Криницын А.Б.
Отецпоэта, Алексей Сергеевич Некрасов женился на малороссийской красавице ЕленеАндреевне Закревской, против воли ее родителей, в то время как он был армейскимофицером и квартировал вместе со своим полком на Украине. Там же, в городеНемирове, 28 ноября (10 декабря) 1821 года у него родился сын – НиколайАлексеевич Некрасов. Дослужившись до чина майора, Алексей Сергеевич вышел вотставку и поселился в своем родовом имении селе Грешневе, на Волге, междуЯрославлем и Костромой. Через деревню Некрасовых проходила знаменитая«Владимирка» – дорога из Москвы на Урал и далее в Сибирь. Здесь и прошлидетские годы поэта, оставившие в душе его неизгладимое впечатление. В своемимении, на свободе, отец вел разгульную жизнь, «среди пиров, бессмысленногочванства, разврата грязного и мелкого тиранства» (как потом напишет о немНекрасов в стихотворении «Родина»); Алексей Сергеевич был человеком крутогонрава, заядлым охотником и игроком, «едва грамотным», по воспоминаниям поэта.Он деспотически держал себя по отношению к собственной семье. «И только тотодин, кто всех собой давил, Свободно и дышал, и действовал, и жил...», – какпозднее напишет о нем Некрасов в стихотворении «Родина» (1845г.). Мать поэта,Елена Андреевна, выросшая среди неги и довольства, европейски воспитанная иобразованная, была обречена на жизнь в глухой деревушке, где царил пьяныйразгул, а любимым развлечением была псовая охота. Единственным ее утешением ипредметом горячих забот была многочисленная семья (всего пять братьев исестер); воспитание детей было самоотверженным подвигом ее непродолжительнойжизни, безграничное же терпение и сердечная теплота победили под конец дажесурового деспота-мужа, а на развитие характера будущего поэта имело громадноевлияние. Нежный и печальный образ матери занимает в творчестве Некрасовабольшое место: он повторяется в целом ряде других женщин-героинь, неотлучносопровождает поэта во всю его жизнь, вдохновляет, поддерживаете его в минутыгоря, направляет его деятельность и в последнюю минуту, у его смертного одра,поет ему глубоко трогательную прощальную песню (Баюшки-баю). Матери инеприглядной обстановки детства Некрасов посвящает целый ряд стихотворений(поэма «Мать», «Рыцарь на час», «Последние песни» и многие другие).
В1838 году, «надув отца притворным согласием поступить в Дворянский полк», юныйНекрасов отправился в Петербург, с тетрадью стихов («что ни прочту, тому иподражаю»), рассчитывая начать печататься и поступить в университет, чтонадолго поссорило его с отцом и обрекло на безденежье. Он устроился вуниверситет на правах вольнослушателя и пробыл в нем два года (с 1839 по 1841 г). Материальное положение Некрасова в эти «учебные годы» было крайне плачевное: он поселился наМалой Охте с одним из университетских товарищей. Все время уходило главнымобразом на поиски заработка. «Ровно три года», – рассказывал позднее Некрасов,– «я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того,что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотябы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешьсебе тарелку с хлебом и ешь». Хроническое недоедание привело к полномуистощению сил, и Некрасов серьезно захворал; молодой, крепкий организм вынес иэто испытание, но болезнь еще более обострила нужду, и один раз, когдаНекрасов, не оправившиеся еще от болезни, вернулся в холодную ноябрьскую ночьдомой от товарища, хозяин-солдат не пустил его в квартиру за неплатеж денег;над ним сжалился старый нищий и дал ему возможность переночевать в какой-тотрущобе на 17-й линии Васильевского Острова, где наутро поэт нашел себе изаработок, написав кому-то прошение за пятнадцать коп. Лучшие годы, проведенныев мучительной борьбе за существование, только усилили суровый тон музыНекрасова, которая вскоре «почувствовать свои страданья научила и светувозвестить о них благословила».
Длядобывания скудных средств к существованию Некрасову пришлось прибегнуть кчерному литературному труду, в виде срочных заметок, отзывов о самыхразнообразных книгах, стихотворений, переводов. Он пишет в это время водевилидля Александринского театра, поставляет книгопродавцам азбуки и сказки в стихахдля народных изданий. Как раз в это критическое Некрасов дал себе слово «неумереть на чердаке»: «Идеализма у меня было пропасть… я стал убивать его в себеи развивать практическую сметку». Так окончательно сложился «загадочный»,противоречивый характер поэта, котором совещались практичность и романтическоегорение идеей; озлобленность на жизнь и кипучая деятельность; мнительность,ипохондрия и необыкновенная общительность, умение завязывать нужные знакомства.
В1840 году Некрасов выпускает свой первый сборник – «Мечты и звуки», написанныйв традициях поэзии Пушкина и Жуковского. Однако, когда поэт показал его самомуЖуковскому, тот предсказал ему, что Некрасов потом пожалеет о выходе незрелойкниги. Книга, изданная под псевдонимом «Н.Н.», действительно, почти нераскупалась. Когда же вышла разгромная рецензия на нее Белинского, отчаявшийсяпоэт сам изъял из продажи и уничтожил большую часть тиража. Именно этот неуспехвпоследствии заставил его искать своего пути в поэзии и новых средствхудожественной выразительности. Позднее, в статье «Русские второстепенныепоэты», Некрасов подчеркивал, что после эпохи Пушкина и Лермонтова, когда«написать гладенькое стихотворение сумеет всякий», в «эпоху положительную» –время господства прозы – для истинного поэта единственная возможностьсамореализации – это выиграть состязание с прозой на ее территории, что и сталоего собственной творческой программой.
Вэти же годы Некрасов постепенно входит в литературные круги: завязываетзнакомства с И.И. Панаевым, Григоровичем, Ф.А. Кони и становится помощникомпоследнего по редакции «Литературной газеты». Сотрудничает он также в«Пантеоне», «Отечественных записках», «Инвалиде», куда пишет циклы стихотворныхпародий, фельетонов, рецензий, юмористических заметок, работая без устали и наизнос. Ф.А. Кони ввел его и в театральные круги, и Некрасов пишет рядводевилей, один из которых был поставлен на сцене Александринского театра. К этомуже времени относится личное знакомство Некрасова с Белинским, перешедшее затемв тесный союз двух единомышленников.
Примернок 1844 году Некрасов выбился из бедности и приобрел влияние вжурналистко-литературной среде. В 1845 под его редакцией выходит «ФизиологияПетербурга» – сборник очерков, ставший программным для нового литературногообъединения – «натуральной школы». В нем Некрасов выступил заодно и какпрозаик, с очерком «Петербургские углы», написанным во многом по впечатлениямсобственной юности. Все сотруднике сразу оценили, что сборник смог выйти толькоблагодаря энергии и деловой хватке Некрасова, который добился, помимолитературной ценности книги, ее огромного коммерческого успеха. Окрыленныепервой удачей, литераторы нового направления, во главе с Некрасовым иБелинским, начали готовить к изданию новый альманах – «Петербургский сборник»,где появляются произведения крупных литераторов – Герцена, Достоевского (егопервый роман «Бедные люди»), Тургенева. В этом же сборнике печатаются новые, реалистическиестихи Некрасова, что знаменовало новое рождение его как художника. Так 1846-йгод стал началом зрелого периода творчества Некрасова.
Уобъединения «натуральная школа» возникала отчетливая необходимость в своемсобственном периодическом печатном издании, и в 1847 году молодые литераторывзяли в аренду у Плетнева журнал «Современник», издававшийся Пушкиным впоследний год его жизни. Поскольку выкупили журнал на деньги Панаева, то он истал вместе с Н.А. Некрасовым соредактором журнала. Но в реальности истиннымруководителем издания был один Некрасов, оказавшийся очень талантливымредактором, с прекрасной интуицией и чувством конъюнктуры. Он сумел совместитькоммерческую выгоду с передовым направлением, воспитанием и просвещением своихчитателей. В журнале Современник» собрались лучшие литературные силы эпохи:Островский, Герцен, Огарев, Тургенев, Гончаров, Григорович, Дружинин, Сологуб,а позднее и граф Л.Н. Толстой. Каждый год число подписчиков стремительноувеличивалось.
Начало поэтической деятельности Некрасова
Одновременноросла и слава Некрасова как поэта. От комических пародий на чиновников в1843-1844 годах он постепенно переходит к образу страдающего горожанина-бедняка(«Чиновник» 1844 и «Пьяница» 1845). Вдруг в 1845 году он неожиданно обращаетсяк крестьянской теме и пишет стихотворение «В дороге», где передает разговорямщика со барином-седоком о своей умирающей жене. Новым художественным приемомв этом стихе явилась техника сказа – имитации в литературе живой разговорнойречи со всей свойственной ей неправильностью Простонародным, безыскусным языкомямщик рассказывает, как с малых лет Груша воспитывалась в барском доме «вместес барышней разным наукам, понимаешь-ста, шить и вязать, на варгане играть ичитать — всем дворянским манерам и штукам». Но когда господская дочь вышлазамуж, то муж решил убрать ее крепостную «подругу» обратно на село («Знай-деместо свое ты, мужичка!») и выдал ее за простого ямщика. Она никак не можетоправиться от такой резкой перемены, привыкнув уже к дворянской жизни(«Белоручка, вишь ты, белоличка!») и изнемогает от тяжести выпавшей ейкрестьянской доли: «Ни косить, ни ходить за коровой!.. Грех сказать, чтобленива была, Да, вишь, дело в руках не спорилось! Как дрова или воду несла, Какна барщину шла – становилось /Инда жалко подчас… да куды!..»
Рассказаннаяямщиком история пробуждает ужас и негодование оттого, что кто-то может такбесцеремонно распоряжаться чужой судьбой, творя насилие над личностью, темболее личностью развитой и утонченной:
Погубилиее господа,
Абыла бы бабенка лихая!
Ямщикжалеет свою жену, но помочь ей не в силах, ибо не может найти с ней общегоязыка и обречен с тоской наблюдать ее медленное угасание:
Слышь,как щепка худа и бледна,
Ходит,тоись, совсем через силу,
Вдень двух ложек не съест толокна —
Чай,свалим через месяц в могилу…
Ас чего?.. Видит бог, не томил
Яее безустанной работой…
Одевали кормил, без пути не бранил,
Уважал,тоись, вот как, с охотой…
А,слышь, бить — так почти не бивал,
Разветолько под пьяную руку..."
Последнеезамечание обнажает нам всю безысходную горечь судьбы «барышни-крестьянки»: еелюбящий муж, в силу грубой простоты деревенских нравов, фактически убивает ее,привыкшую к «благородному обращению», сам того не осознавая, равно как он неосознает неправильности своей простонародной речи («Уважал, тоись, вот как, сохотой»). Стихотворение повествует о страшной культурной пропасти междудворянами и народом, о пугающей темноте и невежестве последнего, губящих в немлучшие задатки, а также о дикости самоуправства дворян над своими крепостными.Сказовая, разговорная речь ямщика в становится выразительнейшим художественнымприемом. После прочтения «В дороге» Белинский, со свойственной емуувлеченностью, со слезами обнял автора, сказав ему: «Да знаете ли вы, что выпоэт и поэт истинный», и тогда Некрасов понял, что нашел свою поэтическуюстезю.
Вовторой половине 40-х Некрасов написал всего несколько стихотворений, но оченьмногообещающих: «В дороге», «К родине», «Огородник», «Тройка», «Еду ли ночью…».Всех их объединяет описание несчастной женской судьбы. В «Тройке» – это молодаякрестьянка, которой заранее предрекается печальная участь после замужества.Стихотворение это четко делится на три части. Начало его выдержано в жанрегородского любовного романса, очень распространенного в середине ХIХ века:
Чтоты жадно глядишь на дорогу
Встороне от веселых подруг?
Знать,забило сердечко тревогу —
Вселицо твое вспыхнуло вдруг.
Сквозьрумянец щеки твоей смуглой
Пробиваетсялегкий пушок,
Из-подброви твоей полукруглой
Смотритбойко лукавый глазок.
Взглядодин чернобровой дикарки,
Полныйчар, зажигающих кровь,
Старикаразорит на подарки,
Всердце юноши кинет любовь.
Ничтоне намекает пока на социальную проблематику. Более того, романс захватываетсвоей страстностью и удивительной напевностью – в нем уже ярко проявляетсяталант Некрасова-мелодиста. Девушка, нарисованная поэтом, имеет определенноюжную внешность («смуглая», «чернобровая дикарка», полная «чар, разжигающихкровь»), что отсылает нас к цыганским образам. Но вот тема внезапно меняется, ив стихотворение вторгаются совершенно иные мотивы:
Да не то тебе пало на долю:
Занеряху пойдешь мужика.
Завязавшипод мышки передник,
Перетянешьуродливо грудь,
Будетбить тебя муж — привередник
Исвекровь в три погибели гнуть.
Отработы и черной и трудной
Отцветешь,не успевши расцвесть,
Погрузишьсяты в сон непробудный,
Будешьнянчить, работать и есть.
Неожиданноенарушение жанра любовного романса звучит как резкий диссонанс. Лексикаутрачивает поэтичность и снижается – появляются слова из крестьянского обихода,грубо просторечные: «привередник», «неряха», «передник», «уродливо», «в трипогибели гнуть». Но мы не можем остановиться, уже захваченные напевным ритмом,и вынуждены следовать за жестокой авторской мыслью, между тем как онастановится все мрачнее, очерчивая жизнь крестьянки до печального ее конца:
Исхоронят в сырую могилу,
Какпройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезноугасшую силу
Иничем не согретую грудь.
Темсамым перед девушкой поэтом развернуты одновременно две перспективы: первая,благополучная, радостная («поживешь и попразднуешь вволю»), относится к областижеланного, идеального, а вторая перспектива — трагическая — является подлиннойжитейской реальностью.
Завершаетсястихотворение возвращением к началу, чем спасается целостность формы (такаяструктура обычно называется «кольцевой композицией»):
Негляди же с тоской на дорогу
Иза тройкой вослед не спеши,
Итоскливую в сердце тревогу
Поскорейнавсегда заглуши!
Посколькуэто одно из ранних произведений (1846 год), то творческий метод поэтапроявляется здесь достаточно откровенно и наглядно: Некрасов экспериментирует,соединяя совершенно разнородные жанры. Мы ясно видим тот рубеж, где начинаетсявнедрение в традиционную форму романса ранее чуждой ему социальной тематики изамена поэтического языка прозаическим.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru