Реферат по предмету "Литература и русский язык"


На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны

1747 года —образец торжественной оды в России XVIII в.
Ода— лирический жанр. В ней, по словам Тредиаковского, «описывается…материя благородная, важная, редко — нежная и приятная в речах весьмапиитических и великолепных». Ее истоки — хоровая лирика древних греков.
Создавалисьторжественные оды, славившие великое событие или великого героя;анакреонтические — по имени древнегреческого поэта Анакреонта, воспевавшегорадости и наслаждения земного бытия; духовные — «преложения» псалмов;в конце XVIII в. появились оды нравоучительные, философские, сатирические,оды-послания и оды-элегии.
Ноглавное место среди всех видов занимают торжественные оды. Особая судьба уторжественной оды в России. Ее поэтика связана с отечественной традициейпанегириков (похвальных речей), а также с традициями античной изападноевропейской оды. Торжественная ода стала первенствующим жанром в РоссииXVIII в., что связано с личностью Петра I и его реформами. «Несравненныхдел Петра Великого человеческой силе превысить невозможно», — писал водной из од М. В. Ломоносов.
Торжественнаяода в России XVIII в. — это не только литературный текст, не только слово, нодейство, особый обряд. Она подобна фейерверку или иллюминации, которымисопровождались в Петербурге торжественные события в жизни государства.
Одызаказывались правительством, и их чтение составляло часть праздничногоцеремониала. М. В. Ломоносов писал оды, посвященные Анне Иоаннов-не, ИоаннуАнтоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II.
Однакосодержание и значение похвальных од Ломоносова неизмеримо шире и важнее ихофициально-придворной роли. Похвальная ода представлялась Ломоносову наиболееудобной формой беседы с царями. В каждой из них поэт развивал свои идеи ипланы, связанные с судьбами русского государства.
Большаячасть од была адресована Елизавете Петровне. Это объясняется не только тем, чтос ее царствованием совпали двадцать лет жизни самого поэта, но и тем, что онабыла дочерью Петра I, которой, по мнению Ломоносова, прежде всего надлежалопродолжать дела отца. Поэт выступает творцом, создающим своим словом особыймир, где нет места обыденным предметам и словам.
Сознаниетакой своей миссии дает ему право вмешиваться в государственные дела, говорить«языком богов» о насущных политических и культурных проблемах,формулировать собственные взгляды и давать советы правителям. Так, в 1747 г.,когда русское правительство собиралось вступить в войну на стороне Австрии,Англии и Голландии, воевавших тогда против Франции и германских государств, Ломоносовпишет свою знаменитую оду «На день восшествия на всероссийский престол еевеличества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Ломоносовне был пацифистом, он гордился славой русского оружия и мощью Российскогогосударства, способного постоять за себя перед лицом любого врага. Но,восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, которые несетвойна простым людям. Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносовотдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое он назвал словом«тишина».
Оданачинается вступлением, содержащим хвалу этой тишине, т. е. мирным временам,которые способствуют процветанию государства и благополучию народа. Царей ицарств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Кольты полезна и красна! Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют;Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; Ты сыплешь щедрою рукою Своебогатство по земли. Обращаясь к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницумира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами: Когда натрон она вступила, Как высший подал ей венец, Тебя в Россию возвратила, Войнепоставила конец.
Чтокасается мирного процветания государства, то и здесь у Ломоносова была четкопродуманная программа. Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России: ееполноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра. Но все это, по словампоэта, требует «искусством утвержденных рук».
Главнойзадачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогутовладеть этими сокровищами. Общественная программа Ломоносова могла воплотитьсяв жизнь только при одном условии: ее должен был принять и одобрить монарх. Длятого чтобы сделать свои доводы максимально убедительными, поэт вводит образПетра I. Ломоносов славит Петра за его военные успехи, за создание морскогофлота, за возведение Петербурга, но особенно за его покровительство наукам.Петр становится живым и убедительным примером для каждого из его наследников.Кратко упомянув о царствовании Екатерины I, Ломоносов вновь обращается кЕлизавете, в ком ему хотелось бы видеть Достойную дочь великого отца, такую жепокровительницу науки и искусства. В 1747 году Елизавета утвердила новый устави новый штат Академии наук, сумма средств на науку.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib. ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.