Образ Захара и его роль в раскрытиихарактера главного героя романа И.А.Гончарова «Обломов»
Вромане “Обломов” И.А. Гончаров представил на суд читателей совершенно новыелитературные образы, новую концепцию романа. Как известно, в жизни всевзаимосвязано, это относится и к двум образам романа: Захару и Обломову.
Захар связан с Обломовым неразрывными узами, его жизнь немыслима без доброго барина.Этот образ довольно значим в романе. Захар — слуга Ильи Ильича Обломова,крайне консервативен, носит такой же костюм, что носил в деревне — серыйсюртук. “Дом Обломовых, был когда-то богат и знаменит в своей стороне, нопотом, бог знает отчего, все беднел, мельчал и, наконец, незаметно потерялсямежду нестарыми дворянскими домами. Только поседевшие слуги дома хранили ипередавали друг другу верную память о минувшем, дорожа ею, как святынею”. Захар представлял собой “пожилого человека, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой… в сером же жилете, с медными пуговицами… и густыми, русыми спроседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды”. ПортретЗахара, изображающий смешную и нелепую внешность, дополняется и особым голосом:герой не говорит, а ворчит, как собака, или хрипит. Голос же, данный Богом,по словам Захара, “он потерял на охоте с собаками, когда ездил со старым барином и когда ему дунуло будто сильным ветром в горло”. Этому типу Гончаров посвятил специальный очерк, озаглавленный “Слуги старого века”, в которомвспоминает хорошо известных представителей этого сословия, людей старойзакалки, с трудом вживающихся в новые жизненные условия.
Литературнаяродословная Захара идет от пушкинского Савельича (“Капитанская дочка”). Привсей разности характеров первого, развращенного жизнью в Петербурге и патологической ленью своего барина, и второго — вечного дядьки, для которого питомец остается малым, неразумным ребенком едва ли не на всю жизнь, сближаетих одержимая верность не только своему барину, но и всему его роду. ВерностьЗахара своему барину и всем давно забытым устоям родной Обломовки воплощена ярче всего в эпизоде, когда Обломов наставляет своего слугу привычным и самым действенным способом — прибегая к “жалким словам” и называя Захара “ядовитым человеком”. В минуту раздражения Захар позволил себе сравнить Обломова сдругими, которые и с квартиры на квартиру легко переезжают, и за границуотправляются. Это вдохновляет Илью Ильича на грозную и гордую отповедь оневозможности сравнивать его, Обломова, с кем бы то ни было. И это пробираетЗахара больше, нежели ругательства: он и сам чувствует, что переступилкакую-то запретную границу, уподобив своего барина другим людям. Захар являетсяпародией на своего барина. У него те же привычки, что и у хозяина, только доведенные до абсурда, показанные в смешном, комическом свете. С первых жестраниц романа Захар не может не вызвать улыбки своей внешностью, своей леньюи неопрятностью. Он чем-то даже напоминает гоголевские типажи: Осипа — слугу Хлестакова, Селифана и Петрушку из “Мертвых душ”. Но Захар — лишь уродливоеотражение образа жизни барина Ильи Ильича. Обломов упрекает Захара занеряшливость и день, за то, что он не убирает пыли и грязи. Захар возражает,что “чего ее убирать, если она снова наберется”. Полное равнодушие к пыли, сору, грязи отличает этого слугу от других слуг — персонажей отечественной литературы. Захар на этот счет составил собственную философию, не позволяющую бороться ни с грязью, ни с тараканами и клопами, раз они выдуманы самимГосподом. Когда Обломов приводит своему слуге в пример живущее напротивсемейство настройщика, Захар приводит в ответ следующие аргументы, в которыхвидна незаурядная наблюдательность: “А где немцы сору возьмут? Выпоглядите-ка, как они живут! Вся семья целую неделю кость гложет. Сюртук сплеч отца переходит на сына, а с сына опять на отца. На жене и дочеряхплатьишки коротенькие: все поджимают под себя ноги, как гусыни… Где им сорувзять? У них нет этого вот как у нас, чтоб в шкафах лежала по годам кучастарого изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму… У них и корка зря не валяется: наделают сухариков да с пивом и выпьют”. При внешней разболтанности Захар, однако, довольно собран. Извечная привычка слуг староговека не дает ему разбазаривать барское добро — когда земляк Обломова, жуликТарантьев просит Илью Ильича дать ему на время фрак, Захар немедленноотказывает: пока не будут возвращены рубашка и жилет, ничего больше Тарантьевне получит. И Обломов теряется перед его твердостью.
Захарне лишен и недостатков. Гончаров видит его как “рыцаря со страхом и упреком”,который “принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. Отодной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов”. И еще черта, характерная для смешения двух эпох, на которые указал Гончаров: “Захар умер бы вместо барина, считая это своим неизбежным и природным долгом, и даже несчитая ничем, а просто бросился бы на смерть, точно так же, как собака,которая при встрече со зверем в лесу бросается на него, не рассуждая, отчего должна броситься она, а не ее господин. Но зато, если б понадобилось,например, просидеть всю ночь подле постели барина, не смыкая глаз, и от этогобы зависело здоровье или даже жизнь барина, Захар непременно бы заснул”. Сгодами все больше и отчетливее вырисовывается нерасторжимая связь между ИльейИльичом и Захаром — последними представителями Обломовки, являющейся лишь прекрасным сном. Они каждый по-своему свято хранят в душе те “преданьястарины глубокой”, что сформировали их жизни, характеры и взаимоотношения.Они давно знали друг друга и давно жили вдвоем. Захар нянчил маленькогоОбломова на руках, а Обломов помнит его “молодым, проворным, прожорливым илукавым парнем”. “Как Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни бытьпричесанным и обутым, ни отобедать без помощи Захара, так Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, какодевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутреннеблагоговеть перед ним”. Даже когда Захар женится в середине романа на Анисье,кухарке Обломова, значительно более ловкой, умелой и чистоплотной, он старается по возможности не допускать ее к Илье Ильичу, выполняя сам привычныеработы, без которых не мыслит жизни.
После смерти Обломова порвалась связь между Захаром и Обломовым, и жизнь его превратилась в ненужное и горькое прозябание. Конец Захара не простотрагичен, он страшен. Как метко сказал Некрасов в поэме “Кому на Руси житьхорошо”:
Порваласьцепь великая…
Однимконцом по барину,
Другим— по мужику!..
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/