Манилов и Собакевич в поэме «Мертвыедуши»
Гоголь- великий писатель-реалист, творчество которого прочно прошло в русскуюклассическую литературу. В поэме «Мёртвые души» писатель обращается кодной основных тем своего — к русскому помещичьему классу. Центральное место впервом томе занимает пять «портретных» глав, в которых представленыобразы помещиков: Манилова, Ноздрёва, Коробочки, Собакевича и Плюшкина. Их объединяетпаразитизм существования, праздная бездеятельность, отсутствие привычки ктруду.Автор располагает главы, посвящённые помещикам, в особойпоследовательности — по степени деградации своих героев, начиная с Манилова.
Манилов- первый помещик в этой галерее образов. Поместье Манилова — парадный фасадпомещичьей России. Претензии на изысканность, образованность, утончённостьвкуса ещё более подчёркивает внутреннюю пустоту обитателей усадьбы. В сущности,это декорация, прикрывающая скупость. Бесхозяйственность Манилова открываетсяещё по дороге в усадьбу: всё безжизненно, жалко, мелко. Пейзаж Маниловки нелучше. " … Маниловка не многих могла заманить своим местоположением". Печать серости, скудости, неопределённости окружает Манилова:серый день, серые избы. В его усадьбе и доме следы запустения. Его дом "стоял одиночкой на юру, открытый всем ветрам, каким только вздумаетсяподуть". Вместо тенистого сада вокруг барского дома стояло пять-шестьберёз " жиденькими вершинами". Да и в самой деревне нигде не было" растущего деревца или какой-нибудь зелени". В комнатах рядом спрекрасной мебелью стоят два кресла, покрытые рогожей. Хозяин усадьбы непонимает, что всё приходит в
упадок,не замечает уродливости своего быта. Он мечтает и фантазирует. Манилов незанимается управлением своего поместья, всецело передав это приказчику. Он неможет даже сказать Чичикову, сколько у него крестьян и умирали ли они современем последней ревизии. Полной непонимание практической стороны жизни,бесхозяйственность можно отметить у помещика Манилова.
Значительноотличается от Манилова помещик Собакевич. Собакевич, по выражению Гоголя," чёртов кулак". Гоголь рисует Собакевича, как " человеказдорового и крепкого", которого природа " рубила со плеча".Помещик резко нападает на всех, кто кажется ему врагом, неотступен восуществлении своих желаний. Собакевич по-хозяйски умён и практичен. Он неразоряет мужиков, потому что это не выгодно ему самому. Страсть на обогащениетолкает его на хитрость, заставляет изыскать разные средства наживы. Поэтому, вот других помещиков, он применяет новшество — денежный оброк. Собакевич плут имошенник. Ко всем людям он подходит с собственной меркой. Во всём губернскомгороде, по его убеждению, один «порядочный человек: прокурор, да и то,если сказать правду, свинья». Собакевич знает, что всё в этом мирепродаётся и покупается.
УМанилова мы видим любезное щебетание в разговоре, у Собакевича — резкость,нападок на всех. Полная бесхозяйственность Манилова противопоставлена в поэмепрактичности Собакевича. Помещик Манилов совершенно равнодушный к судьбамкрестьян, Собакевич же не разоряет своих мужиков. " Изысканность"Манилова противопоставлена в «Мёртвых душах» мрачному церемониалу вдоме Собакевича.
ПоместьеМанилова — парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканнуюутончённость и образованность уступают место объективной картине,расточительной праздности, внутренней пустоты. У Собакевича«кулацкая» хозяйственность нужна только для наиболее полногонасыщения желудка.
По-разномуреагируют Манилов и Собакевич на предложение Чичикова о купле-продаже«мёртвых душ». Манилов испытывает растерянность, оказавшись переднепонятным для него явлением — предложением Чичикова купить у него мёртвыедуши: " Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, акакой вопрос, чёрт его знает". Поведение Манилова в сцене продажи мёртвыхдуш ещё раз говорит о его бесхозяйственности и желании угодить приятному гостю:он не только отдаёт все души безвозмездно, но и берёт на себя расходы посовершению купли. Собакевича нисколько не удивляет купля-продажа мёртвых душ, аволнует лишь то, сколько он за них получит. Собакевич знает, что всё в этоммире продается и покупается, и на предложение Чичикова прямо и грубо отвечает:«Извольте, я готов продать».
Манилов,Собакевич и другие помещики, представленные Гоголем, «списаны сжизни», являются порождением определённой социальной среды. Они — "мёртвые души". В своей поэме Гоголь показал яркую демонстрациюпостепенного омертвления человека. Он раскрыл картину угасания человеческого вчеловеке. «Будьте не мёртвые, живые души,» — писал Гогольпомещикам-дворянам. А Герцен так писал о поэме Гоголя «Мёртвые души»:«Манилов и прочие — вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждомшагу».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.bobych.spb.ru/