Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Н.А. Некрасов. Биография и начало поэтической деятельности

Криницын А.Б.
Отецпоэта, Алексей Сергеевич Некрасов женился на малороссийской красавице ЕленеАндреевне Закревской, против воли ее родителей, в то время как он был армейскимофицером и квартировал вместе со своим полком на Украине. Там же, в городеНемирове, 28 ноября (10 декабря) 1821 года у него родился сын – НиколайАлексеевич Некрасов. Дослужившись до чина майора, Алексей Сергеевич вышел вотставку и поселился в своем родовом имении селе Грешневе, на Волге, междуЯрославлем и Костромой. Через деревню Некрасовых проходила знаменитая«Владимирка» – дорога из Москвы на Урал и далее в Сибирь. Здесь и прошлидетские годы поэта, оставившие в душе его неизгладимое впечатление. В своемимении, на свободе, отец вел разгульную жизнь, «среди пиров, бессмысленногочванства, разврата грязного и мелкого тиранства» (как потом напишет о немНекрасов в стихотворении «Родина»); Алексей Сергеевич был человеком крутогонрава, заядлым охотником и игроком, «едва грамотным», по воспоминаниям поэта.Он деспотически держал себя по отношению к собственной семье. «И только тотодин, кто всех собой давил, Свободно и дышал, и действовал, и жил...», – какпозднее напишет о нем Некрасов в стихотворении «Родина» (1845г.). Мать поэта,Елена Андреевна, выросшая среди неги и довольства, европейски воспитанная иобразованная, была обречена на жизнь в глухой деревушке, где царил пьяныйразгул, а любимым развлечением была псовая охота. Единственным ее утешением ипредметом горячих забот была многочисленная семья (всего пять братьев исестер); воспитание детей было самоотверженным подвигом ее непродолжительнойжизни, безграничное же терпение и сердечная теплота победили под конец дажесурового деспота-мужа, а на развитие характера будущего поэта имело громадноевлияние. Нежный и печальный образ матери занимает в творчестве Некрасовабольшое место: он повторяется в целом ряде других женщин-героинь, неотлучносопровождает поэта во всю его жизнь, вдохновляет, поддерживаете его в минутыгоря, направляет его деятельность и в последнюю минуту, у его смертного одра,поет ему глубоко трогательную прощальную песню (Баюшки-баю). Матери инеприглядной обстановки детства Некрасов посвящает целый ряд стихотворений(поэма «Мать», «Рыцарь на час», «Последние песни» и многие другие).
В1838 году, «надув отца притворным согласием поступить в Дворянский полк», юныйНекрасов отправился в Петербург, с тетрадью стихов («что ни прочту, тому иподражаю»), рассчитывая начать печататься и поступить в университет, чтонадолго поссорило его с отцом и обрекло на безденежье. Он устроился вуниверситет на правах вольнослушателя и пробыл в нем два года (с 1839 по 1841 г). Материальное положение Некрасова в эти «учебные годы» было крайне плачевное: он поселился наМалой Охте с одним из университетских товарищей. Все время уходило главнымобразом на поиски заработка. «Ровно три года», – рассказывал позднее Некрасов,– «я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того,что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотябы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешьсебе тарелку с хлебом и ешь». Хроническое недоедание привело к полномуистощению сил, и Некрасов серьезно захворал; молодой, крепкий организм вынес иэто испытание, но болезнь еще более обострила нужду, и один раз, когдаНекрасов, не оправившиеся еще от болезни, вернулся в холодную ноябрьскую ночьдомой от товарища, хозяин-солдат не пустил его в квартиру за неплатеж денег;над ним сжалился старый нищий и дал ему возможность переночевать в какой-тотрущобе на 17-й линии Васильевского Острова, где наутро поэт нашел себе изаработок, написав кому-то прошение за пятнадцать коп. Лучшие годы, проведенныев мучительной борьбе за существование, только усилили суровый тон музыНекрасова, которая вскоре «почувствовать свои страданья научила и светувозвестить о них благословила».
Длядобывания скудных средств к существованию Некрасову пришлось прибегнуть кчерному литературному труду, в виде срочных заметок, отзывов о самыхразнообразных книгах, стихотворений, переводов. Он пишет в это время водевилидля Александринского театра, поставляет книгопродавцам азбуки и сказки в стихахдля народных изданий. Как раз в это критическое Некрасов дал себе слово «неумереть на чердаке»: «Идеализма у меня было пропасть… я стал убивать его в себеи развивать практическую сметку». Так окончательно сложился «загадочный»,противоречивый характер поэта, котором совещались практичность и романтическоегорение идеей; озлобленность на жизнь и кипучая деятельность; мнительность,ипохондрия и необыкновенная общительность, умение завязывать нужные знакомства.
В1840 году Некрасов выпускает свой первый сборник – «Мечты и звуки», написанныйв традициях поэзии Пушкина и Жуковского. Однако, когда поэт показал его самомуЖуковскому, тот предсказал ему, что Некрасов потом пожалеет о выходе незрелойкниги. Книга, изданная под псевдонимом «Н.Н.», действительно, почти нераскупалась. Когда же вышла разгромная рецензия на нее Белинского, отчаявшийсяпоэт сам изъял из продажи и уничтожил большую часть тиража. Именно этот неуспехвпоследствии заставил его искать своего пути в поэзии и новых средствхудожественной выразительности. Позднее, в статье «Русские второстепенныепоэты», Некрасов подчеркивал, что после эпохи Пушкина и Лермонтова, когда«написать гладенькое стихотворение сумеет всякий», в «эпоху положительную» –время господства прозы – для истинного поэта единственная возможностьсамореализации – это выиграть состязание с прозой на ее территории, что и сталоего собственной творческой программой.
Вэти же годы Некрасов постепенно входит в литературные круги: завязываетзнакомства с И.И. Панаевым, Григоровичем, Ф.А. Кони и становится помощникомпоследнего по редакции «Литературной газеты». Сотрудничает он также в«Пантеоне», «Отечественных записках», «Инвалиде», куда пишет циклы стихотворныхпародий, фельетонов, рецензий, юмористических заметок, работая без устали и наизнос. Ф.А. Кони ввел его и в театральные круги, и Некрасов пишет рядводевилей, один из которых был поставлен на сцене Александринского театра. К этомуже времени относится личное знакомство Некрасова с Белинским, перешедшее затемв тесный союз двух единомышленников.
Примернок 1844 году Некрасов выбился из бедности и приобрел влияние вжурналистко-литературной среде. В 1845 под его редакцией выходит «ФизиологияПетербурга» – сборник очерков, ставший программным для нового литературногообъединения – «натуральной школы». В нем Некрасов выступил заодно и какпрозаик, с очерком «Петербургские углы», написанным во многом по впечатлениямсобственной юности. Все сотруднике сразу оценили, что сборник смог выйти толькоблагодаря энергии и деловой хватке Некрасова, который добился, помимолитературной ценности книги, ее огромного коммерческого успеха. Окрыленныепервой удачей, литераторы нового направления, во главе с Некрасовым иБелинским, начали готовить к изданию новый альманах – «Петербургский сборник»,где появляются произведения крупных литераторов – Герцена, Достоевского (егопервый роман «Бедные люди»), Тургенева. В этом же сборнике печатаются новые, реалистическиестихи Некрасова, что знаменовало новое рождение его как художника. Так 1846-йгод стал началом зрелого периода творчества Некрасова.
Уобъединения «натуральная школа» возникала отчетливая необходимость в своемсобственном периодическом печатном издании, и в 1847 году молодые литераторывзяли в аренду у Плетнева журнал «Современник», издававшийся Пушкиным впоследний год его жизни. Поскольку выкупили журнал на деньги Панаева, то он истал вместе с Н.А. Некрасовым соредактором журнала. Но в реальности истиннымруководителем издания был один Некрасов, оказавшийся очень талантливымредактором, с прекрасной интуицией и чувством конъюнктуры. Он сумел совместитькоммерческую выгоду с передовым направлением, воспитанием и просвещением своихчитателей. В журнале Современник» собрались лучшие литературные силы эпохи:Островский, Герцен, Огарев, Тургенев, Гончаров, Григорович, Дружинин, Сологуб,а позднее и граф Л.Н. Толстой. Каждый год число подписчиков стремительноувеличивалось.
Начало поэтической деятельности Некрасова
Одновременноросла и слава Некрасова как поэта. От комических пародий на чиновников в1843-1844 годах он постепенно переходит к образу страдающего горожанина-бедняка(«Чиновник» 1844 и «Пьяница» 1845). Вдруг в 1845 году он неожиданно обращаетсяк крестьянской теме и пишет стихотворение «В дороге», где передает разговорямщика со барином-седоком о своей умирающей жене. Новым художественным приемомв этом стихе явилась техника сказа – имитации в литературе живой разговорнойречи со всей свойственной ей неправильностью Простонародным, безыскусным языкомямщик рассказывает, как с малых лет Груша воспитывалась в барском доме «вместес барышней разным наукам, понимаешь-ста, шить и вязать, на варгане играть ичитать — всем дворянским манерам и штукам». Но когда господская дочь вышлазамуж, то муж решил убрать ее крепостную «подругу» обратно на село («Знай-деместо свое ты, мужичка!») и выдал ее за простого ямщика. Она никак не можетоправиться от такой резкой перемены, привыкнув уже к дворянской жизни(«Белоручка, вишь ты, белоличка!») и изнемогает от тяжести выпавшей ейкрестьянской доли: «Ни косить, ни ходить за коровой!.. Грех сказать, чтобленива была, Да, вишь, дело в руках не спорилось! Как дрова или воду несла, Какна барщину шла – становилось /Инда жалко подчас… да куды!..»
Рассказаннаяямщиком история пробуждает ужас и негодование оттого, что кто-то может такбесцеремонно распоряжаться чужой судьбой, творя насилие над личностью, темболее личностью развитой и утонченной:
Погубилиее господа,
Абыла бы бабенка лихая!
Ямщикжалеет свою жену, но помочь ей не в силах, ибо не может найти с ней общегоязыка и обречен с тоской наблюдать ее медленное угасание:
Слышь,как щепка худа и бледна,
Ходит,тоись, совсем через силу,
Вдень двух ложек не съест толокна —
Чай,свалим через месяц в могилу…
Ас чего?.. Видит бог, не томил
Яее безустанной работой…
Одевали кормил, без пути не бранил,
Уважал,тоись, вот как, с охотой…
А,слышь, бить — так почти не бивал,
Разветолько под пьяную руку..."
Последнеезамечание обнажает нам всю безысходную горечь судьбы «барышни-крестьянки»: еелюбящий муж, в силу грубой простоты деревенских нравов, фактически убивает ее,привыкшую к «благородному обращению», сам того не осознавая, равно как он неосознает неправильности своей простонародной речи («Уважал, тоись, вот как, сохотой»). Стихотворение повествует о страшной культурной пропасти междудворянами и народом, о пугающей темноте и невежестве последнего, губящих в немлучшие задатки, а также о дикости самоуправства дворян над своими крепостными.Сказовая, разговорная речь ямщика в становится выразительнейшим художественнымприемом. После прочтения «В дороге» Белинский, со свойственной емуувлеченностью, со слезами обнял автора, сказав ему: «Да знаете ли вы, что выпоэт и поэт истинный», и тогда Некрасов понял, что нашел свою поэтическуюстезю.
Вовторой половине 40-х Некрасов написал всего несколько стихотворений, но оченьмногообещающих: «В дороге», «К родине», «Огородник», «Тройка», «Еду ли ночью…».Всех их объединяет описание несчастной женской судьбы. В «Тройке» – это молодаякрестьянка, которой заранее предрекается печальная участь после замужества.Стихотворение это четко делится на три части. Начало его выдержано в жанрегородского любовного романса, очень распространенного в середине ХIХ века:
Чтоты жадно глядишь на дорогу
Встороне от веселых подруг?
Знать,забило сердечко тревогу —
Вселицо твое вспыхнуло вдруг.

Сквозьрумянец щеки твоей смуглой
Пробиваетсялегкий пушок,
Из-подброви твоей полукруглой
Смотритбойко лукавый глазок.
Взглядодин чернобровой дикарки,
Полныйчар, зажигающих кровь,
Старикаразорит на подарки,
Всердце юноши кинет любовь.
Ничтоне намекает пока на социальную проблематику. Более того, романс захватываетсвоей страстностью и удивительной напевностью – в нем уже ярко проявляетсяталант Некрасова-мелодиста. Девушка, нарисованная поэтом, имеет определенноюжную внешность («смуглая», «чернобровая дикарка», полная «чар, разжигающихкровь»), что отсылает нас к цыганским образам. Но вот тема внезапно меняется, ив стихотворение вторгаются совершенно иные мотивы:
Да не то тебе пало на долю:
Занеряху пойдешь мужика.
Завязавшипод мышки передник,
Перетянешьуродливо грудь,
Будетбить тебя муж — привередник
Исвекровь в три погибели гнуть.
Отработы и черной и трудной
Отцветешь,не успевши расцвесть,
Погрузишьсяты в сон непробудный,
Будешьнянчить, работать и есть.
Неожиданноенарушение жанра любовного романса звучит как резкий диссонанс. Лексикаутрачивает поэтичность и снижается – появляются слова из крестьянского обихода,грубо просторечные: «привередник», «неряха», «передник», «уродливо», «в трипогибели гнуть». Но мы не можем остановиться, уже захваченные напевным ритмом,и вынуждены следовать за жестокой авторской мыслью, между тем как онастановится все мрачнее, очерчивая жизнь крестьянки до печального ее конца:
Исхоронят в сырую могилу,
Какпройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезноугасшую силу
Иничем не согретую грудь.
Темсамым перед девушкой поэтом развернуты одновременно две перспективы: первая,благополучная, радостная («поживешь и попразднуешь вволю»), относится к областижеланного, идеального, а вторая перспектива — трагическая — является подлиннойжитейской реальностью.
Завершаетсястихотворение возвращением к началу, чем спасается целостность формы (такаяструктура обычно называется «кольцевой композицией»):
Негляди же с тоской на дорогу
Иза тройкой вослед не спеши,
Итоскливую в сердце тревогу
Поскорейнавсегда заглуши!
Посколькуэто одно из ранних произведений (1846 год), то творческий метод поэтапроявляется здесь достаточно откровенно и наглядно: Некрасов экспериментирует,соединяя совершенно разнородные жанры. Мы ясно видим тот рубеж, где начинаетсявнедрение в традиционную форму романса ранее чуждой ему социальной тематики изамена поэтического языка прозаическим.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Каспийская нерпа
Реферат Методика обучения истории, как наука и учебный предмет
Реферат Народы Сибири
Реферат Международные операции коммерческих банков (лекция)
Реферат Порівняльний аналіз політичного змісту буддизму та брахманізму завдання і значення курсу історії
Реферат Ипотечное кредитование российская практика и опыт зарубежных стран
Реферат Технология монтажа металлических конструкций
Реферат Расчетно-кассовое обслуживание коммерческим банком юридических и физических лиц
Реферат Товарная биржа.
Реферат Администрация колпашевского городского поселения колпашевского района томской области постановление
Реферат Анализ финансового состояния предприятия (на примере ОАО "ЦентрТелеком")
Реферат Влияние алкоголя на нервную систему Содержание в крови
Реферат Аудит первоначальной стоимости основных средств
Реферат Термодинамические характеристики HSG и возможность самопроизвольного протекания процесса
Реферат Стратегия развития банковского дела в РФ