Средняя школа № 10 города Владимира.
Реферат на тему:
«Наполеон и Кутузов в романе Л.Н. Толстого «Война имир».
Работувыполнил: Работупроверил:
Ученик10 «Г» класса преподаватель
ШмидтСемен Михайлович. Л.Ф.Фесенко.
2002 год.
План реферата.
I. Толстой о роли личности в истории.
II. ОбразНаполеона и Кутузова в произведении.
1. Кутузов:
а)биография;
б)смотр в Браунау;
в)Аустерлицкое сражение;
г)Бородино;
д)совет в Филях;
2. Наполеон:
а)биография;
б)Аустерлицкое сражение;
в)наполеон у реки Неман;
г)Наполеон на Поклонной горе;
3. Сравнительнаяхарактеристика Наполеона и Кутузова.
III. Значение личности в истории(как вывод).
Формирование истории, кто или чтоопределяет цепочку событий больших и малых в разных исторических масштабах, чтосказывает ключевое, направляющее влияние на ход истории – один из главных инеоднозначных вопросов, которые интересуют историков и не только их, а многихлюдей, деятельность которых связана не только напрямую, но даже вообще,казалось бы не связана с исторической наукой. Более того этот вопрос интересуеткаждого человека. Поскольку этот вопрос – есть сложная проблема, то решить егооднозначно не возможно. Существуют разные взгляды на роль личности висторическом процессе, как широкую, многоплановую проблему. Эта тема также взначительной степени затрагивается в литературе. Можно сделать интересныевыводы, рассматривая один из наиболее фундаментальных трудов, связанных свойнами 1805-1807 и 1812 гг. – роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война имир».
В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением " Война и мир ". Вэтом произведении автор отрицал возможность активного воздействия личности на историю, поскольку предусмотреть или изменить направление исторических событий нельзя, ибо они зависят от всех и ни от кого в отдельности. В своих философско-исторических отступлениях Толстой рассматривал исторический процесс как сумму, складывающуюся из "бесчисленного количества людских произволов ", то есть усилий каждого человека. Совокупность этих усилий выливается в историческую необходимость, отменить которую никто не может. По мнению Толстого,историю делают массы, и её законы не могут зависеть от желания отдельного исторического лица. Л. Д. Опульская писала: " Толстой отказывается признать силой, руководящей историческим развитием человечества, какую бы то ни было " идею ", а также желания или власть отдельных, пусть даже и " великих " исторических деятелей. " Есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные,отчасти нащупываемые нами, — пишет Толстой. — Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскивания причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утверждённости Земли ". Перед историками Толстой ставит задачу " вместо отыскания причин… отыскание законов ". Толстой остановился в недоумении перед осознанием законов, которые определяют " стихийно — роевую " жизнь народа. Согласно его взгляду, участник исторического события не может знать ни смысла и значения , ни — тем более — результата совершаемых действий. В силу этого никто не может разумно руководить историческими событиями, а должен подчиняться стихийному, неразумному ходу их, как подчинялись древние фатуму. Однако внутренний, объективный смысл изображённого в " Войне и мире " вплотную подводил к осознанию этих закономерностей. Кроме того, в объяснении конкретных исторических явлений сам Толстой очень близко подходил к определению действительных сил,руководивших событиями. Так, исход войны 1812 года был определён, с его точки зрения, не таинственным и недоступным человеческому пониманию фатумом, а " дубиной народной войны ", действовавшей с " простотой " и " целесообразностью ". Народ у Толстого выступает как творец истории: миллионные массы простых людей,а не герои и полководцы творят историю, двигают общество вперёд,создают всё ценное в материальной и в духовной жизни, совершают всё великое и героическое. И эту мысль — " мысль народную " — Толстой доказывает на примере войны 1812 года.
Для доказательства писательиспользует в «Войне и мире» два немаловажных в истории человечества образа:Кутузова и Наполеона. Это как бы два идейных центра в произведении.
МихаилИлларионович Кутузов.
5 (16) сентября 1745 года в семье Иллариона Матвеевича родился сын,которому суждено было стать великим русским полководцем, его имя — МихаилИлларионович Кутузов — увековечила история.
Трудолюбие, интерес к книгам инженер-генерал Илларион Матвеевич Кутузов привилсыну с детства. Мальчик успешно учился дома русскому и иностранным языкам,арифметике, много читал. Когда Михаил подрос, отец отдал его вартиллерийско-инженерную школу.
Так поступали тогда далеко не все дворяне, хотя былиобязаны служить в армии и обучать своих сыновей военному делу.
В этих условиях юный Михаил Кутузов, одаренный от природы умом испособностями, очень любознательный, не по летам развитой, подготовленный вдомашних условиях к обучению в военной школе, сразу выделился из средывоспитанников артиллерийско-инженерной школы.
Он росздоровым красивым мальчиком, веселым, казалось, несколько флегматичным, умелподмечать характерные черты своих сверстников и комически незлобливо имподражать.
Товарищи любили Кутузова за веселый нрав, преподаватели ценили его заспособности и прилежание.