Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Личность и история в романе А.Н. Толстого "Петр Первый"

Личность и история в романе А.Н. Толстого«Петр Первый»
I.Центральную проблему своего романа Алексей Николаевич Толстой определял как«становление личности в эпохе». В начале книги рисуется допетровскаяРусь. Нищая, темная, разоренная бунтами, воровством и непомерными налогами.«Над Москвой, над городами, над сотнями уездов, раскинутых по необъятнойземле, кисли столетние сумерки — нищета, холопство, бездолье». «Ниремесел, ни войска, ни флота… Одно — три шкуры драть, да и те худые...»Все слои населения недовольны существующим порядком жизни. Необходимостькоренных преобразований понятна и «мужику с поротой задницей», ибедному дворянину, и князю Василию Голицыну. Стране был необходим реформатор.Сама история выбирает для этой миссии Петра, который явился выразителем нетолько своей личной воли, но и требований эпохи.
II.В первых главах юный Петр весьма далек от предназначенной ему великой миссии.Его целиком поглощает борьба за власть, увлекает яркий, шумный, лишенный скукимир Кукуйской слободы, жестокие потехи, вино, женщины. «Кукуйскийкутилка» начинает осознавать необходимость перемен, когда видит настоящиеморские торговые корабли в Архангельске и «гордое презрение иностранцев,прикрытое любезными улыбками». Оглянувшись на прошлое, он думает: «Ачто сделано за эти годы — ни дьявола: баловался!» Петр осознаетнеобходимость «замахиваться на большее»: воевать за выход России кЧерному и Балтийскому морям — без этого России не быть! Неудача и позор подАзовом «бешеными удилами взнуздали его». Кончились потехи, началисьвеликие дела на благо России.
III.Личная судьба Петра теснейшим образом переплетается с судьбой России. Какнаиболее ценную черту его личности Толстой отмечает безотказное служениеОтечеству. Он без ханжеского высокомерия признает справедливость речейиностранцев и учится у Европы торговать, строить корабли, плавать по морям. Безпреклонения и самоуничижения учится ремеслу сам и заставляет учиться других,нанимает учителями лучших европейских специалистов. Сурово и решительнорасправляется он с личными врагами (Софья, восставшие стрельцы, консервативныебояре), но не столько из личной мести, сколько из-за того, что они сталитормозом на пути преобразования России. Заставляет бояр брить бороды, чиститьзубы, одеваться в иноземное платье, собираться на ассамблеи, знать политес,понимать языки. Петр озабочен развитием культуры, образования, а значит — процветанием России.
IV.Любое начинание, направленное на пользу России, встречает безоговорочнуюподдержку государя, воспринимается им как личная победа, вызывает гордость зато, что русские становятся на ноги и успешно могут конкурировать с европейцами.Трудолюбивый и неприхотливый, Петр ценил людей по уму, таланту, деловым и нравственнымкачествам, а не по знатности рода. Он выдвигал и приближал к себе только тех,кто так или иначе послужил России.
V.Алексей Толстой изображает царя как талантливого военачальника, реформатораармии, умеющего даже из поражений извлечь полезные уроки. Проезжая по полю, гдекогда-то случилась «нарвская конфузия», Петр с беспощаднойоткровенностью говорит: «Здесь погибла моя армия… На этих местах Карлнашел великую славу, а мы — силу. Здесь мы научились — с какого конца надо редькуесть, да похоронили навек закостенелую старину, от коей едва не восприняликонечную погибель...» Войну он считает исторической необходимостью,«нуждой государственной», в отличие от Карла, которого войнаинтересует ради войны. Шведский король не думает о своей стране, о своей армии,которой рискует, он ничего не желает от жизни, кроме «грохота и дымапушек, лязга скрещенного железа, воплей раненых солдат и зрелища истоптанногополя, пахнущего гарью и кровью». Как выгодно отличается от него Петр,когда, готовясь к решающему штурму Нарвы, говорит Меншикову: «Второй разотступить от Нарвы нельзя… Нарва- ключ ко всей войне… Город брать нужнобыстро, и крови нашей много лить не хочется...» А при взятии Юрьеваприказывает Шереметеву: «Сам делай свое дело, для Бога только не теряйлюдей напрасно...» Здесь Петр изображается как истинный гуманист, мудрыйвоеначальник.
VI.Писателю удалось воссоздать многогранную личность Петра, сформированнуюопределенной средой и исторической эпохой. Жестокость, грубость, деспотичностьсочетаются в нем с талантливостью, жизнелюбием, упорством, широтой души,патриотизмом. Эта двойственность Петра объясняется реалиями русской жизни. Петрдействует так, как диктует взрастившая его эпоха, он в огромной степени — сынсвоего времени. Сначала — влияние исторических событий на Петра, затем — всеувеличивающееся влияние самого Петра, его реформаторской деятельности насобытия эпохи — такова логика развития образа царя в романе. В центреповествования оказывается мощный процесс возрождения России, движимый умом иволей центрального героя романа, обеспечивший политическую, экономическую инациональную независимость государства, ставшего из отсталой страны европейскойдержавой.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Номенклатура: генезис, развитие, смерть (1923-1989)
Реферат Электропрогрев бетона
Реферат Бюджетная система России и принципы ее построения
Реферат Совершенствование систем коммерческого и технического учета электроэнергии
Реферат Символика герба муниципального образования Аларский район
Реферат Проектирование тренировочных заданий в учебных программах для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР
Реферат Еврейская культура на "западе" (Испания и Германия)
Реферат Изучение физического развития и состояния здоровья студенток 1 курса естественно-географического
Реферат Коституционное право Израиля
Реферат Промежуточная бухгалтерская отчетность
Реферат Риторика
Реферат Акушерство перечень практических занятий на 4 курсе лечебного факультета на II семестр
Реферат Активные операции коммерческих банков Кредитные операции основы их организации
Реферат Політична журналістика - дзеркало суспільних процесів
Реферат Особенности монополизма и антимонопольное регулирование в России