Обломов как человек и«обломовщина» как явление
Досих пор не утихают споры вокруг фигуры Ильи Ильича Обломова, начавшиеся вмоментпоявления произведения в 1859 году. Одни видели и видят в нем мудреца исозерцателя, человека с добрым “голубиным” сердцем. Другие, прежде всего Н. А.Добролюбов, отмечали “лень и апатию” Обломова, его общественную бесполезность иникчемность. С легкой руки критика понятие “обломовщина” сделалосьнарицательным.
Самогоавтора не удовлетворяли обе позиции. Он был огорчен тем, что никто не связалобразы произведения в “одно целое”, никто не смог прочитать роман “междустроками”. Гончаров ждал читателя, способного разобраться во всех “за” и “против”,сказать веское, но спокойное и беспристрастное слово о герое.
Вмолодые годы Обломов хотел вести жизнь художников и поэтов. Его девизом былоизречение: “Вся жизнь есть мысль и труд”. Однако это желание, как, впрочем, имногие другие, “непостижимым образом погасло”: Обломов погрузился в “болото”,опустился на “дно” бездумного существования. “Обломовщина” — такой диагнозставит своему другу Штольц, и, согласно ему, Илья Ильич не способен сбросить“халат” со своих плеч, тем более с ума и души.
Всеэто так. И тем не менее, духовная биография Обломова не может быть представленалишь как процесс постепенного и неуклонного распада личности, утратывнутреннего стержня. Обломов — по-своему цельная натура, которая именно в своейцельности и неподожести на “других” противостоит и тому же Штольцу, и масседельцов, карьеристов, приспособленцев, “мучителей”, недовольных, постоянносуетящихся, докучающих назойливостью и неоправданной требовательностью.
Вромане Гончарова ощутимо гоголевское начало. Илья Ильич более всего похож наМанилова: грезы, мечты, элементарность желаний. Но есть одно важное отличие, непозволяющее отождествлять персонажей: в Обломове начисто отсутствуетсамодовольство — верный и главный признак пошлости. Конечно, когда-то Обломовготовил себе роль творца. Творцом он не стал, но он не стал и безвольнымисполнителем чужой мысли.
Пословам Ильи Ильича, в обществе нет “интересов ума, сердца, нет всеобщейсимпатии”. Может быть, бессознательно для себя герой произнес слово, дающееключ к пониманию его жизненной позиции. В современном языке “симпатия” —синоним понятиям “сочувствие”, “влечение”, “сопереживание”. Однако в “Толковомсловаре” В. И. Даля в пояснении даются эпитеты: “безотчетная любовь”,“беспричинное влечение к другому”. Не любовь-страсть, не любовь, рациональнообъяснимая, а нечто высшее, исходящее из внутренних безотчетных сердечныхпобуждений, не контролируемое разумом чувство лежит в основе мироощущенияперсонажа. Характерный пример: с одним из приятелей обсуждаются бывшиесослуживцы. “Он добрый малый!” — отзывается об одном из них Обломов и тут жедобавляет: “Очень добрый...” И далее подбираются определения по нарастающей:“Прекрасный человек!.. Отличный человек!”
Умевшийлюбить других полнотой своего беззлобного сердца, Обломов оставил в сердцахсоприкасавшихся с ним людей след ничего не требующей, внешне безвольной, а насамом деле самоотверженной любви. Знаменательна в этом отношении судьба АгафьиМатвеевны, ставшей помещицей, госпожой Обломовой. После смерти мужа онапо-прежнему была “живым маятником” в доме: вела хозяйство, поила всех чаем икофе, обшивала, смотрела за бельем, за детьми, за кухаркой, за дворником,старалась угодить братцу и его капризной жене. “Но отчего же так?” — вопрошаетГончаров. Что заставляло ее, независимую и ни в чем не нуждающуюся, взять насебя все те хлопоты, на которые эта женщина обрекла себя? Ответ один:жертвенность шла от любви Обломова; теперь Агафья Матвеевна знала, что жила ненапрасно, и существование ее стало осмысленным. Добро порождает добро, потомукрепостной Захар не может покинуть могилы своего барина. Но сын Обломова,воспитывающийся в доме Штольца, вряд ли сохранит" чувство всеобщейсимпатии.
ИльяИльич умер без боли и мучений: как будто остановились часы, которые забылизавести накануне. Его тело, уточняет Гончаров, покоится на ближайшем кладбищепод скромной урной, между кустов, “в затишье”, “кажется, сам ангел тишиныохраняет сон его”.
Внезапнаякончина без страданий — своеобразная награда за чистую, “как хрусталь”, душу.Но ведь это еще и смерть без покаяния, без последнего критически брошенноговзгляда на прожитые годы, без подведения итогов земного бытия. “Никто не видалпоследних его минут, не слыхал предсмертного стона”.
Возникаетпоистине двусмысленная ситуация: для Ильи Ильича, жившего тихо и незаметно,“легкая” смерть — конечно, благо. Но для человека, как существа разумного,несущего ответственность за состояние мира, это не выход, не оправдание.
Ученыемного спорят о происхождении фамилии персонажа. По исконной русской традициигерой получил ее от родового имения Обломовки, название которого большей частьювозводят к слову “обломок”: обломок старого уклада жизни, патриархальной Руси.Есть и другое толкование: в народных сказках часто встречается понятие:“сон-обломон”, который зачаровывает человека, как бы придавливает его могильнымкамнем, обрекая на медленное, постепенное угасание.
“Обломовщина”— сон активного внутреннего “я”, могущий поразить каждого, не выработавшего всебе нравственно-психологического противоядия.
Обладающийогромной силой обобщения, образ Обломова относится к “вечным” образам не толькорусской, но и мировой литературы.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/