Комедия«Горе от ума» была написана в 1823 году А.С.Грибоедовым и имела ужетогда огромный успех в читательских кругах не только Москвы, но и всей России.
Прижизни автора «Горе от ума» не была опубликовано, зато многократнопереписывалась и, переходя от одного читателя к другому, стало известно какяркое, неординарное литературное произведение.
Проблемы,затронутые Грибоедовым в этой комедии, просты и в то же время оченьмногогранны, поэтому нельзя рассматривать каждую из них отдельно, оставляя приэтом где-то в стороне остальные, связанные с ней не только логически, но идуховно. Мне кажется, что проблема мнимого и подлинного безумия Чацкого наиболеетесно связана с другими проблемами, освещенными в «Горе от ума», таккак в ней перекликаются и трагедия непонимания и неприятия человека обществом,и острота борьбы человека с самим собой.
Читаяпьесу Грибоедова, я думаю, что А.А.Чацкий раньше был близким другом домаФамусова, с детства дружил с Софьей, а позже влюбился в неё. Чацкого, как имногих представителей того же фамусовского общества, тянуло в Европу, чтобысобственными глазами увидеть жизнь людей в иных странах и сравнить российскоеобщество с западноевропейским. Подчиняясь зову сердца, Чацкий отправился заграницу, где и провел целых три года. Вернувшись в дом, где он вырос, оннадеялся окунуться снова в уют отеческого тепла, предаваясь воспоминаниям одетстве и прежней симпатии к нему со стороны Софьи: «Согреют, оживят, мнеотдохнуть дадут воспоминания об том, что невозвратно!». Однако Чацкий ужене тот, что был прежде. Он заметно повзрослел и не может взглянуть теперь навсех и всё глазами того юноши, что покинул однажды этот дом. Уже тогда зародиласьв нем какая-то чуждая всему фамусовскому обществу жизненная искра: «Ктотак чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреевич Чацкий!».
ВскореЧацкий понимает, что лишь воспоминание о «дыме отечества» емуприятно, что в действительности всё есть и будет в фамусовском общественеизменным и что атмосфера, царящая в нем, начинает нестерпимо его угнетать.Сопротивляясь изо всех сил всему безжизненному и рутинному, Чацкий навлекает насебя лишь гнев и негодование общества, которому гораздо легче признать егосумасшедшим, чем принять свою духовную несостоятельность и незащищенность втяжелой борьбе нравственных идеалов и морали двух поколений. Так рождается слухо сумасшествии Чацкого в глазах представителей фамусовского общества. Ведькаждый из них понимает, что Чацкий вовсе не лишен здравого рассудка, однако егонепохожесть на них, его живой, критический склад ума, дает «право»думать о нем, как о сумасшедшем.
Чацкийлюбит людей и очень болезненно воспринимает их проблемы, тогда как всеми это воспринимаетсякак амбиции и гонор. В действительности же подобная желчь Чацкого, негодованиевызваны исключительно его неравнодушием, подлинной симпатией ко многим изфамусовского общества. Чацкий говорит: «Послушайте, ужели слова мои всеколки? И клонятся к чьему-нибудь вреду? Но если так: ум с сердцем не владу». Чацкий разочарован и разочаровывается с каждым шагом«приближения» к обществу все больше и больше. Не значит ли это, чтоон верит в это самое общество, которое отвергло его? Ведь если человек чувствуетболь разочарования, значит, он верит во что-то, чего-то ждет и на что-тонадеется.
Наверное,истинное безумие Чацкого состоит в том, что он, понимая то, что фамусовскоеобщество есть и будет неизменно и что он всегда будет отвергнут им, всё ещё продолжаетбороться, стремиться объяснить всем и каждому, что есть на свете и другиеидеалы, более чистые, более возвышенные, ради которых стоит жить. Чацкий ищетрешение всех проблем одновременно и не находит ни малейшей возможности что-либоизменить или исправить. Он осознает несбыточность своих мечтаний и надежд, нопродолжает, как истинный революционер морали и принципов, бороться за ихосуществление, превращаясь все более и более в безумца в глазах представителейфамусовского общества. Итак, истинное и мнимое безумие Чацкого переплетаются. Содной стороны он ищет понимания в представителях фамусовского общества, а сдругой стороны он прекрасно осознает, что это невозможно. Чацкий обижен нафамусовское общество, но сам он не понимает, что и оно обижено на него. Можнопредположить, что бескомпромиссность Чацкого не позволяет ему найти тот«контакт» с Софьей, Фамусовым и другими, в котором он заинтересован.Это создает ему целую гамму переживаний, однако иного пути к поиску пониманияон не видит, возможно, в этом также состоит его истинное безумие.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/