Образ Ольги Ильинской в романе И.А.Гончарова «Обломов»
“Разбиратьженские образы, созданные И. А. Гончаровым, значит предъявлять претензию бытьвеликим знатоком венского сердца”, — заметил один из наиболее проницательныхрусских критиков — Н. А. Добролюбов. Действительно, образ Ольги Ильинской можноназвать несомненной удачей Гончарова-психолога. В нем воплотились не тольколучшие черты русской женщины, но и все лучшее, что видел писатель в русскомчеловеке вообще.
“Ольгав строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркогоколорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня… Но если б ееобратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии” — именно так, всего внескольких деталях дает И. А. Гончаров портрет своей героини. И уже в нем мывидим те черты, которые всегда привлекали русских писателей в любой женщи-не:отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. “В редкой девице, — подчеркиваетавтор, — встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова,поступка… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ниумысла”.
Ольгачужая в своей среде. Но она не жертва, потому что в ней есть и ум, ирешительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию, на поведение,не ориентированное на общепринятые нормы. Не случайно Обломов воспринял Ольгукак воплощение того идеала, о котором он грезил. Едва Ольга спела “Casta diva”,он сразу “узнал” ее. Не только Обломов “узнал” Ольгу*, но и она его. Любовь дляОльги становится не только испытанием. “Где она брала уроки жизни?” — свосхищением думает о ней Штольц, который любит Ольгу именно такую,преображенную любовью.
Именноотношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять характерИльи Обломова. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного помогает читателюпосмотреть на него так, как того хотел автор.
Чтоже видит Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех техсветских условностей, которые также чужды ей. Она чувствует, что в Илье нетцинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Но Ольге иОбломову не суждено быть счастливыми.
Обломовпредчувствует, что их с Ольгой отношения не могут всегда быть их личным делом;они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей. Надо будет“соответствовать”, заниматься делами, стать членом общества и главой семьи итак далее. Штольц и Ольга упрекают Обломова в бездеятельности, а он в ответлишь дает несбыточные обещания или улыбается “как-то жалко,болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой”.
Ольгапостоянно размышляет не только о своем чувстве, но и о влиянии на Обломова, освоей “миссии”: “И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которойдо сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить!” И любовь становитсядля Ольги долгом, а потому уже не может быть безоглядной, стихийной. Большетого, Ольга не готова пожертвовать ради любви всем. “Тебе хотелось бы узнать,пожертвовала ли бы я тебе своим спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этомупути?.. Никогда, ни за что!” — решительно отвечает она Обломову.
Обломови Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него — деятельности, воли,энергии; в ее представлении он должен стать похожим на Штольца, но толькосохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее — безоглядной,самоотверженной любви. И оба они обманываются, убеждая себя, что это возможно,а потому неизбежен конец их любви. Ольга любит того Обломова, которого создалаона сама в своем воображении, которого она искренне хотела создать в жизни. “Ядумала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давноумер”, — с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос:“Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имениэтому злу...” “Есть, — отвечает Илья. — Обломовщина!” Трагедия Ольги и Обломовастановится окончательным приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.
Ольгавыходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе Ольгиздравый смысл, рассудок окончательно победили терзавшее ее чувство. Ее жизньможно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его. Но Ольганачинает чувствовать необъяснимую тоску. Механическая, деятельная жизнь Штольцане дает тех возможностей для движения души, которые были в ее чувстве кОбломову. И даже Штольц угадывает: “Узнав раз, его разлюбить невозможно”. Слюбовью к Обломову умирает часть души Ольги, она навсегда остается жертвой.
“Ольга,по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперьрусский художник вызвать из теперешней русской жизни, живое лицо,только такое, каких мы еще не встречали”, — писал Добролюбов. Мы можем уверенносказать, что Ольга Ильинская продолжает ту галерею прекрасных женских типов,которую открыла Татьяна Ларина и которыми будет восхищаться не одно поколениечитателей.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/