843 г. большое путешествие поРоссии, итогом которого явился изданный в Германии трехтомный труд«Исследование внутреннего состояния народной жизни и в особенности сельскихучреждений России» (1847—1852 гг.) '. Здесь-то Гакстгаузен и «открыл» общину,объявив ее в высшей степени благотворным учреждением, которое способствуетсохранению «добрых» патриархальных отношений между крестьянами, помещиками иправительством. Впрочем, несмотря на сугубый монархизм автора, третий томтруда Гакстгаузена, трактующий вопрос об общине, был все же допущен в Россиюбез права перевода на русский язык.
Книга Гакстгаузена пришлась в России ко времени, чем иобъясняется ее необыкновенный общественный резонанс. Реакционные круги, вплотьдо правых славянофилов, стремились использовать его «открытие» для увековечения«патриархальных» крепостнических отношений. Герцен и другие революционныедемократы, критикуя монархизм и замаскированное крепостничество автора, хотеливидеть, независимо от этого, в русской общине прообраз ячейки социализма. Вовторой половине XIX в. сельская община оказалась в центре дискуссий по вопросамобщественного развития России.
Общине были присущи элементы демократии, порой защищавшиекрестьянскую массу как от произвола помещиков и правительства, так и от нарождавшихсякулаков-мироедов. Но в конкретных условиях предреформенной и пореформеннойРоссии община могла стать и стала преимущественно учреждением, в которомвоплотились не социалистические, а феодально-крепостнические отношения.Прогрессивным во второй половине века могло быть только капиталистическоеразвитие, а этому-то развитию община мешала, прикрепляя крестьянина к земле,препятствуя переливу рабочей силы в промыслы, увековечивая сословнуюзамкнутость, косность, забитость крестьянских масс.
Герцен не мог не видеть многие проявления тенденцийкапиталистического развития России. Любопытно. что он иногда называлобуржуазивание дворянства, соединение феодальной эксплуатации крестьян скапиталистической «распространением начал политической экономии». Для Герценаполитическая экономия его времени ассоциировалась с именами Мальтуса и Сэя ипредставлялась антигуманной наукой об обогащении немногих за счет многих, оспособах эксплуатации труда капиталом.
Внедрение «принципов политической экономии» в России он считалгибельным для народа и надеялся, что ему будет противостоять община, поскольку«ее экономический принцип—полная противоположность… положению Мальтюса ':она предоставляет каждому без исключения место за своим столом»2.Жестокому, антигуманному капитализму Герцен стремился противопоставитьпатриархальную гуманность русского сельского «мира», где все бедны, но с голодучеловек не умрет, если у соседей есть чем поделиться с ним.
Герцен бесчисленное число раз объяснял, что он понимает подрусским социализмом. В одном из самых ярких мест он говорит; «Мы русскимсоциализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянскогобыта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинноговладения и общинного управлення,— и идет вместе с работничьей артелью навстречутой экономической справедливости, к которой стремится социализм вообщеи которую подтверждает наука»3. В этой статье Герцен в несколькихярких фразах показывает пути зарождения и формирования социалистических идей вРоссии и место в этом процессе Чернышевского, который тогда был уже в Сибири,па каторге.
Из цитаты видно, что Герцен считал важнейшим «социалистическим»элементом общины отсутствие безусловной частной собственности на землю(постоянный передел земли в общине по размерам семьи). К сельской общине онприсоединяет и промысловую артель. Наконец, он указывает, что принципысоциализма подтверждаются наукой, но конечно же не буржуазной политическойэкономией его времени. Какую именно науку имел здесь в виду Герцен, мы незнаем. Теория, которая действительно стремилась соединить науку с социализмом,уже существовала, но Герцен не мог принять ее основных положений.
При подготовке данной работы были использованы материалы ссайта www.studentu.ru