Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Обличение преступного общества в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Обличение преступного общества в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Многиевеликие писатели в своих произведениях создавали образ Петербурга, раскрываявсе новые и новые его грани. Достоевский в своем романе изображает столицу впору стремительного развития российского капитализма. Петербург в романе — непросто фон, на котором происходит действие. Это тоже своеобразное«действующее лицо» — город, который давит, душит, навевает кошмарныевидения, внушает безумные идеи, и поэтому история нравственной борьбыРаскольникова разворачивается в романе на широком фоне повседневной жизнигорода.
Переднами проходят образы спившегося чиновника Мармеладова, его жены КатериныИвановны, умирающей от чахотки, матери и сестры Родиона Раскольникова, успевшихуже в провинции, где они Жили раньше, познакомиться с тяжелой участью человекаиз непривилегированных слоев населения, пережить гонения помещиков и богачей.Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка,которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину, и его взаимоотношений сростовщиком; мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом иумирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; молчаливую трагедию молодой ичистой девушки, вынужденной из-за безвыходного положения семьи пойти на улицу,чтобы продавать себя и обречь на постоянные, мучительные унижения.
Достоевскийпредставляет нам целую галерею «деловых» людей, которые наживаются нанародном горе. Образ Алены Ивановны, старухи-процентщицы, постоянно предстаетперед Раскольниковым. В романе старуха возникает из мрака: "… и тольковиднелись ее сверкавшие из темноты глазки. Алена Ивановна — это крошечная сухаястарушонка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким острымносом и простоволосая. Белобрысые, мало поредевшие волосы ее были жирно смазанымаслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверченокакое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась всяистрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка". Эта «старушонка»бьет и держит в рабстве свою сестру-великаншу, простодушную Лизавету.
Ростовщицаскупа и безжалостна: она дает за вещи, принесенные ей в заклад, всего четвертуючасть их настоящей цены и дерет непомерные проценты. А все накопленныебогатства по завещанию должны перейти в монастырь и «на вечный помин»бессовестной старухиной души. Следующий представитель галереи — Лужин. Лужинаавтор изображает ограниченным, расчетливым и трезвым дельцом-приобретателем.Раскольников, еще до своей первой встречи с ним, разгадал корыстолюбивую,черствую и бессердечную натуру Лужина и глубоко возненавидел его. И, однако,сталкиваясь с Лужиным, Раскольников с отвращением убеждался, что, как это емуни противно, между ним и Лужиным есть и точки соприкосновения. Лужин — непросто себялюбивый, расчетливый делец. Свой образ действий он пытаетсяоправдать при помощи принципов политической экономии и буржуазной морали.
Выслушаврассуждения Лужина, Раскольников неожиданно сознает, что эти принципы являютсяболее низменным вариантом его собственных взглядов, вульгарным опошлением его«идей». «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали,и выйдет, что людей можно резать», — заявляет он Лужину, устанавливаобщность между ними обоими. Достоевский тем самым заставляет героя ощутитьблизость между его «наполеоновской» теорией и экономической теориейЛужина. В отличие от Лужина, образ Свидригайлова отталкивающий и трагический. Вромане авантюрист-помещик Свидригайлов воплощает нравственное разложениерусского дворянства. Когда Свидригайлова посадили за долги, его выручила МарфаПетровна, на которой он вскоре женился. Неожиданно пришедшее к нему богатство,власть над крепостными душами — все это развратило его. Свидригайлов не толькоопустошен внутренне, он и сам трагически сознает свою опустошенность и глубокострадает.
Отвращениек себе, трагическое ощущение начинающейся душевной болезни уживается в нем сцинизмом, с садистскими наклонностями. Борьба между жаждой жизни и голосомсовести, вызывающим у него отвращение к самому себе, приводит его ксамоубийству. На первый взгляд, между помещиком Свидригайловым, которого«обошла» крестьянская реформа, и бедняком Раскольниковым, сестру которогопреследует Свидригайлов, столь же мало общего, как между Раскольниковым иненавистным ему дельцом Лужиным. И однако умный Свидригайлов при первом жесвидании с Раскольниковым заявляет ему, что они «одного поля ягода».Провозглашаемое Раскольниковым отрицание нравственных норм, утверждение им идеи«сильной» личности приводят не только к оправданию«идейного» преступления Родиона Раскольникова, но и к оправданиюразврата и нравственной опустошенности Свидригайлова, вызывающих у него самоготоску и внутреннее омерзение.
Если«экономическая» мораль Лужина способна привести к теорииРаскольникова о «праве» на преступление, то та же теория в другомвидоизменении может привести к свидригайловщине, к потере различия между доброми злом, к полнейшему нравственному разложению личности — такова реальная логикавещей, которую раскрывает нам Достоевский. Мучительный для самого Раскольниковакрах его идеи, та нравственная пытка, которую он переживает после убийства,выражают, по мысли автора «Преступления и наказания», торжествообщественного, народного начала, присущего натуре Раскольникова, над темиэгоистическими мечтами и духовными заблуждениями, которые разъединяют человекас народом, ведут его к нравственному падению и гибели. Таков глубокийфилософский смысл «Преступления и наказания», делающий этот романстоль значительным для современного читателя — участника сложной и напряженнойборьбы за новые социальные и нравственные идеалы.
Достоевскийписал в конце своей жизни, что его заветной мечтой как человека и писателявсегда оставалось стремление помочь угнетенным и обездоленным людям во всеммире обрести достойное человека существование, завоевать путь в «царствомысли и света». Во всей реалистической прозе XIX века нет другогопроизведения, которое бы с такой правдивостью изображало картины страданийшироких масс, вызванных нищетой, социальным неравенством и угнетением, как«Преступление и наказание». Вместе со своим главным героемДостоевский гневно отвергает как оскорбительные для человека взгляды многихмыслителей своей эпохи, полагающих, что страдания и нищета неизбежны во всякомобществе, что они составляют извечный удел человечества. Великий русскийписатель страстно защищает идею нравственного достоинства человека, который нежелает быть «вошью», не хочет терпеть и безмолвно подчиняться, новсем своим существом восстает против общественной несправедливости.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.