Крепостноекрестьянство в романеА.С. Пушкина «Евгений Онегин»
«ЕвгенийОнегин» — первое произведение в истории русской литературы, в котором авторуудалось создать широчайшую панораму действительности, раскрыть важнейшиепроблемы своего времени. В романе читатели узнали жгучую современность, себяи своих знакомых, деревню, город и столицу, помещиков и крепостных. Ониуслышали живую разговорную, искреннюю речь лучшего из своих современников. Заширочайший охват жизненных тем, за глубину и точную передачу историческихдеталей В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русскойжизни и в высшей степени народным произведением.
Нафоне написанной картины жизни страны Пушкин представил в романе практическивсе социальные группы русской нации – от крепостного крестьянства достоличной аристократии.
Онудивительно точно, несколькими штрихами рисует жизнь и быт деревни и города,отношение к слугам и крепостным.
Ещё усталые лакеи
На шубах у подъезда спят;
Ещё не перестали топать,
Сморкаться, кашлять,
Шикать, хлопать;
Ещё снаружи и внутри
Везде блистают фонари;
Ещё, позябнув, бьются кони,
Наскуча упряжью своей,
И кучера, вокруг огней,
Бранят господ и бьют в ладони...
Театрыначала XIX века не имели гардеробов, поэтому верхние платья сторожили лакеи.
«Нередкобывали случаи, что ожидавшие выхода господ из театра или с бала маленькиефорейторы (кучера) замерзали во время больших морозов, число отмороженныхпальцев на ногах и руках у кучеров не считалось», — пишет «Историческийвестник»
Главныйгерой романа, Евгений Онегин, живёт в эпоху, когда крепостное право, противкоторого выступало передовое дворянство, ещё не было отменено. Это было времяпробуждения самосознания в обществе. В сопоставлении с деревенскими соседями,Онегин выглядит не только как просвещенный столичный житель, но и как либерал.Добровольная жизнь в деревне в 1820 году связывалась с распространённым вкругах Союза Благоденствия стремлением к улучшению быта крестьян:
Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярём он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Зато в углу своём надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчётливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.
Сначалавсе к нему езжали;
Нотак как с заднего крыльца
Обыкновенноподавали
Емудонского жеребца,
Лишьтолько вдоль большой дороги
Заслышитих домашни дроги, –
Поступкомоскорбясь таким,
Вседружбу прекратили с ним.
«Соседнаш неуч, сумасбродит,
Онфармазон; он пьёт одно
Стаканомкрасное вино;
Онк дамам к ручке не подходит;
Всёдада нет; не скажет да-с
Ильнет-с». Таков был общий глас.
«В 19-м году,поехав из Москвы повидаться со своими, я заехал в смоленское своё имение.Крестьяне, собравшись, стали просить меня, что так как я не служу и ничего неделаю, то мне бы приехать пожить с ними, и уверили, что я буду им уже темполезен, что при мне будут менее притеснять их. Я убедился, что в словах ихмного правды, и переехал на житьё в деревню. Соседи тотчас прислали поздравитьс приездом, обещая каждый скоро посетить меня; но я через посланных их просилперед ними извинения, что никого теперь из них не могу принять. Меня оставили впокое, но, разумеется, смотрели на меня, как на чудака. Первым моим распоряжениембыло уменьшить наполовину господскую запашку. Имение было на барщине, икрестьяне были далеко в не удовлетворительном положении; многие поборы,отяготительные для них и приносившие мало пользы помещику, были отменены,»– писал Якушкин в своей статье. Стремление облегчить участь крестьян,нежелание знакомиться с соседями и даже прозвище чудака создают в мемуарах Якушкина«онегинский комплекс». Так как Пушкин был лично знаком с Якушкиным, то,возможно, непосредственное влияние его рассказа на образ Онегина.
Вкругах Союза Благоденствия оброк считался не только лёгкой формой крепостнойзависимости, но и путём к освобождению крестьян. Такое толкование Пушкин мог услышать от И.С. Тургенева, с которым общался в Петербурге. В специальной заметке «Нечто о барщине» декабрист писал: «Рассмотрим состояние оброчного крестьянства. Здесь, прежде всего, я должен заметить к чести тех помещиков, укоторых крестьяне находятся на оброке, что мне весьма редко случалосьнаходить крестьян, платящих оброк чрезмерный и для них изнурительный Помещики никогда не живут в оброчных деревнях. Крестьянеоброчные управляют сами собою, посредством своих выборных, сотских,бурмистров». Мнение это, высказанное Тургеневым в 1818 году, подтверждено было им в 1819 году в записи «Нечто о крепостном состоянии в России»
Умеренный ( «лёгкий» ) оброк колебался от 18 руб.50 коп. до 25 руб. ассигнациями. Видимо, такой оброк и ввёл Онегин в своих деревнях. Следует отметить, чтоТургенев весьма идеализировал положение оброчного крестьянства. С более состоятельных крестьян (извозчиков) помещики брали по 40 и 60 руб. годовых.
Ввоспоминаниях крепостного крестьянина Шипова читаем: «… дошло до того, что на каждую ревизскую душу падало вместе с мирскими расходами свыше110руб. ассигнаций оброка».
Суммаоброчных денег в начале XIX века быстро росла: в воронцовских имениях она увеличилась с 1801 года в 3-5 раз. Поэтому оптимизм Тургенева былнеобоснован: оброк не был путём к освобождению. Однако положение оброчныхкрестьян всё же было более легким, чем положение барщинных, и перевод на оброк воспринимался в 20-х годах XIX века как мера либеральная, а если оброкбыл «лёгким» — даже вольнодумная. Именно так взглянул на «реформу» Онегина «его расчётливый сосед».
Переведение крестьян на оброк автоматически означало уничтожение «заводов» (крепостныхмануфактур, обслуживающихся барщинным трудом) - одной из наиболее тяжёлыхдля крестьянина и доходных для помещика форм крепостной повинности. Онегин,который был «хозяином» «заводов», переведя крестьян на оброк, таким образом, нетолько облегчил их труд, но и значительно уменьшил свои доходы. Также поступил,как было известно, и Тургенев в 1818 году.
Вромане «Евгений Онегин» отражено отношение к царской службе. В образе материТатьяны мы видим настоящую помещицу того времени:
Онаезжала по работам,
Солилана зиму грибы,
Веларасходы, брила лбы,
Ходилав баню по субботам,
Служанокбила осердясь –
Всёэто мужа не спросясь.
Хозяйкабрила лбы, то есть сдавала крестьян в рекруты. При приёме рекрута ему сбривалиспереди волосы. По указам 1766 и 1779 годов дворяне могли во всякое время годасдавать в любом угодном им количестве крестьян в солдаты, получая за лишнихрекрутов квитанции, которые можно было предъявить в будущие наборы. Этопревратило «бритьё лбов», с одной стороны, в меру наказания: помещик мог влюбое время оторвать неугодного ему крестьянина от семьи и сдать – практическинавсегда – в солдаты. С другой – сдача рекрутов сделалась доходным, хотя иофициально запрещённым промыслом: квитанции у помещика охотно покупали другиепомещики, не желая расставаться со своей рабочей силой, или даже богатыекрестьяне, чтобы избавить своего парня от рекрутчины. Помещая «бритьё лбов» вразряд хозяйственных мероприятий, Пушкин иронизирует по поводу способовхозяйствования обычного помещика. В черновом варианте практика Лариной (матери)была подчёркнута резче:
Секала ...>, брила лбы
Служанок секла, брила лбы.
Авторсимпатизирует Лариным из-за их близости к русским национальным традициям.Лучшие нравственные качества Татьяны воспитаны не француженкой-гувернанткой, акрепостной няней. Недаром охваченная любовью к Онегину, Татьяна открывает душусвоей няне, как самому близкому человеку на свете:
«Неспится, няня: здесь так душно!
Откройокно да сядь ко мне»
–Что, Таня, что с тобою? – «Мне скучно, Поговорим о старине».
–О чём же, Таня? Я, бывало,
Хранилав памяти не мало
Старинныхбылей, небылиц
Прозлых духов и про девиц;
Анынче всё мне тёмно, Таня:
Чтознала, то забыла. Да,
Пришлахудая череда!
Зашибло…– «Расскажи мне, няня,
Проваши старые года:
Былаты влюблена тогда?»
Вдекабре 1824 года Пушкин писал одесскому знакомцу Шварцу: «… вечером слушаюсказки моей няни, оригинала няни Татьяны, вы, кажется, раз её видали, онаединственная моя подруга – и с нею только мне не скучно».
ЯковлеваАрина Родионовна (1758-1828) – няня А.С.Пушкина. Арина Родионовна была родом изсела Кобрина, лежащего в верстах шестидесяти от Петербурга. Кобринопринадлежало деду Александра Сергеевича по матери Осипу Обрамовичу Ганнибалу.Арина Родионовна получила «вольную» от бабушки Пушкина, но не захотела покинутьсемью своих господ. Она бала настоящею представительницей русских нянь;мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами,поговорками. Александр Сергеевич, любивший няню с детства, оценил её вполне вто время, как жил в ссылке, в Михайловском. Умерла она в доме Пушкина в 1828году, после кратковременной болезни.
Когдачитаешь диалог Тани и её няни, возникает впечатление, что эти две женщинысовершенно не понимают друг друга. В рассказе «Филипьевны седой» мы находимосуждение Пушкиным крепостного права, которое отнимает у людей даже праволюбить:
–И, полно, Таня! В эти лета
Мыне слыхали про любовь;
Ато бы согнала со света
Меняпокойница свекровь. –
«Дакак же ты венчалась, няня?»
–Так. Видно, бог велел...
Романтическинастроенная барышня, какой рисуется Татьяна в третьей главе, и няня – немолодаякрепостная женщина – говорят на разных языках и, употребляя одни и те же слова,вкладывают в них принципиально различное содержание. Употребляя слово «любовь»(«Была ты влюблена тогда?») Татьяна имеет в виду романтическое чувство девушкик её избраннику. Няня же, как и большинство крестьянских девушек той поры,вышедшая замуж в 13 лет по приказу, конечно, ни о какой любви до брака и недумала. Любовь для неё запретное чувство молодой женщины к другому мужчине.Беседовать же о том, что составляет тему женских разговоров, с девушкой (темболее с барышней) неприлично, и няня обрывает разговор «и, полно, Таня!».
Всвоём романе Пушкин изобразил также мировосприятие крестьян, их моральныеустои. Няня Татьяны с крестьянской непосредственностью рассказывает историюсвоего замужества:
МойВаня был меня моложе, мой свет,
Абыло мне тринадцать лет.
Неделидве ходила сваха
Кмоей родне, и наконец
Благословилменя отец.
Ягорько плакала со страха,
Мнес плачем косу расплели
Дас пеньем в церковь повели.
Изэкономического календаря 1780 года: «законное положение для крестьян весьмапорядочно сделано – женщине тринадцать лет, а мужчине пятнадцать кбракосочетанию положено; чрез что по молодым своим летам, ввыкнув, во-первых,друг к другу, а во-вторых, к своим родителям, будут иметь прямою любовь сострахом и послушанием».
Дляпонимания этических оттенков разговора Татьяны с няней необходимо учитыватьпринципиальное различие в структуре крестьянской и дворянской женской моралитой поры. В дворянском быту «падение» девушки до свадьбы равносильно гибели.Крестьянская этика позволяла относительную свободу поведения девушки досвадьбы, но измену замужней женщины рассматривала как огромный грех. Упоминаниетого, что «Ваня моложе был» своей невесты указывает на одно из злоупотребленийкрепостничества.
Душанарода живёт в песне, которую поют крепостные девушки. Она представляет второйпосле письма Татьяны «человеческий документ», вмонтированный в роман. Песнятакже говорит о любви (в первом варианте трагической, однако в дальнейшем длябольшого контраста Пушкин заменил его сюжетом счастливой любви), но вносит приэтом совершенно новую, фольклорную точку зрения, что являлось антитезой нетолько письму Татьяны, но и словам няни («Мы не слыхали про любовь»). Впервоначальном замысле Пушкин полагал дать такой текст песни:
ВышлаДуня на дорогу,
Помолившись богу –
Дуняплачет, завывает,
Другапровожает,
Другпоехал на чужбину
Дальнююсторонку
Охуж эта мне чужбина
Горькаякручина!
Начужбине молодцы,
Красныедевицы,
Осталасья молодая
Горькоювдовицей
Вспомянименя младую
Алья приревную,
Вспомянименя заочно
Хотьи не нарочно.
Обатекста «песни девушек» являются творчеством Пушкина, хотя и навеяны онифольклорными впечатлениями Михайловского. Однако для автора существенно уверитьв их подлинности.
Сменивпервый вариант «Песни девушек» вторым, Пушкин отдал предпочтение образцусвадебной лирики, что тесно связано со смыслом фольклорной символики впоследующих главах. «Песня девушек» ориентирована на известные ему свадебныепесни с символикой жениха – «вишенья» и невесты – «ягоды»:
Из саду в сад путь дороженька лежит,
Из зелен`а тут и прото`рена,
Кто эту дороженьку прошёл-проторил?
Проторил дороженьку Иванович Алексей.
– Ягода Марья,куда пошла?
– Вишенье Алексей,в лес по ягоды.
– Ягода Марья, вочто будешь брать?
– Вишенье Алексей,в твою шапочку.
– Ягода Марья,кому поднесёшь?
– Вишенье Алексей,твоему батюшке.
– Ягода Марья,поклонишься ли?
– Вишенье Алексей– до`пояску.
Включениепесни в текст «Евгения Онегина» имеет двойную мотивировку. Упоминание ягодсвязывает её с бытовой ситуацией – сбором крепостными девушками ягод впомещичьем саду, девушек заставляли петь чтобы «барской ягоды тайком усталукавые не ели»; символическое же значение мотива связывает эпизод спереживаниями героини.
Роман «Евгений Онегин» — это сложное и многоплановое произведение, в котором А.С.Пушкин касается разрешения самых разных трудностей, как нравственных,культурных, так и социальных, экономических, бытовых. Этот роман являетсяистинной энциклопедией русской жизни, в которой отражены не только судьбы, но ивечные проблемы, существующие в любое время.