Реферат по предмету "Литература и русский язык"


М. Ю. Лермонтов о роли и назначении поэта и поэзии

Настоящийбольшой поэт не может создавать произведения просто ради самого процессастихосложения. Он невольно задумывается о том, в чем смысл и назначение еготворчества, о чем он хочет поведать людям, какова вообще роль поэзии в жизниобщества. Эти вопросы глубоко волновали Лермонтова. Взгляды его на поэта ипоэзию постепенно менялись, приобретая зрелость и глубину. Юный поэт-романтик,ощущая свой могучий поэтический дар, возвышающий его над людьми, прежде всегоценит собственную свободу, презирая мнения «насмешливого, безумногосвета».
Ясам собою жил доныне,
Свободномчится песнь моя,
Какптица дикая в пустыне,
Каквдаль по озеру ладья.
Ноуже тогда поэта одолевают сомнения: можно ли желать славы и бессмертия, еслиего народ влачит жалкое, ничтожное существование.
Безумеця! вы правы, правы!
Смешнобессмертье на земли.
Каксмел желать я громкой славы,
Когдавы счастливы в пыли?
Здесьслышится раскаянье поэта в своем гордом высокомерии, в отторженности от земной,обыденной жизни. Нет. Поэт нужен людям, он должен быть с ними и в горе, и врадости. Лермонтов пришел к пониманию того, что литература, поэзия являетсямогучим средством воздействия на сердца и умы людей. Особую актуальностьприобретали эти мысли в 30-е годы XIX века, когда именно литературнаядеятельность давала возможность протестовать против ненавистного уклада жизни.Лермонтов видит назначение поэзии в том, чтобы она пробуждала в людях любовь кродине, стремление к свободе. Поэт — это человек, который ни перед кем несклоняет «гордого чела». Но Лермонтов понимал также, что поэзия можетпревратиться в средство развлечения толпы, если она замкнется в кругу сугуболичных, камерных тем, отгородившись от актуальных вопросов жизни, отполитической борьбы. Эти мысли Лермонтова с особой силой прозвучали встихотворении «Поэт». Он неожиданно и оригинально сближает два образа— кинжала и поэта. Казалось бы, какая может существовать связь между неодушевленнымпредметом и человеком, наделенным даром слагать стихи? Однако она есть. Этодоказывает история кинжала, рассказанная в первой части стихотворения. Авторвспоминает славную боевую службу кинжала, который верой и правдой служил«наезднику в горах», не на одной груди оставив страшный след «ине одну прорвав кольчугу». Но после гибели своего хозяина кинжал пересталбыть грозным боевым оружием и долго пролежал заброшенным «в походной лавкеармянина».
Теперьродных ножон, избитых на войне,
Лишенгероя спутник бедный;
Игрушкойзолотой он блещет на стене —
Увы,бесславный и безвредный!
Смыслистории кинжала в том, что он из страшного оружия превратился в безвреднуюблестящую игрушку, украшающую ковер. Теперь сравнение кинжала с поэтомпринимает понятный и глубокий смысл. Ведь и поэзия может служить забавой,средством увеселения светской знати, если поэт откажется от своего высокогоназначения, от своей гуманной миссии.
Внаш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Своеутратил назначенье,
Назлато променяв ту власть, которой свет
Внималв немом благоговенье?
Вследующих строфах этого стихотворения Лермонтов высказывает свой взгляд на рольи назначение поэзии. Нужность, необходимость поэзии людям подчеркивается здесьвыразительными сравнениями: «как чаша для пиров», «как фимиам вчасы молитвы», «как божий дух» и, наконец, «как колокол набашне вечевой». Цель поэзии — «воспламенять бойца для битвы».Значит, поэт — это не только человек, обладающий поэтическим даром. ДляЛермонтова, как и для Пушкина, это пророк, стоящий выше других людей, способныйвести их за собой. Поэт должен обладать смелостью, независимостью,неподкупностью, энергией и неутомимостью. Но «простой и гордый» поэтне сразу находит отклик в душах людей, которые тешатся «блестками иобманом». Таким образом, Лермонтов прямо говорит о тех многочисленныхтрудностях, опасностях, людской неблагодарности, которые будут сопровождатьпуть поэта, отважившегося стать пророком. Но все-таки Лермонтов, обращаясь кпоэту, призывает его быть верным своему высокому назначению:
Проснешьсяль ты опять, осмеянный пророк?
Ильникогда на голос мщенья
Иззолотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытыйржавчиной презренья?
Встихотворении «Поэт» возникает мотив взаимоотношения поэта иобщества, который становится ведущим в стихотворениях «Смерть Поэта»и «Пророк». В «Пророке» Лермонтов рисует идеал, созданныйего воображением, а в стихотворении «Смерть Поэта» он воплощает его вобразе реально живущего человека — великого Пушкина. В нем счастливо соединилисьи «свободный, смелый дар», и гордость, и честь, и удивительнаяспособность постижения людей. Именно эти качества Пушкина ненавистны светскойчерни, «жадною толпой стоящею у трона», которую Лермонтов прямообвиняет в убийстве великого поэта России. Он клеймит позором этих высокородныхнегодяев, бросая им в лицо хлесткие, как пощечина, обвинения: «Свободы,Гения и Славы палачи», «наперсники разврата», «надменныепотомки известной подлостью прославленных отцов». Лермонтов грозит имбожьим судом, который «недоступен звону злата, и мысли и дела он знаетнаперед».
Продолжаятему роли поэта в обществе, Лермонтов пишет стихотворение «Пророк», вкотором развивает мысли одноименного пушкинского произведения. Если Пушкиносновное внимание сосредоточил на том, какими качествами должен обладатьпоэт-пророк и как они мучительно даются, то лермонтовский герой в началестихотворения уже обладает «всеведеньем», которое дает ему правопровозглашать людям «любви и правды чистые ученья». Он хочетпробудить в них стремление к лучшей жизни, желание избавиться от «злобы ипорока». Но его гуманные искренние слова не вызывают отклика в обществе,погрязшем в грехе и разврате.
Вменя все ближние мои
Бросалибешено каменья.
Всвоей благородной миссии пророку приходится терпеть насмешки, унижения,жестокость, изгнание. Пророк чувствует себя свободным только в прекрасном миреприроды, полном гармонии, но он вновь возвращается к людям, ибо не можетотказаться от своего назначения, трудной и благородной миссии. Значит, пророкне покорился судьбе, не отказался в угоду «могущественным старцам» отидеалов любви и справедливости. Таким должен быть истинный поэт, не отступающийперед трудностями и гонениями.
Продолживлучшие пушкинские традиции в определении роли поэта и поэзии в обществе,Лермонтов оказал огромное влияние на многих великих русских поэтов, которыеразвили его мысли в своей гражданственной, свободной поэзии.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.kostyor.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.