Роман«Отцы и дети», по определению русского писателя Владимира Набокова, — это «не только лучший роман Тургенева, но и одно из самых блистательныхпроизведений XIX века».
Центральноеместо здесь занимают долгие споры молодого разночинца нигилиста ЕвгенияБазарова и стареющего аристократа Павла Петровича Кирсанова. Эти героиотличаются друг от друга всем: возрастом, социальным положением, убеждениями,внешностью. Вот портрет Базарова: «высокого роста в длинном балахоне скистями», лицо «длинное и худое с широким лбом, кверху плоским, книзузаостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардамипесочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность иум»; у героя тонкие губы, а «его темно-белокурые волосы, длинные игустые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа». А вот портретглавного базаровского оппонента: "… вошел в гостиную человек среднегороста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковыеполусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять; егокоротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро;лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словновыведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особеннохороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик… изящный ипородистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь отземли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов".
ПавелПетрович лет на двадцать старше Базарова, но, пожалуй, даже в большей степени,чем он, сохраняет в своем облике приметы молодости. Старший Кирсанов — человек,чрезвычайно заботящийся о своей внешности, чтобы выглядеть как можно моложесвоих лет. Так и подобает светскому льву, старому сердцееду. Базаров, напротив,о внешнем виде нисколько не заботится. В портрете Павла Петровича писательвыделяет правильные черты и строгий порядок, изысканность костюма иустремленность к легким, неземным материям. Этот герой и будет отстаивать вспоре порядок против базаровского преобразовательского пафоса. И все в егооблике свидетельствует о приверженности норме. Даже рост у Павла Петровичасредний, так сказать, нормальный, тогда как высокий рост Базарова символизируетего превосходство над окружающими. И черты лица у Евгения подчеркнутонеправильные, волосы неухоженные, вместо дорогого английского костюма Павла Петровичау него какой-то странный балахон, рука красная, грубая, тогда как у Кирсанова — красивая рука «с длинными розовыми ногтями». Зато широкий лоб ивыпуклый череп Базарова выдают в нем ум и уверенность в себе. А у ПавлаПетровича лицо желчное, и повышенное внимание к туалету выдает в нем тщательноскрываемую неуверенность в собственных силах.
Можносказать, что это постаревший лет на двадцать пушкинский Онегин, живущий вдругую эпоху, в которой этому типу людей скоро уже не будет места Какую жепозицию отстаивает в споре Базаров? Он утверждает, что «природа не храм, амастерская, и человек в ней работник». Евгений глубоко убежден, чтодостижения современного естествознания в перспективе позволят решить и всепроблемы общественной жизни. Прекрасное — искусство, поэзию — он отрицает, влюбви видит только физиологическое, но не видит духовного начала. Базаров«ко всему относится с критической точки зрения», «не принимаетни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».Павел Петрович же провозглашает, что «аристократизм — принсип, а безпринсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди».
Однаковпечатление от вдохновенной оды принципам заметно ослабляется темобстоятельством, что оппонент Базарова на первое место ставит наиболее близкийсебе «принсип» аристократизма. Павел Петрович, воспитанный вобстановке безбедного усадебного существования и привыкший к петербургскомусветскому обществу, не случайно на первое место ставит поэзию, музыку, любовь.Он никогда в своей жизни не занимался никакой практической деятельностью,исключая короткую и необременитель- ную службу в гвардейском полку, никогда неинтересовался естественными науками и мало что в них смыслил.
Базаровже, сын небогатого военного врача, с детства приученный к труду, а не кпраздности, кончивший университет, увлекающийся естественными науками, опытнымзнанием, очень мало в своей короткой жизни имел дело с поэзией или музыкой,может быть, и Пушкина-то толком не читал. Отсюда и резкое и несправедливоесуждение Евгения Васильевича о великом русском поэте: "… Он, должно быть,в военной службе служил… у него на каждой странице: На бой, на бой! за честьРоссии!", кстати говоря, почти дословно повторяющее мнение о Пушкине,высказанное в беседе с Тургеневым писателем-разночинцем Н.В. Успенским (автор«Отцов и детей» называл его «человеконенавидцем»).
Базаровне имеет и такого опыта в любви, как Павел Петрович, потому и склонен слишкомупрощенно относиться к этому чувству. Старшему Кирсанову уже довелось изведатьлюбовные страдания, именно неудачный роман с княгиней Р. побудил его на долгиегоды осесть в деревне у брата, а смерть возлюбленной еще сильнее усугубила егодушевное состояние. У Базарова любовные муки — столь же неудачный роман с АннойСергеевной Одинцовой еще впереди. Потому-то в начале романа он столь уверенносводит любовь к известным физиологическим отношениям, а духовное в любвиназывает «романтической чепухой». Базаров -.реалист, а Павел Петрович- романтик, ориентированный на культурные ценности романтизма первой трети XIXвека, на культ прекрасного. И его, конечно, коробит от базаровских высказыванийнасчет того, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякогопоэта» или что «Рафаэль гроша медного не стоит». Здесь Тургеневс базаровской точкой зрения, безусловно, не согласен. Однако он не дает победыв этом пункте спора и Павлу Петровичу.
Бедав том, что рафинированный аристократ-англоман не обладает не то чтоспособностями Рафаэля, но вообще никакими творческими способностями. Егорассуждения об искусстве и поэзии, так же как и об обществе, — пустые итривиальные, часто комичные. Достойным противником Базарову Павел Петровичникак не может быть. И когда они расстаются, старший из братьев Кирсановых«был мертвец», конечно, в переносном смысле. Споры с нигилистом хотькак-то оправдывали смысл его существования, вносили некое «бродильноеначало», будили мысли. Теперь же Павел Петрович обречен на застойноесуществование.
Такиммы его и видим за границей в финале романа. Тургеневскому замыслу вполнеотвечала победа Базарова над аристократом Кирсановым. В 1862 г. в одном изписем по поводу «Отцов и детей» Иван Сергеевич особо подчеркивал, что«вся моя повесть направлена против дворянства, как передового класса…Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителейдворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что жемолоко?.. если читатель не полюбит Базарова со всею его грубостью,бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью — если он не полюбит,повторяю я, — я виноват и не достиг своей цели. Но „рассыропиться“,говоря его словами, я не хотел, хотя через это я бы, вероятно, тотчас имелмолодых людей на моей стороне. Я не хотел накупаться на популярность такогорода уступками. Лучше проиграть сражение… чем выиграть его уловкой. Мнемечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы,сильная, злобная, честная -и все-таки обреченная на гибель, — потому что онавсе-таки стоит в преддверии будущего...»
СамТургенев был представителем того же поколения, что и Павел Петрович, но изгероев своего романа наибольшие симпатии испытывал к молодому нигилистуБазарову. В 1869 г. в специальной статье, посвященной «Отцам идетям», писатель прямо указывал: «Я честно, и не только без предубежденья,но даже с сочувствием отнесся к выведенному мной типу… Рисуя фигуру Базарова,я исключил из круга его симпатий все художественное, я придал ему резкость ибесцеремонность тона — не из нелепого желания оскорбить молодое поколение(!!!)… „Эта жизнь так складывалась“, — опять говорил мне опыт, — может быть, ошибочный, но, повторяю, добросовестный… Личные мои наклонноститут ничего не значат; но, вероятно, многие из моих читателей удивятся, если яскажу им, что, за исключением воззрений Базарова на художества, — я разделяюпочти все его убеждения. А меня уверяют, что я на стороне „Отцов“…я, который в фигуре Павла Кирсанова даже погрешил против художественной правдыи пересолил, довел до карикатуры его недостатки, сделал его смешным!»
Тургеневбыл честен как художник в той же мере, в какой честен как человек был созданныйего воображением персонаж. Писатель не хотел идеализировать Базарова и наделилсвоего героя всеми теми недостатками, которыми в избытке обладали его прототипыиз радикальной разночинной молодежи. Однако Тургенев не лишил Евгения и русскихкорней, подчеркнув, что наполовину герой вырастает из русской почвы, коренныхусловий русской жизни, а наполовину формируется под влиянием привнесенных изЕвропы новых идей.
Ив споре с Павлом Петровичем Базаров, по убеждению писателя, да и любоговдумчивого читателя, прав в основных своих позициях: в необходимости подвергатьсомнению сложившиеся догмы, неустанно трудиться на благо общества, критическиотноситься к окружающей действительности. Там же, где Базаров не прав, вутилитарных взглядах на природу прекрасного, на литературу, на искусство,победа все равно не остается на стороне Павла Петровича. Аркадий и БазаровПосле выхода в свет в 1862 году роман Тургенева «Отцы и дети» вызвалбуквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принялновое творение Тургенева.
Либеральнаякритика не могла простить писателю того, что представители аристократии,потомственные дворяне изображены иронически, что «плебей» Базаров всевремя издевается над ними и морально оказывается выше их. Демократы воспринялиглавного героя романа как злую пародию. Критик Антонович, сотрудничавший вжурнале «Современник», назвал Базарова «асмодеем нашеговремени». Но все эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользу И.С. Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать веяния эпохи,появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на сменупередовому дворянству.
Главнаяпроблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в его названии:«Отцы и дети». Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, этопроблема поколений — вечная проблема классической литературы, с другой, — конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы:либералов и демократов. Действующие лица романа группируются в зависимости оттого, к какому из социально-политических лагерей мы можем их отнести. Но дело втом, что главный герой Евгений Базаров оказывается единственным представителемлагеря «детей», лагеря демократов-разночинцев. Все остальные героинаходятся во враждебном лагере.
Центральноеместо в романе занимает фигура нового человека — Евгения Базарова. Онпредставлен как один из тех молодых деятелей, которые «дратьсяхотят». Другие — люди старшего поколения, которые не разделяютреволюционно-демократических убеждений Базарова. Они изображены мелкими,слабовольными людьми, с узкими, ограниченными интересами. В романе представленыдворяне и разночинцы 2-х поколений — «отцов» и «детей».Тургенев показывает, как действует демократ-разночинец в чужой ему среде. ВМарьине Базаров — гость, который отличается своим демократическим обликом отхозяев-помещиков. И с Аркадием он расходится в главном -в представлении ожизни, хотя поначалу они считаются друзьями. Но их взаимоотношения все-такинельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания,дружба не может быть основана на подчинении одного другому.
Напротяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной:Аркадия — Базарову. Но все-таки Аркадий постепенно приобретал свое мнение и ужепереставал повторять слепо за Базаровым суждения и мнения нигилиста. В спорахон не выдерживает я выражает свои мысли. Однажды их спор дошел чуть ли не додраки. Разница между героями видна в их поведении в «империи»Кирсанова. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадийсибаритствует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно сразу поего красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой обстановке, в любомдоме старается заниматься делом. Главное его дело — естественные науки,изучение природы и проверка теоретических открытий на практике.
Увлечениенауками является типичной чертой культурной жизни России 60-х годов, значит,Базаров идет в ногу со временем. Аркадий — совершенная противоположность. Онничем не занимается, из серьезных дел его ни одно по-настоящему не увлекает.Для него главное — уют и покой, а для Базарова — не сидеть сложа рук,трудиться, двигаться. Совершенно разные суждения складываются у них в отношениик искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытаетсядоказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, унего аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правилахорошего тона, столь важные в дворянском быту.
Этосказывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде.Крупное разногласие возникло между «друзьями» в разговоре о ролиприроды в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова,постепенно «ученик» выходит из-под власти «учителя».Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. «Ты, нежная душа,размазня», — говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть егосподвижником. «Ученик» не может жить без принципов. Этим он оченьблизок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато Базаров предстаетперед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену«отцам», не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий-человек, принадлежащий старому поколению, поколению «отцов».
Писаревочень точно оценивает причины разногласий между «учеником» и«учителем», между Аркадием и Базаровым: «Отношение Базарова кего товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга,потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним.Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почтинет вовсе родственных ей элементов». Аркадий хочет быть сыном своего векаи напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись.Он принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно не замечающих над собойопеки. Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо,он понимает, что их пути разойдутся.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/