Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Некрасов: "Рыцарь на час"

Некрасов: «Рыцарь на час»
(восприятие, истолкование, оценка)
Н.А.Некрасов вырос на Волге, в селе Грешнево Ярославской губернии. С раннегодетства он очень любил русскую природу, много времени проводил в лесу, в поле,на берегу великой русской реки. Отец, семейный деспот, угнетал всех домочадцев.Больше всего от этого страдала мать поэта, Елена Андреевна. И поэтому всю своюлюбовь она отдавала детям. К сожалению, смерть рано пришла за ней. Некрасовочень любил свою мать, и потеря самого близкого человека стала для негонастоящей трагедией.
Многиепроизведения Некрасова посвящены воспоминаниям о детстве и юности. У поэта былтворческий замысел: создать автобиографическую поэму «Рыцарь на час», истихотворения «На Волге» и «Рыцарь на час» были главами из этой поэмы. Нопроизведение так и не было написано, а главы стали существовать как отдельныестихотворения.
«Рыцарьна час» написано в 1860–62 году, это одно из самых задушевных произведений Некрасова.Сам поэт, по воспоминаниям современников, читал его «со слезами в голосе». Этогрустное воспоминание, навеянное посещением родных мест, села Грешнево.
Стихотворениесостоит из трех больших частей. Первая часть, вступление, начинается грустнымразмышлением автора на фоне осеннего пейзажа: Если пасмурен день, если ночьнесветла, Если вечер осенний бушует, Над душой воцаряется мгла, Ум,бездействуя, вяло тоскует … Но дальше настроение лирического героя меняется,наполняется яркими красками: Даль глубоко прозрачна, чиста, Месяц полный плыветнад дубравой, И господствуют в небе цвета: Голубой, беловатый, лиловый, Водыярко блестят средь полей, А земля прихотливо одета В волны белого лунного светаИ узорчатых странных теней.
Яркиеэпитеты, олицетворения помогают поэту создать неповторимую картину ночи. Визображении природы в этом стихотворении Некрасов близок к поэтам-романтикам:лунный свет располагает к мечтам, перед ним возникают странные тени,причудливые видения. Даже обездоленная деревня красива в лунном сиянии: Невидна ее бедность нагая! Запаслася скирдами родная, Окружилася ими она И стоит,словно полная чаша.
Пожелайей покойного сна – Утомилась кормилица наша! Поэт называет деревню «родной»,«кормилицей», и тема обездоленного крестьянства уходит на второй план.
Вэтой части романтический пейзаж перекликается с чувствами поэта: в лунном светеосенней ночи он бодр и счастлив, вновь чувствует себя молодым: Отдаешьсяневольно во власть Окружающей бодрой природы; Сила юности, мужество, страсть Ивеликое чувство свободы Напоминает ожившую грудь … Восклицательные предложенияподчеркивают радостное настроение поэта.
Ивсе же грустные воспоминания не дают покоя: В эту ночь я хотел бы рыдать Намогиле далекой, Где лежит моя бедная мать.
Грустьюнаполнена вторая часть стихотворения. В начале перед читателем возникает образцеркви: Вся бела, вся видна при луне, Церковь старая чудится мне, И на белойцерковной стене Отражается крест одинокий.
Историярусского народа связана с христианством. В трудные минуты жизни люди всегдаобращались к богу, надеясь на его помощь. Рядом с церковью располагалиськладбища, и прихожане молились о душах усопших, просили у них прощения. Намогиле у матери звучит грустная исповедь поэта. Мы видим, насколько близка былаему мать, как сильно он любил ее: Повидайся со мною, родимая! Появись легкойтенью на миг! Всю ты жизнь прожила, нелюбимая; Всю ты жизнь прожила для других.
Сголовой, бурям жизни открытою Весь свой век под грозою сердитою Простояла ты, –грудью своей Защищая любимых детей.
Антонимы:«родимая» – «нелюбимая», «открытою» – «сердитою» подчеркивают, насколько сложнаи тяжела ее жизнь. Для поэта его мать – лучшая женщина в мире, «чистейшей водыбожество». С помощью ярких эпитетов автор создает неповторимый образ:Треволненья мирского далекая, С неземным выраженьем в очах, Русокудрая,голубоокая, С тихой грустью на бледных устах.
Всвоей грустной исповеди поэт просит у матери прощения и помощи. Предательствадрузей, клевета врагов – все это не так важно для него, как потеря самогоблизкого человека. Своими страданиями она должна искупить грехи сына: Я поютебе песнь покаяния, Чтобы кроткие очи твои Смыли жаркой слезою страдания Всепозорные пятна мои.
Возможно,после смерти душа поэта встретится с душой умершей матери, и тогда она сможетего простить: Тот, чья жизнь бесполезно разбилася, Может смертью еще доказать,Что в нем сердце неробкое билося, Что умел он любить … Чтобы передать своичувства, поэт использует много вопросительных и восклицательных предложений.
Втретьей, заключительной части исчезли ночные видения поэта, вернуласьреальность. Лирический герой уже не тот, он «проснулся ребенка слабей»,неспособный к каким-либо действиям. Эта часть перекликается с лермонтовской«Думой». Автор обращается к теме потерянного молодого поколения, называя его«ничтожное племя».
Выеще не в могиле, вы живы, Но для дела мертвы вы давно, Суждены вам благиепорывы, Да свершить ничего не дало … Для Некрасова 60-е годы – тяжелое время:закрытие «Современника», политические гонения, смерть и ссылка близких друзей.Революционерам-народникам «не дано» изменить существующий строй в России, ихмечты утопичны. Об этом и страдает поэт.
Стихотворениенаписано трехсложным размером – анапестом, что придает ему особую напевность,плавность.
Мнепонравилось это стихотворение, так как оно очень искреннее, передает самыеглубокие чувства и переживания поэта. В этом произведении Некрасов следуеттрадициям русских поэтов-романтиков: Жуковского, Батюшкова, Лермонтова. Сны,необычные видения, встречи с потусторонним миром – все это характерно дляромантизма как литературного направления. А свободолюбивые взгляды,революционные идеи – такие же романтические мечты, которым не суждено статьреальностью.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.