Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Комическое и трагическое в романе И.А.Гончарова "Обломов"

Комическое и трагическое в романе И.А.Гончарова«Обломов»
    Занимающий центральноеместо в творчестве замечательного русского  писателя Ивана АлександровичаГончарова, роман восхищает читателей  и по сей день. И неудивительно! Ведь«Обломова» автор писал больше  десяти лет, постепенно оттачивая своемастерство, слог, добиваясь  поразительной точности во всех сценах. Интереснатакже временная  протяженность различных частей романа. Действие егоразворачивается  в течение восьми лет, а с предысторией даже 32 года. Перваяглава  продолжается всего одно утро и день до пяти часов, так как писатель, добросовестно выполняя свою задачу, в первой главе знакомит нас с  Обломовым, главнымгероем романа. Дарование Гончарова-романиста  раскрылось в «Обломове»во всем его богатстве, со всеми его  особенностями. Огромное мастерствописателя-реалиста проявилось в  построении романа. Небогатая событиями историяжизни Обломова,  положенная в основу сюжета романа, покоряет тонким анализом взаимосвязей личной судьбы Ильи Ильича с окружающей  действительностью. Ясчитаю, что «Обломов» Гончарова — это романтрагикомедия. Хотя в неммного трагического, но немало и комических  сцен, где автор смеется во весьголос.
 Одна из главных трагедий этого романа — трагедияОбломова. Илья  Ильич Обломов, потомственный дворянин, молодой человек 32-33лет.  Автор показывает нам его портрет: «Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием  всякойопределенной идеи». Автор показывает нам во всех  подробностях его быт,дает нам понять, что это человек нравственно  погибающий. «По стекламлепилась паутина, напитанная пылью;  зеркала… могли служить скрижалями для записыванияна них по пыли  заметок на память»; «Лежанье у Ильи Ильича было егонормальным  состоянием». Но почему же один из лучших людей романа,морально  чистый, честный, добрый, сердечный Обломов нравственно умирает? В чем причина этой трагедии? По словам Добролюбова, Обломовка была  почвой, накоторой росла обломовщина; гнусная привычка получать  удовлетворение своихжеланий не от своих усилий, а от других, развила  в нем апатическуюнеподвижность и повергла его в жалкое состояние  нравственного раба. В этом иесть трагедия Обломова — такой молодой  человек, еще недавно чем-тоувлекающийся, медленно, но верно  погружается в страшную трясину апатии. Иникто уже не может  вернуть его к миру, возродить в нем интерес к жизни. Также,я считаю,  некоторый трагизм есть в образе Штольца. Хотя, на первый взгляд,это  новый, прогрессивный, почти идеальный человек, но он скучен и  жалок всвоей искусственности. В отличие от Обломова, сердечного  человека, авторописывает нам Штольца как некую машину: «Он был  весь составлен из костей,мускулов и нервов, как кровная английская  лошадь. Он худощав; щек у него почтивовсе нет, то есть есть кость да  мускул,… цвет лица ровный, смугловатый, иникакого румянца». Читая  роман, мы видим, что трагедия Штольца — это егоненатуральность, он  почти никогда не волнуется, не переживает событие сильно.Гончаров  неоднозначно относится как к одному, так и к другому герою. Осуждая лень и апатию Обломова, автор в душевности, доброте, сердечности  видитантитезу суете и тщеславию столичного чиновничьего общества.  Хотя писательрисует почти идеально образ Штольца, в нем чувствуется  какая-то однобокость,неестественность. Иван Александрович со  скепсисом относится к новому человеку.Я считаю, что истоки трагедий  обоих героев — в воспитании. Это два совершенноразных пути.  Обломовцы — хранители традиций древности. Так же, как Обломов, препровождали   время и его отец, дед, прадед; и из поколения в поколение передавалась обломовская утопия, представление о человеке,  гармонично сосуществующемс природой. Но автор показывает  отсталость патриархальности, почти сказочнуюневозможность  Обломовки в современном мире. Трагедия состоит и в том, чтомечта  Обломова под напором цивилизации переходит в разряд невозможных. Причина неестественности Штольца также воспитание, на этот раз «правильное», рациональное, бюргерское. Я считаю, что трагедия может быть не только в том, что герой умирает, но и в том, что он живет  строго поплану, его жизнь расписана по минутам. В жизни Штольца  нет никакихнеожиданностей, интересных моментов. Она как точный  график времени отправленияпоездов на станции, а сам он — поезд,  правильно идущий по расписанию, хотя иочень хороший, но все же  искусственный. Его идеал, которому ничто не мешалоосуществиться, -  это достижение материального достатка, комфорта, личной устроенности. Я согласен с А.П.Чеховым, который писал: «Штольц не  внушаетмне никакого доверия. Автор говорит, что он великолепный  малый, а я ему неверю… Наполовину он сочинен, на три четверти  ходулен.» Трагичнадальнейшая судьба Захара: он сделался нищим. «Все  лицо его как будтопрожжено было багровой печатью от лба до  подбородка. Нос был, сверх того,подернут синевой. Голова совсем  лысая; бакенбарды были по-прежнему большие, носмятые и  перепутанные… На нем была ветхая шинель, у которой недоставало одной полы, он был одет в галоши на босу ногу, в руках держал  меховую, совсемобтертую шапку». После смерти хозяина Захару некуда  было идти. Все егопомыслы были связаны с Ильей Ильичем. Его  смерть стала сильнейшим ударом поЗахару, который искренне любил  Обломова.
 Но в то же время в романеесть очень много сцен, над которыми  читатель смеется от всей души, несмотря натo, что роман был написан  много лет назад. Многие из них касаются взаимоотношенийЗахара и  Ильи Ильича. Вот, например, сцена из конца первой части. В начале пятого часа Захар осторожно пошел будить хозяина: «Илья Ильич! А,  ИльяИльич!» Но храп продолжался. Когда Захар наконец дозвался  хозяина, тотприказал ему уйти и заснул. Захар раздраженно  восклицает: «Знаешь тыдрыхнуть! — говорил Захар, уверенный, что  хозяин не слышит. — Вишь, дрыхнет,словно чурбан осиновый!» Но  Обломов услышал: «Нет, ты как сказал-то- а? как ты смеешь так — а?»  Захар оправдывается. Ему удается поднять спостели Илью Ильича,  недовольного тем, что его разбудили. В этот момент вкомнату заходит  Штольц. Или комическая сцена в начале второй части, на обедеу  Ольги. Обломов, волнуясь, набрал себе столько печенья, что все гости  началипоглядывать на него и ждать, как он будет его есть.
 До сих пор читателивосхищаются замечательным романом Ивана  Александровича Гончарова, в которомнеотделимые от жизни  комические и трагические сцены переплетаются, поражаявсех.
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Биохимические основы органолептики вкус и запах
Реферат Queen Isabella Essay Research Paper Queen IsabellaQueen
Реферат The Darkling Thrush Essay Research Paper The
Реферат Администрация уватского муниципального района
Реферат Пульсація Землі
Реферат Симплекс метод
Реферат Искусство Греции не проходящая ценность культуры
Реферат Анализ и оценка конкурентоспособности регионов РФ
Реферат Шпаргалки по теории государства и права (100 вопросов и ответов)
Реферат Постановка задачи линейного программирования и двойственная задача линейного программирования.
Реферат Особенности управления персоналом в России (на примере ОАО Рязанская ГРЭС)
Реферат Music And Stress Essay Research Paper Music
Реферат Апостол Андрей. "Путь из варяг в греки"
Реферат Роль полеміки в раціоналізації релігійного дискурсу в межах класичної ісламської релігійної філософії
Реферат Демокритические заметки