Образ автора в романе Л.Н. Толстого«Война и мир»
Роман«Война и мир» охватывает пятнадцать лет из жизни России и Европы, оннасыщен военно-историческими событиями, широкими бытовыми картинами. Великозначение автора: личность его проявляется во всем. что изображено впроизведении.
Критерийнравственности в оценке событий, явлений, действий, поступков героев — определяющий. Толстой не только с потрясающей достоверностью рисуетисторические события, но и выражает отношение к ним, делает теоретическиевыводы. В центре романа — изображение войны и мира как«противоестественного» и естественного состояния жизни людей. Еще вначале своей творческой деятельности Толстой признавался, что его всегда интересовалавойна, но не как «комбинация действий великих полководцев», а как«самый факт убийства» одних ни в чем не повинных людей другими,Писатель отрицал войну как явление, противное человеческому разуму, горячоспорил с теми, кто находил «красоту ужаса» в войне. Эти взглядыполностью отражены в его произведениях.
Так,при описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель-пацифист. Одного изгероев романа, Николая Ростова, присутствующего на торжествах в Тильзите, гдепроисходила встреча Александра I и Наполеона, «мучают страшные сомнения;для чего же -оторванные руки, ноги, убитые люди?» При описании войны 1812года Толстой переходит на позиции патриотизма. Война 1812 года предстает визображении Толстого как война народная. Толстой убежден, что эту войну выигралнарод. Автор создает множество образов мужиков, солдат, суждения которых всовокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убежден, чтофранцузов не пустят в Москву, «не должны», но, узнав о сдаче Москвы,он понимает, что «решилась Расея!» А если уж Россия гибнет, то нечегоспасать свое добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь быничего не досталось «дьяволам». Мужики Карп и Влас отказалисьпродавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны.
Олицетворениемлучших качеств русского народа, поднявшегося на борьбу, предстает и ТихонЩербатый. Толстой показывает мужество народа, его истинный героизм ипатриотизм, добродушие. В самых тяжелых условиях он не теряет чувство юмора.Так, на батарее Раевского, месте, где, по словам Толстого, сложилась самаятяжелая обстановка, во время боя «краснорожий» солдат сопровождаетшуткой полет каждого снаряда: «Ай, нашему барину чуть шляпку несбила» — или: «эх, нескладная». Народу в полной мере присущисердечность и доброта. Солдата, который вздумал пошутить над пленнымифранцузами, обрывают сердито: «Что врешь нескладно!» Так из отдельныхобразов складывается у Толстого единый образ народа-богатыря, нарисованногоавтор описывает народный подвиг в войне 1812 года, но и дает анализ истоковэтого подвига
Народномупатриотизму Толстой противопоставлявет лжепатриотизм светской знати, основнаяцель которой — ловить «кресты, рубли, чины»; пылкие же фразы ирассуждения светских законодателей о судьбах России и Европы являютсяотвратительной рисовкой. Толстого-философа всегда волновала проблема ролиличности в истории, и поэтому Толстой-художник не мог не осветить ее в своихпроизведениях. В «Войне и мире» он рассматривает ее на примере двухисторических личностей: Кутузова и Наполеона Кутузов в романе — выразительнародной мудрости, сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, чтоволнует народ, и действует сообразно этому. Поведение Кутузова — естественноеповедение; более того, автор постоянно подчеркивает его старческую слабость(тяжело ходит, тяжело садится на лошадь). Поведение же Наполеона неестественно.Все действия его — маска (так, Толстой с иронией описывает эпизод с портретомсына, когда Наполеон «подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности»),Кутузову чужды внешний блеск, тщеславие, тогда как основной чертой Наполеонаявляется самолюбование. Развенчивая личность Наполеона, автор параллельноразоблачает наполеонизм вообще, то есть стремление к личной славе и величию.
Толстойосуждает князя Андрея, который говорит в начале романа: «Я ничего так нелюблю, как только славу… Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне нестрашно». Позднее писатель приведет своего героя к полному разочарованию вНаполеоне. Постоянно подчеркивая бессмысленность военных распоряженийНаполеона, сравнивая его с ребенком, сидящим в коляске, который держится заверевочки и воображает, что правит ею. Толстой тем самым отрицает талантНаполеона, превращает его в обычного человека. Недооценка автором романа ролиличности в истории принижает и значение Кутузова в этой войне, силу которогописатель видит исключительно в том, что полководец верно понимает ход событий идает им свободно развиваться.
Определяющейже силой войны Толстой считает «дух народа». Мысль эта высказываетсякнязем Андреем перед боем, когда он приходит к выводу, что исход сражениязависит от того, какие чувства будут в нем, Тимохине, в каждом солдате. Полноеотрицание роли личности в истории приводит к тому, что в романе появляютсяэлементы фатализма. Понятие «мир» у Толстого значительно шире, чем«мир» как покой после войны. «Мир» для него — это всечеловечество, состоящее из разных коллективов. Художник утверждает идеюединения в «мире» («миром все сделаем»). В романе писательпоказывает, что основные «противоречия в мире» — социальные, преждевсего между помещиками-аристократами и их крестьянами (так, в эпизоде охоты«человек» Ростовых, охотник Данило, в гневе кричит на старого графа,что тот проворонил волка, но кончается охота, и все становится на свои места:на вопрос графа о волке Данило отвечает, «поспешно снимая шапку»), инравственные: как между различными людьми (противоречия во взглядах, вжизненной позиции: князь Андрей и Анатоль Курагин), так и внутри самогочеловека (например, противоречив Долохов: его нежное отношение к матери исестре, стремление найти женский идеал и жестокость в отношении к Ростову иПьеру).
Утопизмвзглядов автора в том, что он считает возможным переделать «мир»путем «нравственного самоусовершенствования», посредством«опрощения». Естественный человек-идеал Толстого. Сближение снародом, с трудом, с природой действительно делает человека лучше, чище. Норазве ежедневные занятия старого князя Болконского физическим трудом устранилипротиворечия между ним и его крестьянами? Наташа Ростова, которая «умелапонять все /то, что было… во всяком русском человеке», всегдадоставалась барышней, госпожой для «своих» людей. Лев НиколаевичТолстой был великим художником, и, может быть, именно поэтому он был и великимгуманистом. Гуманизм писателя проявился в изображении правды жизни, осуждениижестокости на войне и в мире и даже в его заблуждениях. Он глубоко верит вчеловека, в его преобразующую роль в обществе, хотя и ошибается относительнотех способов, которыми он (человек) должен изменить мир. Гуманизм авторапроявился и в таком утверждении: «Цель художника… в том, чтобы заставитьлюдей любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех еепроявлениях». Говоря о своем романе, Лев Николаевич Толстой признавался,что в «Войне и мире» он «любил мысль народную». Авторпоэтизирует простоту, доброту, нравственность народа, противопоставляет ихфальши, лицемерию «света Толстой показывает двойственную психологиюкрестьянства на примере двух его типичных представителей: Тихона Щербатого иПлатона Каратаева. Оба героя дороги сердцу писателя: Платон как воплощение»всего русского, доброго и круглого", всех тех качеств(патриархальность, незлобивость, смирение, непротивление, религиозность),которые так ценил писатель у русского крестьянства; Тихон как воплощениенарода-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительноедля страны время (Отечественная война 1812 года): бунтарские настроения Тихонав мирное время были бы осуждены Толстым.
Теснейшимобразом с темой народа в романе связана тема дворянства. Автор делит дворян на«имущих» (к ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов), поместныхпатриотов (старик Болконский, Ростовы), светскую знать (салон Шерер, Элен). Кпоследней писатель всячески выражает свою неприязнь, осуждает ее, подчеркиваетв светской знати отсутствие живых человеческих качеств: неизменной, как бызастывшей, остается улыбка Элен, как и она сама, как и Анна Павловна Шерер,которая предстает молодящейся кокеткой на протяжении всего романа. Нравственнуюсилу Болконского, Безухова, Ростовых автор определяет «мысльюнародной», и чем ближе они к народу, тем дороже сердцу Толстого.
Личностьавтора проявляется не только в изображении тех или иных героев, авторскомповествовании, но и в первую очередь через философские рассуждения,исторические ретроспекции. Две части эпилога представляют собой историческийтрактат. Полифоничность изображения военных действий, особенно Бородинскогосражения, приводит к тому, что создается единая картина сражения, и писатель незаостряет внимание читателя на отдельных героях, Толстой даже не вводит фамилиймногих солдат и офицеров, характеризуя их: «генерал, которыйпослал...» «офицер, который не доехал...» и так далее. Этогодостаточно, чтобы показать настрой мыслей и чувств армии и не рассеиватьвнимание читателя на отдельные эпизоды, которые откладывались бы в памяти, какне связанные друг с другом. Всеобъемлющ в романе прием контраста:«ищущий» Андрей и всем (собой в первую очередь) довольный АнатольКурагин, естественная, чуткая, искренняя Наташа и женщина с «маской налице» — Элен, Ростовы, которые охвачены патриотическим порывом, отдаютподводы под раненых, оставляя свое добро на произвол судьбы, и Берг, которыйхлопочет о том, чтобы приобрести хорошенькую «шифоньерочку», и такдалее.
Врусском критическом реализме наблюдались два течения: сатирическое ипсихологическое. Гениальным продолжателем психологического направления стал ЛевНиколаевич Толстой. Он исследует скрытные процессы человеческого сознания, несовпадающие с их внешними проявлениями. Таким образом, герои Толстогораскрываются дважды: через их поступки, поведение и через размышления,внутренние монологи, Автор использует несобственно-прямую речь, особенно приобрисовке таких героев, как князь Андрей, Пьер. Широко применяет Толстой идиалог, который всегда двупланов. Немой разговор глаз, взглядов, улыбоксопровождает произносимые слова и дополняет или опровергает их смысл (например,описание встречи Сони и приехавшего из армии Николая Ростова: «Онпоцеловал ее руку и назвал ее вы — Соня. Но, глаза их, встретившись, сказалидруг другу „ты“ и нежно поцеловались»).
Авторпроникает в сферу подсознательного и посредством различных ассоциаций (дуб вОтрадном ассоциируется у князя Андрея.с его собственной жизнью. Толстой используетв романе и художественную деталь: портретную (чисто вымытый шрам на шее уКутузова, губка с усиками у «маленькой княгини», лучистые глаза укняжны Марьи), психологическую «изюминку», предметную, словесную,бытовую. Наконец, личность автора выражается через неповторимый стильпроизведения (постоянное стремление к ясности, к сущности, к правде, богатстволексики, фразеологии, особый синтаксический строй романа), а примененныйТолстым художественный прием («диалектика души») использовался и используетсямногими писателями классической и современной литературы. Автор в романе — этогениальный художник, великий правдолюбец, мудрый философ, хотя и заблуждающийсяв некоторых вопросах, психолог, тонкий аналитик всех душевных движений,гуманист.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/