Образ Базарова в романе Тургенева «Отцы идети»
Роман И.С. Тургенева отразилборьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годамXIX века. И.С.Тургенев отразил в романе типичный конфликт эпохи и поставил рядактуальных проблем, в частности, вопрос о характере и роли «новогочеловека», деятеля в период революционной ситуации в Европе 60-х годов.Выразителем идей революционной демократии стал Евгений Базаров, герой, которыйпротивопоставлен в романе либеральному дворянству. Образ Базарова занимаетцентральное место в композиции романа. Из 28 глав лишь в двух не появляетсяБазаров, в остальных — он главное действующее лицо.
Все основные лица романагруппируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярчеоттеняют те или иные черты его личности, подчеркивают его превосходство, ум,душевную силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.
Напомним, что герой эпохи60-х годов был разночинец-демократ, убежденный противникдворянско-крепостнического строя, материалист по мировоззрению, прошедший школутруда и лишений, самостоятельно мыслящий и независимый. Именно таков Базаров визображении автора. Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миромаристократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров — демократ, разночинец,человек труда — чужд аристократическому этикету и условностям. В столкновении с«барчуками проклятыми» его облик раскрывается полностью. В романешироко используется прием контраста: Базаров противопоставлен Павлу Петровичу,аристократизм одного — демократизму другого. Последовательность, убежденность,воля и целеустремленность Базарова контрастируют с раздвоенностью Аркадия, сего случайными убеждениями, мягкотелостью и отсутствием осознанной цели. Именнов столкновении с различными персонажами, противопоставленными ему, раскрываютсязамечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем — зрелость ума,глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; вовзаимоотношениях с Аркадием — способность привлекать на свою сторону молодежь,быть учителем, воспитателем, честность и непримиримость в дружбе; в отношении сОдинцовой — умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила волии чувство собственного достоинства. Главное место в композиции романа занимаютсцены споров. Герои Тургенева раскрывают свое мировоззрение в прямыхвысказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками.
Базаров — натура независимая,не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, а подвергающая все суду мысли.Типичен для шестидесятников и интерес Базарова к естественным наукам, хотя никарьера ученого, ни карьера врача не стали бы его уделом. Тургенев проводитсвоего героя через ряд испытаний (а это вообще типично для романов Тургенева).Он испытывает Базарова сначала любовью, затем и смертью. Тургенев как бы состороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях. И еслилюбовь к Одинцовой, женщине умной, гордой, сильной, под стать самому Базарову,побеждает принципы нигилизма (ведь Базаров называл любовь«белибердой», презрительно относился к идеальным, романтическимчувствам, признавал любовь только физиологическую: «Нравится тебе женщина,так возьми ее!»
Сам же, влюбившись, вдругпочувствовал романтика в самом себе), то в предсмертной сцене Базаров веренсвоим идеалам до конца, он не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза. Многиекритики считают эту сцену самой сильной, живой и трогательной. Потому чтоименно здесь раскрывается это «грешное, бунтующее сердце» до конца.Смерть Базарова по-своему оправданна. Как в любви нельзя было доводить Базаровадо «тишины блаженства», так и в его предполагаемом деле он должен былостаться на уровне еще не реализуемых, вынашиваемых и потому безграничныхстремлений. Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым. Сколько бы нибыло критических статей по поводу героя «Отцов и детей», и как бы нитрактовался образ Базарова, лучше всего сказал о своем «самом любимомдетище» сам автор: «Я хотел сделать из него лицо трагическое… Мнемечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы,сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель, потому что онавсе-таки стоит еще в преддверии будущего».