Ранчин А. М.
Прототипы
Одиниз самых запоминающихся и ярких персонажей второго плана в толстовскомпроизведении – отчаянно смелый воин, лихой гуляка и хладнокровный дуэлянтДолохов, при первом упоминании аттестуемый автором-повествователем как«семеновский офицер». У Долохова есть два очевидных реальных прообраза — графФ. И. Толстой, прозванный «Американецем», двоюродный дядя Л. Н. Толстого, скандальноизвестный дуэлянт, и известный своей жестокостью по отношению к французам офицерА. С. Фигнер, возглавлявший в 1812 г. один из партизанских отрядов…Семеновский пехотный полк был одним из старейших русских полков; егосформировал еще Петр I.— граф Ф. И. Толстой, прозванный «Американецем», двоюродныйдядя Л. Н. Толстого, скандально известный дуэлянт, и известный своейжестокостью по отношению к французам офицер А. С. Фигнер, возглавлявший в 1812 г. один из партизанских отрядов.
Колоритныйхарактер в «Войне и мире» – Марья Дмитриевна Ахросимова. Ее историческийпрототип — богатая московская барыня оригиналка Настасья (Анастасия) ДмитриевнаОфросимова (урожденная Лобкова, 1751—1825/1826). Офросимова, как и героиня«Войны и мира», «была известная по силе языка» (Дмитриев М. Главы извоспоминаний моей жизни / Подготовка текста и комментарии К. Г. Боленко, Е. Э.Ляминой, Т. Ф. Нешумовой. М., 1998. С. 96), отличалась независимым и крутымнравом, резкостью в суждениях. Она «была долго в старые годы воеводою на Москве,чем-то вроде Марфы Посадницы, но без малейших оттенков республиканизма. Вмосковском обществе имела она силу и власть. Силу захватила, власть приобрелаона с помощью общего к ней уважения. Откровенность и правдивость ее налагали намногих невольное почтение, на многих страх. Она была судом, пред которымдокладывались житейские дела, тяжбы, экстренные случаи. Она и решала ихприговором своим. Молодые люди, молодые барышни, только что вступившие в свет, немогли избегнуть осмотра и, так сказать, контроля ее. Матери представляли ейдевиц своих и просили ее, мать-игумеью, благословить их и оказывать им и впредьсвое начальствующее благоволение» — вспоминал в «Старой записной книжке» П. А.Вяземский (Вяземский П. А. Стихотворения. Воспоминания. Записные книжки / Сост.Н. Г. Охотина. Вступ. ст. и примеч. А. Л. Зорина и Н. Г. Охотина. М., 1988. С.353). По словам мемуариста Д. Н. Свербеева, «она обращалась нахально со всемисилами высшего московского и петербургского общества» (воспоминания Свербеевацит. по комментарию Б. М. Эйхенбаума в изд.: Жихарев С. П. Записки современника/ Редакция, статьи комментарии Б. М. Эйхенбаума. М.; Л., 1955. С. 713—714). С.П. Жихарев, дневник которого обильно использовал Толстой при работе над «Войнойи миром», писал о ней так: «барыня в объяснениях своих, как известно, не оченьнежная, но с толком. У ней в гвардии четыре сына, в которых она души не чает, амежду тем гоголь-гоголем, разъезжает себе по знакомым да уговаривает их недурачиться. “Ну, что вы, плаксы, разрюмились? будто уж так Бунапарт и проглотитнаших целиком! Убьют, так убьют, успеете и тогда наплакаться”. Дамапримечательная своим здравомыслием, откровенностью и безусловною преданностьюправительству» (Там же. С. 126, запись от 25 ноября 1805 г.)
Иная,далеко не положительная характеристика Офросимовой принадлежит Е. П. Яньковой:« Настасья Дмитриевна была старуха пресамонравная и пресумасбродная:требовала, чтобы все, и знакомые, и незнакомые, ей оказывали особый почет.Бывало, сидитона в собрании (Дворянском благородном собрании. — А. Р.), и Божеизбави, если какой-нибудь молодой человек и барышня пройдут мимо нее и ей непоклонятся .
“Ятвоего отца знала и бабушку знала, и ты идешь мимо меня и головой мне некивнешь; видишь, сидит старуха, ну, и поклонись, голова не отвалится; мало тебядрали за уши, а то ы повежливее был”.
Итак при всех ошельмует, что от стыда сгоришь.
Имолодые девушки тоже непременно подойди к старухе и присядь перед ней, а не торазбранит:
—Яи отца твоего, и мать детьми знавала, и с дедушкой и с бабушкой была дружна, аты, глупая девчонка, ко мне и не подойдешь; ну, плохо же тебя воспитали, что невнушили уважения к старшим.
Всетрепетали перед этой старухой — такой она умела на всех нагнать страх. Мало ли в то время было еще в Москве почтенных и почетных старух?Были и поважнее и починовнее: мало ли было генеральских жен, так нетже: никого так не боялись, как ее.
Бывало,как едут матери со своими дочерьми на бал или в собрание, и твердят им:
—Смотритеже, ежели увидите старуху Офросимову, подойдите к ней да присядьте пониже.
Имы все, немолодые уже женщины, обходились с нею уважительно.
Говорят,она и в своей семье была пресердитая: чуть что не по ней, так и сыновьям своим,уже взрослым, не задумается и надает пощечин». — Рассказы бабушки извоспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово / Изд.подг. Т. И. Орнатская. Л., 1989. (Серия «Литературные памятники»). С. 141—142.
Офросимовупринято считать прототипом старухи Хлестовой в «Горе от ума» А. С. Грибоедова.Толстой, прозрачно намекнувший на Офросимову как на прототип Марьи Дмитриевны Ахросимовойв статье «Несколько слов по поводу книги “Война и мир”», в противоположностьГрибоедову оценивает «причуды» и бесцеремонность этой московской «большойбарыни» положительно: для него она образец независимости и здравости в оценках.Офросимову как прототип Ахросимовой называет знавший ее лично мемуарист А. А.Стахович. См.: Стахович А. А. Клочки воспоминаний. М., 1904. С. 154. См. об Офросимовой также: Пиксанов Н. К. Прототипы «Горя от ума» // Грибоедов А. С. Горе от умаИзд. 2-е, доп. / Изд. подг. Н. К. Пиксанов при участии А. Л. Гришунина. М., 1987.(Серия «Литературные памятники»). С. 451—452.
ВасилийФедорович Денисов. Прототип гусарского ротмистра (в этом звании он впервыеупоминается на страницах Толстого) Денисова — гусарский офицер, герой войны1812 года, партизан, позднее генерал-майор Денис Васильевич Давыдов (1784—1839),поэт и военный писатель. Толстой использовал его сочинения о войнах сНаполеоном: «Материалы для истории современных войск (1806—1807 гг.)», «Дневникпартизанских действий 1812 года» (первое полное издание: Сочинения. Изд. 4-е.Ч. 1) и другие. По характеристике Толстого, анализировавшего сочинения о войне 1812 г., «Давыдов первый дал тон правды». О придании Денисову некоторых черт Д.В. Давыдова Толстойпишет в статье «Несколько слов по поводу книги “Война и мир”».
Нов отличие от Денисова Давыдов, в 1804 г. переведенный со званием ротмистра вБелорусский армейский гусарский полк, в кампании 1805 г. не участвовал. Впервые принял участие в боях кампании 1807 г. в составе Лейб-гусарского полка. См. биографию Давыдова: Ильин-Томич А. А. Давыдов Денис Васильевич // Русскиеписатели: 1800—1917. Биографический словарь. М., 1992. Т. 2. Г—К. С. 68—71.
КнязьАндрей Николаевич Болконский. В отличие от ряда персонажей второго плана, никтоиз главных героев Толстого не соотносится с каким-либо одним определеннымпрототипом. Тем не менее в эпизоде ранения князя Андрея под Аустерлицем («Ура!— закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя…») такойисторический прообраз обнаруживается. Эта сцена навеяна поступком зятя Кутузова,мужа его дочери Елизаветы Михайловны Федора (Фердинанда) ИвановичаТизенгаузена. «Любимый зять Кутузова, флигель-адъютант граф Тизенгаузен сознаменем в руках повел вперед один расстроенный батальон и пал, пронзенныйнасквозь пулею» (Михайловский-Данилевский А. И. Описание первой войныимператора Александра с Наполеоном в 1805 году. СПб., 1844. С. 183—184). КнигаМихайловского-Данилевского была одним из основных источников сведений Толстогоо кампании 1805 г. На эту параллель указал К. Покровский: Покровский К.Источники романа «Война и мир» // «Война и мир»: Сборник под ред. В. П.Обнинского и Т. И. Полнера. М., 1912. С. 117—118. Тизенгаузен попал в плен, гдеумер от ран. Известен и аналогичный поступок князя П.М. Волконского. Князь ПетрМихайлович Волконский, с 1834 г. светлейший князь (1776—1852) — с 1797 г. адъютант великого князя Александра Павловича; с 1801 г. товарищ (заместитель) начальника, затем начальник императорской военно-походной канцелярии; с 1810 г. генерал-квартирмейстер, с декабря 1812 по 1823 гг. начальник Главного штаба армии; с 1826 г. министр двора и уделов, генерал-фельдмаршал (с 1843 г.). В 1805 г. дежурный генерал сначала в армии Ф. Ф. Буксгевдена, затем М. И. Кутузова. «Увидев отходящуюпосле неудачной атаки бригаду Каменского, Волконский, схватив знамяФанагорийского полка, вновь повел гренадеров вперед. После упорного боя бригадавновь отступила» (Монахов А. Императорские шахматы, или Горе побежденным //Персональная история / Отв. ред. и сост. Д. М. Володихин. М., 1999. С. 131.
Полкирусской армии
ЮныйНиколай Росов поступает юнкером (унтер-офицерская должность длявольноопределяющихся из дворян) на службу в Павлоградский гусарский полк, всоставе которого продолжает службу вплоть до окончания войны в Наполеоном в 1814 г., принимая участие в кампании 1812 г. (в деле под Островно, или Островной). Павлоградский полк— реально существовавший армейский гусарский полк; существовал с 1783 г. как легконный, как гусарский — с 1796 г., как гусарский Павлоградский — с 1801 г. Среди полковых командиров был М.И. Кутузов. Толстой, рассказывая о службе Николая Ростова вэтом полку, допускает некоторые неточности: Павлоградский полк действительно, каки в «Войне и мире», принимал участие в сражениях при Шенграбене и Аустерлице;но, вопреки указанию автора «Войны и мира», он также принимал участие и всражении при Прейсиш-Эйлау. В 1812 г. Павлоградский полк, напротив, неучаствовал в главных боевых действиях, входя в состав 3-ьей (Обсервационной)армии Тормасова; прикрывал киевское направление, сражался с союзникамиНаполеона — австрийцами, саксонцами и поляками на Волыни. Описывая участиепавлоградцев в деле при Островно (июль 1812 г.), Толстой отступает от исторической истины: в этом сражении участвовали части 1-ой Западной армии М.Б. Барклаяде Толли. Не могли павлоградцы Николай Ростов и Ильин оказаться в 1812 г. в Богучарове — имении Болконских недалеко от Смоленска. Полковым командиром в 1805 г. Толстой называет немца Карла Богдановича Шуберта. Это вымышленный персонаж: в 1803—1806 гг.командовал полком С.Д. Панчулидзев; полковые командиры-немцы были упавлоградцев до и после него: барон Я.И. Тизенгаузен в 1800—1803 гг. и баронА.В. Розен 3-ий в 1806—1810 гг.
Автор«Войны и мира», описывая форму павлоградцев, называет «желтые киверах (головныеуборы. – А. Р.), темно-зеленые куртки… и синие рейтузы». Но Толстой неточен. Вописываемое время формой павлоградских гусар, установленной приказом от 30апреля 1803 г., были темно-зеленые куртки-доломаны (короткие куртки-ментикибыли бирюзовыми); рейтузы (теплые брюки в отличие от легких чакчир) были упавлоградцев серого цвета; чакчиры у всех гусар в описываемое время были избелого сукна. Кивера во всех гусарских полках были черного цвета. См.: . Историческое описание одежды и вооружения российских войск, срисунками. Изд. 2-е. СПб., 1900. Ч. 11. Перемены в одежде и вооруженииармейской кавалерии с 1801 по 1825 год. С. 47, 50—51.
В«Войне и мире» Багратион, отмечая заслуги павлоградцев в Шенграбенском сражении,говорит: «Вы заслужили георгиевские знамена…», Действительно, за участие вШенграбенском сражении Павлоградский гусарский полк (первым из легкихкавалерийских полков русской армии) получил почетные Георгиевские штандарты(знамена) (по штандарту на эскадрон) с надписью, гласившей: «За подвиг приШенграбене 4 ноября 1805 года в сражении 5 т[ысячного] корп[уса] с неприятелем,состов[шим] из 30 т[ысяч]».
Мастьлошадей Павлоградского полка автор «Войны и мира» называет «рыжей». В полках (аиногда в отдельных эскадронах) русской армии было принято иметь лошадей одноймасти. Однако в данном случае Толстой, по-видимому, неточен: в 1800-х гг. вгусарских армейских полках это правило не было установлено. См.: . Историческое описание одежды и вооружения российских войск, срисунками. Изд. 2-е. СПб., 1900. Ч. 11. Перемены в одежде и вооруженииармейской кавалерии с 1801 по 1825 год. С. 49. Автор «Войны и мира», служившийв 1850-х гг. и участвовавший в Крымской войне, ориентировался на ситуацию, когдауже существовал принцип подбора лошадей одной масти во всех кавалерийскихполках.
Вописании Аустерлицкого сражения в «Войне и мире» есть такая фраза: «Это былинаши лейб-уланы, которые расстроенными рядами возвращались из атаки». Речь идето кавалеристах из Лейб-уланского гвардейского имени его высочества цесаревичаКонстантина Павловича полка; полк состоял из около 1300 всадников в 2-хбатальонах. Командир — генерал-майор Егор Иванович Меллер-Закомельский. ПриАустерлице полк входил в состав колонны гвардии, подчиненной великому князюКонстантину Павловичу. После разгрома Наполеоном 1-ой и 3-й колоннрусско-австрийской армии Лейб-уланский полк попытался прикрыть их отход иостановить французов. «Константин Павлович, большой энтузиаст этого видакавалерии, сразу бросил полк в атаку на легкую кавалерийскую дивизиюфранцузского генерала Келлермана. Две гусарских бригады генералов Пикара иМаризи были мгновенно опрокинуты. Уланы понеслись на располагавшуюся за нимипехотную дивизию Каффарелли из 5-го корпуса маршала Ланна. Первую линиювражеской пехоты уланы смяли, но остальная часть дивизии Каффарелли, построившисьв каре, открыла частый ружейный огонь. Между тем Келлерман привел в порядоксвоих гусар и контратаковал полк Меллера-Закомельского. Потеряв около 500человек, уланы отступили, их командир, израненный, был пленен» (Монахов А.Императорские шахматы, или Горе побежденным // Персональная история / Отв. ред.и сост. Д.М. Володихин. М., 1999. С. 136—137). По данным А.И. Михайловского-Данилевского,потери полка убитыми, ранеными и попавшими в плен составили около 400 человек(Михайловский-Данилевский А. И. Описание первой войны императора Александра сНаполеоном. В 1805 г. СПб., 1844. С. 192), другой военный историк, М.И.Богданович, определяет их примерно как 480 человек (Богданович М.И. Историяцарствования императора Александра I и России его времени. СПб., 1869. Т. 2. С.70). В истории полка названа цифра 680 человек (Гавловский С. Г. История Лейб-гвардииУланского полка. СПб., 1866. Ч. 2. С. 6).
НиколайРостов, отправленный с поручением, едва не был смят русскими кавалеристами «навороных лошадях, в белых блестящих мундирах»; Толстой поясняет, что Николайоказался на линии атаки, предпринятой кавалергардами. В Кавалергардском полкулошади в эскадронах подбирались по масти; вороные лошади были в 4-ом эскадроне,которым командовал князь Н.Г. Репнин. Строевой мундир кавалергардов (а такжевицмундир) был белого цвета, блестящими строевые мундиры кавалергардов, очевидно,названы Толстым из-за металлических панцирей — кирас. Кавалергардский имени еговысочества цесаревича Константина Павловича полк — один из тяжелых гвардейскихкавалерийских полков. Полк к 1805 г. состоял из 5 эскадронов; командиром былгенерал-майор Николай Иванович Депрерадович-2-ой. Перед Аустерлицем в полкубыло около 800 всадников; в полку служили представители самых знатных фамилийРоссии.
Николаяедва не опрокинул «огромный ростом» кавалергард. Так как кавалергарды былитяжело вооруженными кавалеристами (одеты в тяжелые кирасы, вооружены длинными итяжелыми палашами, в строю носили на голове металлические каски), в этот полк(как и в таким же образом вооруженные и обмундированные кирасирские и в Конногвардейский)брали только очень рослых и крепких военных.
Лошадькавалергарда автор «Войны и мира» называет «пятивершковой» Как и всадники, лошадиу кавалергардов были особенно рослыми и сильными. Вершок — мера длины, равная 4, 45 см, но в данном случае рост лошади указан в вершках сверх двух аршинов, тоесть сверх 1м 42 см. (такое указание роста лошадей и человека было обычным встарину). Рост кавалергардской лошади, едва не сбившей Николая Ростова, — почти 165 см. Толстой неточен: кирасирская (включая кавалергардов) лошадь должнабыла иметь рост от 2 аршин 2 вершков до 2 аршин 4 вершков. См.: . Историческое описание одежды и вооружения российских войск, срисунками. Изд. 2-е. Ч. 11. Перемены в одежде и вооружении армейской кавалериис 1801 по 1825 год. С. 10.
Описываянесущихся кавалергардов, писатель поясняет: «Это была та блестящая атакакавалергардов, которой удивлялись сами французы». Вот как описывает эту атакуисторик полка: «Увидев истребление своей пехоты (кавалеристамиКонногвардейского полка из отряда великого князя Константина Павловича. — А.Р.), Бонапарт бросил в атаку кавалерию Императорской гвардии. Но к отрядуЦесаревича уже подходила кавалерия второго эшелона.Л-Гв Кавалергардский и Казачий полки ринулись в бой.Жертвуя собой, кавалергарды и конногвардейцы позволили отойти преображенцам исеменовцам. Если бы не отряд Константина Павловича, корпус Бернадотта иИмператорская гвардия Бонапарта с Праценских высот могли бы обрушиться наостатки обескровленной 4-й колонны и, окончательно разрезав надвое Соединеннуюармию, довершить ее уничтожение» (Монахов А. Императорские шахматы, или Горепобежденным. С. 137). Потери кавалергардов, прежде не участвовавших в сражениях,были огромными. По данным С. А. Панчулидзева, убито и пропало без вести (быловзято в плен) 154 нижних чина, пленено было 13 нестроевых нижних чина, 72нижних чина было ранено, но не попало в плен (Панчулидзев С.А. Историякавалергардов. СПб., 1903. Т. 3. С. 32). По уточненным А. Васильевым наосновании материалов Российского государственного военно-исторического архиваданным о потерях гвардии при Аустерлице (РГВИА. Ф. 25. Оп. 1/160. Д. 1658. Л. 2—21; д. 1660. Л. 2—7; Д. 1661. Л. 2—3), безвозвратные потери нижних чинов — 80 рядовых и 4человека унтер-офицерского состава, всего Кавалергардский полк потерялвыбывшими из строя (убитыми и ранеными) 252 человека: 13 офицеров (2 убиты, 11ранены, из них 7 взято в плен) и 252 нижних чина, из них 226 строевых. Средипопавших в плен — изображаемые ниже Толстым полковник Репнин и корнет Сухтелен;в плен с семью ранами был взят также 19-летний поручик Евдоким ВасильевичДавыдов 3-ий — брат гусарского офицера, литератора и будущего героя войны 1812 г. Д.В. Давыдова. См.: Васильев А. Русская гвардия в сражении при Аустерлице 20 ноября (2декабря) 1805 года. Часть вторая // Воин. № 4. //http://www.genstab.ru/auster_02htm.
Жизньи нравы старой Москвы
Одноиз московских семейств, упоминаемое в разговорах Ростовых, — Архаровы. Этореально существовавшая московская дворянская семья. Известной личностью былНиколай Петрович Архаров (1740—1814) — московский обер-полицмейстер (1775) игубернатор (1782—1783), генерал от инфантерии (с 1796 г.); гостеприимством славился его брат Иван Петрович (1744—1815), генерал от инфантерии, московскийгенерал-губернатор в 1796—1800 гг., который, по словам мемуариста литератораМ.А. Дмитриева, имел репутацию «почти вельможи». (Дмитриев М. Главы извоспоминаний моей жизни / Подготовка текста и комментарии К. Г. Боленко, Е. Э.Ляминой, Т. Ф. Нешумовой. М., 1998. С. 203). Москвич С.П. Жихарев, чей дневникбыл одним из источников «Войны и мира», записал 18 апреля 1805 г.: «Объездил всех но от Ивана Петровича Архарова и его семейства просто в восхищении.Пусть толкуют, что хотят, а без сердечной доброты невозможно так радушно иласково принимать людей маловажных и ни на что не нужных». 18 мая 1806 г. Жихарев записал: «Был у И. П. Архарова: веселый приют! Что за добрейшее семейство!Радушно, приветливо, ласково, а о гостеприимстве нечего и толковать» (ЖихаревС. П. Записки современника / Редакция, статьи комментарии Б. М. Эйхенбаума. М.;Л., 1955. С. 161, 214). Жена Архарова — Екатерина Александровна (ур.Римская-Корсакова, 1755—1836). О хлебосольстве и радушии Архарова ходиланекдот: «Иван Петрович Архаров имел своего рода угощение. Встречаяпочетных или любимейших гостей, говорил он: “Чем почтить мне дорогого гостя?Прикажи только, и я для тебя зажарю любую дочь мою”» (Вяземский П. А. Стараязаписная книжка // Вяземский П. А. Полное собрание сочинений. СПб., 1883. Т. 7.С. 370).
УИ.П. Архарова устраивались домашние спектакли.
На«московских» страницах «Войны и мира» упоминается Саломони – оперная артистка, котораявыступала зимой 1805 / 1806 г. в Москве в составе труппы немецкого театра К.Штейнеберга. «Бог даровал ей талант огромный — большой, гибкий и приятный голос,прекрасную наружность и много чувства: нет сомнения, что в серьезныхоперных партиях она может быть первоклассною певицею и актрисою» — записал вдневнике 12 января 1806 г. С.П. Жихарев, бывший заядлым театралом (Жихарев С.П.Записки современника. С. 161).
Какодно из развлечений москвичей Толстой упоминает гуляния в Подновинском.Подновинское (Новинское) — пустырь в Москве, на котором проходили праздничныегулянья на Святой неделе (под Новинским монастырем, упраздненным в XVIII в., междусовременной пл. Восстания и Проточным пер). Позднее на его месте был разбитНовинский бульвар. С.П. Жихарев, сведениями из дневника которого пользовалсяТолстой при написании «Войны и мира», так описывает это гуляние: «Гулянье подНовинским началось блистательно. Время стоит прекрасное; экипажам счета нет икавалькад много» (запись от 12 апреля 1805 г.). — Жихарев С.П. Записки современника. С. 49. «Среди всех развлечений эпохи наиболее объединяющими всеслои общества были знаменитые гулянья, гулянья с их парадными кавалькадами, экипажами, качелями, каруселями, театрами и т. д. и т. д.» — писалисторик русского театра (Всеволодский (Гернгросс) В. Театр в России в эпохуОтечественной войны. СПб., 1912. С. 11). См. описания Новинского гуляния: Москва. Начертание. Пер. с нем. СПб., 1801. С. 42—43; ПыляевМ. И. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. М., 1891.С. 106.
Дремлющийво фланкерской цепи (в охранном оцеплении) накануне Аустерлицкого сражения графНиколай Ростов то ли вспоминает о гусаре с большими усами, то ли видит его вполусне. Этот гусар ехал «против самого Гурьева дома»; вспоминает Николай и о«старике Гурьеве». Здесь Толстой, по-видимому, допускает историческийанахронизм: Гуревым домом («Гурьевкой») назывался роскошный дом, построенный попроекту М.Ф. Казакова на углу Тверской и Малого Гнездниковского переулка длямосковского главнокомандующего А. А. Прозоровского после 1778 г. (вероятно, в 1790—1795 гг.). Он принадлежал позднее княгине Голицыной, затем Куракиной; вруках «богатого помещика Гурьева, который его окончательно забросил», домоказался только в 1840-х гг. «Дом стоял с выбитыми окнами и провалившейсякрышей» (Гиляровский В. А. Москва и москвичи. М., 2002. С. 227). Дом несохранился. Николай Ростов, вероятно, вспоминает о графе (с 1819 г.) действительном статском советнике Дмитрии Александровиче Гурьеве (1751—1825), министреуделов (с 1806 г.), товарище (с 1802 по 1810 гг.) министра финансов. По мнениюЛ.И. Соболева, это «Гурьев Михаил Васильевич — надворный советник, старыймосквич». См.: Толстой Л.Н. Война и мир. М., 2002. Т. 4. С. 342 (указательсобственных имен).
В«Войне и мире» описывается прием, данный московским дворянством генералу князюБагратиону после завершения кампании против Наполеона 1805 г. в Этот прием – факт исторический; одним из его организаторов был дед писателя граф ИльяАндреевич Толстой, прототип графа Ильи Андреевича Ростова. Английском клубе.Английский клуб — аристократический дворянский клуб (основан в Москве в 1772 г.). В описываемое время (с 1802 по 1812 гг.) находился в доме князя Гагарина у Петровских ворот(Страстной бульвар, 15). Толстой упоминает о том, что старый граф «был его(Английского клуба. – А. Р.) членом и старшиною». Членство в Английском клубеосуществлялось посредством выборов (голосования, баллотировки), в которыхучаствовали кандидаты; старшина — член-распорядитель Английского клуба.
Подробноститоржественного обеда заимствованы из дневника С.П. Жихарева (Жихарев С. П.Записки современника с 1805 по 1819 год. СПб., 1859. Ч. 1. Дневник студента. С.328—329; ср.: Жихарев С. П. Записки современника / Редакция, статьи комментарииБ. М. Эйхенбаума. М.; Л., 1955. С. 196—197); Жихарев указывает, чтораспорядителем обеда был старшина Английского клуба бригадир граф ИльяАндреевич Толстой (ум. 1820).
Изображаяэтот обед, писатель описывает чтение торжественного прославляющегостихотворения его автором, поэтом и драматургом Н.П. Николевым (1758-1815) ицитирует фрагмент этой оды. Источник: описание торжественного обеда в дневникеС. П. Жихарева; ср. в современном изд.: Жихарев С. П. Записки современника /Редакция, статьи комментарии Б. М. Эйхенбаума. М.; Л., 1955. С. 196.
Наобеде исполняется «польский: “Гром победы раздавайся, веселися, храбрыйросс...”» — полонез (польский) русского композитора О.А. Козловского(1757—1831) для оркестра и хора на слова Г.Р. Державина, другое название (поначальной строке припева) — «Славься сим, Екатерина…»; с конца XVIII по 1833 г. он выполнял роль русского национального гимна. Упоминает автор «Войны и мира» и о «кантатесочинения Павла Ивановича Кутузова», текст которой приводится по описаниюторжественного обеда в честь П. И. Багратиона из дневника С.П. Жихарева. См.:Жихарев С.П. Записки современника / Редакция, статьи комментарии Б.М.Эйхенбаума. М.; Л., 1955. С. 197. Павел Иванович Голенищев-Кутузов (1767—1829)— сенатор (в 1805—1821 гг.); куратор (в 1793—1829 гг.), затем попечительМосковского университета (в 1810—1817 гг.); автор торжественных од, переводчикантичных поэтов.
Дворянскиеувеселения
Танецс шалью. Влюбленный в Наташу Ростову Денисов говорит, что ради нее готов «рasde сhâle танцевать», то есть танцевать танец с шалью (франц.). Толстой, очевидно,допускает анахронизм — в описываемое время танец, о котором говорит Денисов, ещене имел этого названия. Шаль в начале XIX в. была модным элементом дамскойодежды (вошла в обиход не ранее 1792 г.), обыкновенно носилась на голове, шальносила супруга Александра I Елизавета Алексеевна. «Франция приветствовалаНаполеона, который привез из своей египетской кампании такие шали. Тогда жепоявился и танец с шалью — искусство драпировки в движении стало символомизящества». В танце «дама медленно поворачивалась к публике то лицом, то спиной,поднимая поочередно то правую, то левую руку с зажатым в ней (вполне изящно)концом шали. Каждое новое движение начинается с вытянутого носкаправой или левой ноги. Чтобы шаль была “послушной”, в концы еевшивались тяжелые золотые, серебряные или коралловые шарики. Своеназвание это танец получил не сразу. Его называли танец а-ля грек “в родекотильона”, которым обычно заканчивался бал. Особенностью этогопарного танца было наличие разного рода предметов-сувениров в руках танцующих, которымиони обменивались. Шаль заменила собою букет, после чего, к 30-м годам появилосьновое название танца» (Кирсанова Р. М. Русский костюм и быт XVIII—XIX веков. М.,2002. С. 136, 142—143). Денисов, очевидно, говорит о более позднем времени, когдатанец перестал быть парным, превратившись в исключительно дамский, сольный (онстал почетной привилегией воспитанниц закрытых учебных заведений). ГусарДенисов хочет сказать: он столь послушен Наташе, что готов танцевать для нее набалу хоть дамский танец.
Описываямосковский бал, Толстой замечает, что повсюду «был, как пух летающий, поправилам искусства расшаркивающийся … Иогель». Толстой описывает искусный танецпосредством реминисценции из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». УПушкина сказано о балерине Истоминой: «Летит, как пух от уст Эола» (гл. 1, строфаХХ). Танцмейстер Петр Андреевич Иогель (1768—1855) давал уроки танцев детям вмосковским дворянских семьях, устраивал детские балы. Он жил в собственном домена Бронной улице, вел танцевальные классы в доме Грибоедовых, обучал поэта И.И.Дмитриева, литератора-просветителя и известного масона Н.И. Новикова; у негоучился Д.Н. Свербеев, упоминающий его в своих мемуарах: Свербеев Д.Н. Записки(1799—1826). М., 1899. Т. 1. С. 211. А.С. Пушкина и его сестру Ольгу (взамужестве Павлищеву) родители «возили по четвергам на детские балы ктанцмейстеру Иогелю, переучившему столько поколений в Москве» (Воспоминания одетстве А.С. Пушкина (со слов сестры его О.С. Павлищевой), написанные вС.-П.-бурге 26 октября 1851 // Пушкин в воспоминаниях современников. СПб., 1998.Т. 1. С. 33). Спустя многие годы на балу у Иогеля Пушкин в первый раз увиделюную Наталью Гончарову (Долгорукова Е. А. Рассказы о Пушкине, записанные П.И.Бартеневым // Там же. Т. 2. С. 141).
Карточнаяигра
Изображаякарточный поединок между Николаем Ростовым и Долоховым, писатель говорит онамерении Ростова *** «идти углом от трех тысяч рублей, только что данных ему».Речь идет об удвоенной ставке, о желании идти, ставя куш на две карты привыигрыше. См.: Чернышев В. И. Темные слова в русском языке // Чернышев В. И.Избранные труды. М., 1970. С. 310—314.
Вовремя игры Николай Ростов «покорно отогнул угол». Загибание угла на картеозначало удвоение ставки, отгибание — отказ от удвоения. Ростов, хотевшийудвоить ставку в 3 тысячи рублей, по настоянию Долохова отказывается от этого иставит всего лишь двадцать один рубль. «Л. Толстой как бы вскрывает психологиюромантика банкомета. Долохов захватывает власть над волей Ростова и испытываетдвойное удовлетворение: он мстит счастливому сопернику и одновременно насыщаетромантическую жажду власти и подавления другой личности, столь знакомую, например,Печорину», — так характеризует поведение двух игроков Ю.М. Лотман. (Лотман Ю.М.Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — началоXIX века. С. 150). Но соображения Ю.М. Лотмана, что с чувством раздавленности вдуше Ростова сливается восторг упоения гибелью, «края», сливающийся воедино снаслаждением от пения Наташи, принять никак нельзя. Отношение Толстого (бывшегов молодости азартным игроком и проигравшего однажды огромную сумму) кромантическому азарту карточной игры в «Войне и мире» — это неприятие иотторжение; пение Наташи воскрешает, спасает от гибели, в которую втягиваетигра (Николай после проигрыша думает о самоубийстве). См. точный и тонкийанализ этого эпизода: Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого «Война и мир // Войнаиз-за «Войны и мира»: Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике илитературоведении. СПб., 2002. С. 356—358.
Народныеигры и гадания
МладшиеРостовы вспоминают, «как мы катали яйца в зале». — катание яиц — «игра, приуроченнаяк весне, главным образом ко времени между Пасхой и 23 апреля (старого стиля. —А. Р.). Это магическое оплодотворение земли и символ созревания семян, которыеподобны яйцам. Яйца катают на земле, по наклонной плоскости. Выигрывает тот, чьеяйцо прокатится дальше№ те чужие яйца, которые катящееся яйцо при этом заденет,переходят к игроку, бросившему это яйцо» (Зеленин Д.К. Восточнославянскаяэтнография / Пер. с нем. К.Д. Цивиной. М., 1991. С. 380—381).
Служанкасообщает Наташе: «Барышня, петуха принесли». Петух нужен для святочного«гаданья на курицах». «Сняв с насеста курицу, чаще петуха, приносят в тукомнату, где заранее приготовлены на полу в трех мисках вода, хлеб, золотые, серебряныеи даже медные кольца, серьги и другие мелкие вещи.
Птицупускают на пол и смотрят: какую вещь она клюнет или за что примется преждевсего, имея в виду, что птица ночью или вечером бывает слепа и по естественнойпривычке клевать, что попадя, клюнет что-либо из предметов, положенных на полу.
Если гадает одна особа, то понятно, что ей можно гадать на разныемотивы, нор если же гадающих девушек очень много, то приходится задумыватьиначе. Например курицу или петуха пускают в средину круга, составленного изколец и перстней, принадлежащих разным девушкам. Чье кольцо, перстень илисерьгу клюнет птица, та выдет замуж в течение этого года.
Новыйти замуж вообще не трудно, каково быть замужем? Задается вопросом каждая издевиц.
Если курица или петух станет пить воду, то муж будет — пьяница. Если будет естьхлеб, то муж будет достаточный, когда же примется за уголь, то муж будет бедняк,или, как говорится, прогорит — золотое кольцо клюнет — богач, серебряное —достаточный, медное — скудный по труду, иногда волокита» (Забылин М. Русскийнарод. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990. (Реприннтноевоспроизведение изд.: М., 1880). С. 16—17). Ср. несколько иное толкование:« Гадальщицы раскладывают на столе щепотку крупы, кусок хлеба, ножницы,золу, уголь и ставят миску с водой. Ежели затем петух клюнет крупу или хлеб, тосуженый будет из богатой семьи, ежели ножницы — портной, ежели золу — табачник,воду пить станет — муж будет пьяница, а если уголь вздумает клевать — тодевушка не выйдет замуж совсем». (Максимов С. В. Куль хлеба. Нечистая, неведомаяи крестная сила. Смоленск, 1995. С. 503).
ЛюбовьНаташи к святочным гаданьям соотносит ее с «русской душою» Татьяной Лариной изромана в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Рассказываяо святочных гаданиях у Ростовых, писатель упоминает: «Они тихо лили воск». Этогадание на воске. « Льют воск в воду и, по вылитым фигурам, заключаюто своем жребии, о счастье, несчастье, неудаче, урожае или голоде» (Забылин М.Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. С. 19).
Упоминаетавтор «Войны и мира» также о том, что для некоей игры или гадания «принесликольцо, веревочку и рублик». Эти предметы нужны для святочной игры, превратившейсяиз гадания в развлечение: «в собрании девиц, дам и мужчин тихонько дают кольцо, и оно передается тайком от одного к другому из сидящих рядоми смежно между собою, предоставляя кому-нибудь из мужчин или девушек искать этокольцо при пении обрядовой песни, пока не найдется в чьей-либо руке искомое.Пойманный в сокрытии вещи свою очередь начинает отыскивать, и так далее»(Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. С.15—16). Игра с рубликом описана в «Воспоминаниях» Толстого: «Это было на святках, в то время, как мы, дети, и несколько дворовых в зале играли и“пошел рублик” . Один ходил и должен был найти рубль, а мы перепускалиего из рук в руки, напевая: “пошел рублик, пошел рублик”».
Соняпризнается Наташе, что более всего боится гадать в бане: «Нет, в бане гадать, вотэто страшно!» И неслучайно: баня почиталась нечистым местом, в котором обиталибесы. Гадание в бане было не только страшным (верили, что девушка призываланечистого духа и он ей являлся, открывая будущее), но и — с точки зрениянравственных правил, определяющих поведение девушки-дворянки — неприличным.« Девушки отправляются в баню, завернув подол на голову, обнажаютягодицы, пятясь, входят в баню и приговаривают: “Мужик богатый, ударь по ж…рукой мохнатой!” Если к телу прикоснется волосатая рука, жених будет богатым, еслибезволосая и жесткая, он будет бедным и лютым, если мягкая — у него будетмягкий характер. Выбежав из бани, девушки голыми ложатся вснег, а назавтра разглядывают свой отпечаток: если на нем окажется след, девушкавыйдет замуж и т. д.». (Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. С. 404).Ср. несколько иное описание обряда С.В. Максимовым: «В ночь под Новый год, девушкитолпой тихонько пробираются к овину и каждая, подняв сарафан, становитсязадом к окошечку, выходящему из ямы овина, и говорит прерывающимся голосом:“Суженый-ряженый, погладь меня”. Проделав это, девушки идут в овраг, гденаходится баня, снимают с себя кресты и сеют золу, которую потом каждая из нихвысыпает отдельное кучкой возле печки. Здесь они проделывают то же самое, что уокна овина, только подходят к челу печки передом — и тоже просят суженогопогладить их. … Гаданье в бане заканчивается тем, что, насыпав кучкизолы, девушки на другой день идут смотреть в баню: если на кучке заметен следног в сапогах — то девушка выйдет за богатого, если в лаптях — за бедного, если,наконец, будут видны следы от удара кнутом — то муж будет сердитый и будет битьжену» (Максимов С. В. Куль хлеба. Нечистая, неведомая и крестная сила. С.504—505). При гадании в бане девушки снимали крест, так как вступали в нечистоеместо и призывали беса (или по сути тождественного ему духа банника).
Позамечанию С.В. Максимова, «обычай вызывать своего суженого и, в особенности, такназываемые “страшные” гадания довольно заметно отражаются на душевном состояниигадальщиц. Почти на протяжении всех святок девушки живут напряженной, нервнойжизнью. Воображение рисует им всевозможные ужасы, в каждом темном углу имчудится присутствие неведомой, страшной силы, в каждой пустой избе слышитсятопот и возня чертей, которые до самого Крещенья свободно расхаживают по землеи пугают праведный люд своими рогатыми черными рожами. Это настроениеподдерживает не только самое гаданье, но и те бесконечные рассказы о страшныхприключениях с гадальщицами, которыми запугивают девичье воображение старухи ипожилые женщины, всегда имеющие про запас добрую дюжину страшных историй» (Тамже. С. 478).
Упоминаетписатель и «принесенные Дуняшей (служанкой. – А. Р.) зеркала». Зеркалаиспользовались в святочном гадании. «Вечером берут два зеркала иустанавливают одно против другого, освещая их при помощи двух свеч с того идругого края.
Особа,севшая гадать, должна смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляясвой взор в конец представившегося ей коридора, образовавшегося от двух зеркал,направленных одно против другого» (Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды,предания, суеверия и поэзия. С. 24). Считается, что девушка должна увидеть взеркале духа, принявшего облик ее суженого.
ПьерБезухов и масоны
Напочтовой станции, ожидая лошадей, Пьер встречает человека с «большим чернымперстнем с изображением адамовой головы», который оказался видным масоном.Голова, череп праотца Адама — масонский символ.
Вразговоре с незнакомцем выясняется, что он принадлежит «к братству вольныхкаменщиков.». Вольные каменщики — русский перевод полного названия масонов(по-французски «franc-maçons»). Это название связано с преемственностью(чисто формальной и даже номинальной) масонов по отношению к средневековымцехам каменщиков и с масонской легендой, возводившей обрядность, символику иучение масонства к тайному знанию строителей Иерусалимского храма во временаизраильского и иудейского царя Соломона: одним из основоположников масонствасчитался великий строитель Соломонова храма Адонирам (Гирам, Гирам-Абиф, Хирам).
Источникомсведений Толстого о масонстве являются преимущественно масонские рукописи изсобрания Румянцевского музея (ныне — в составе Российской государственнойбиблиотеки); Толстой изучал их в ноябре 1866 г. «После кофию пошел в Румянцевский музей и сидел там до 3-х, читал масонские рукописи — очень интересные» (письмо С. А. Толстой от 15 ноября 1866 г.; ср. письмо от 16 ноября того же года). Заявляя в процитированном выше письме жене: «грустно,что все эти масоны были дураки», в других случаях Толстой признавался, что емуглубоко симпатично и родственно нравственное учение масонов. Описание масонскойсимволики и обрядов в «Войне и мире» отличается большой точностью. См.:Бурышкин П.А. Масонство в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» // Масонство ирусская литература / Сост. В.И. Новиков. М., 1998. С. 344—350. Однакопредположение П.А. Бурышкина о принадлежности самого Толстого к масонампредставляется фантастичным. См. также: Пугачев В.В. К историческому фону«Войны и мира» (Масоны в России в первой четверти XIX века) // Л. Н. Толстой:Статьи и материалы. Горький, 1966. Вып. 6. В Государственном музее Л.Н.Толстого (Москва) хранятся писарские копии большей части масонских документов, использованныхпри написании «Войны и мира» (№ рук. 68019). См. о них: Щербаков В.Н.Неизвестный источник «Войны и мира» («Мои записки» масона Н.Я. Титова) // Новоелитературное обозрение. 1996. № 21. С. 131.
Старикмасон, с которым познакомился Пьер, призывает Безухова «очистить и обновитьсвоего внутреннего человека». «Внутренний человек» — духовный, первозданныйчеловек, противопоставленный плотскому — одно из главных понятий масонскойрелигиозной философии. Согласно мистическим представлениям масонства, человеческое«Я» состоит из двух существ — «человека внешнего» и «человека внутреннего».Масон должен прилежать в победе и осуществлении в себе «внутреннего человека».
СобеседникПьера желает познакомить его с графом Вилларским. Это вымышленное имя, напоминающееимя одного из известных масонов александровского царствования — графа МихаилаЮрьевича Вильегорского (Виельгорского, 1788—1856). См. об этом: Апостолов Н.Лев Толстой над страницами истории: Историко-литературные наблюдения. М., 1926.С. 106. Однако значительную роль в русском масонстве Вильегорский (отдавший, впрочем,предпочтение масонским пирам и дружескому общению над мистическими занятиями)стал играть только в 1810-е гг. Вильегорский, ученик известного масона О. А.Поздеева, возглавил ложу «Палестина» (официально, после так называемойинсталляции, — с 1813 г.), был мастером стула (начальником) ложи «Трехдобродетелей», входил капитул Феникса, в руководство образованной в 1815 г. Великой ложи «Астрея».
Наконец,Пьер узнает имя своего собеседника — Осип Алексеевич Баздеев. Имя и отчествоэтого персонажа, сыгравшего неоднозначную роль в нравственной эволюции графаБезухова, совпадают с именем и отчеством, а фамилия похожа на фамилияизвестного масона, приверженца мистического начала в масонстве, строгогонаставника Осипа (Иосифа) Алексеевича Поздеева (1746—1820). В доме Поздеева вМоскве проходили собрания ложи «К Мертвой Голове» (1806—1809). Как и Баздеев, Поздеевстал масоном еще во время, когда одним из наиболее влиятельных московскихвольных каменщиков был Н.И. Новиков (1780 — начало 1790-х гг.), и был духовносвязан с Новиковым и его друзьями и единомышленниками. Был принят в масонскуюложу в 1785 г. «В качестве последнего оставшегося в живых розенкрейцера(приверженца т. н. «научного» масонства, увлеченного алхимическими ипарамедицинскими исследованиями. — А. Р.) он пользовался громадным уважениемсреди масонов начала следующего века и, кажется, играл тогда немаловажную рольв масонстве, похожую на роль высшего орденского начальника» (Семека А.В.Русское масонство в XVIII веке // Масонство в его прошлом и настоящем / Подред. С.П. Мельгунова и Н.П. Сидорова. М., 1991. Т. 1. [Репринтное воспр. изд.:М., 1914]. С. 160, примеч. 1).
СоотнесенностьБаздеева с Поздеевым указана в статье: Полнер Т.И. «Война и мир» Л. Н. Толстого// «Война и мир»: Сборник. М., 1912.
Толстойпишет, что Баздеев принадлежал к числу «мартинистов еще новиковского времени».Мартинистами называли масонов — духовных последователей учения Мартинеса деПаскуале (Паскалиса) и его приверженца и продолжателя маркиза Луи-Клода деСен-Мартена. «Термин “мартинизм”, произошел, по-видимому, от имени Мартинесе де Паскуале, но часто связывался с именем его последователя Луи-Клодаде Сен-Мартена, одного из самых популярных мистических авторов XVIII столетия»(Зорин А. Кормя двуглавого орла… Литература и государственная идеология вРоссии в последней трети XVIII — первой трети XIX века. М., 2001. С. 200, примеч.2). Мартинизм в религиозно-философском отношении был своеобразным мистическимпантеизмом с элементами гностицизма; в этике мартинизма главное — подчинениелюбви как деятельной и разумной причине. Николай Иванович Новикóв(1744—1818) — один из наиболее влиятельных московских масонов в 1780-х гг.;писатель-сатирик, журналист, книгоиздатель. В 1792 г. после начала гонений на масонство был арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость; былосвобожден в 1796 г. при Павле I.
Описываяобряд посвящения Пьера в масоны, Толстой весьма точно следует указанияммасонских руководств (обрядников). Так, писатель упоминает, что, «взяв из шкафаплаток, Велларский положил его на глаза Пьеру». Платок (повязка, закрывающаяглаза) в масонской символике означал тайну, таинственный мрак и темнотуневежества, от которой должен был прозреть посвящаемый (профан). Как изъяснялобрядоначальник посвящаемому, «повязка, наложенная тогда на ваши глаза, заградилато чувство, которое едва ли не более прочих развлекает наше внимание, дабы вы, устраняясьот наружных вещей, всего себя обратили внутрь себя к источнику вашей жизни иблаженства» (Соколовская Т. Обрядность вольных каменщиков // Масонство в егопрошлом и настоящем / Под ред. С.П. Мельгунова и Н.П. Сидорова. М., 1991. Т. 2.[Репринтное воспр. изд.: М., 1915]. С. 88—89).
Толстойточно описывает обряд посвящения в масоны (в низшую, ученическую степень), принятыйв так называемом масонстве трех степеней (иоанновском, или английском, называемомтакже по приверженности лазоревому цвету в символике одеяний голубым). См.описание обряда посвящения: Соколовская Т. Обрядность вольных каменщиков. С.86—95.
Пьер,проходящий обряд посвящения, видит лампаду и вдруг замечает, что «то белое, вчем горела лампада, был человеческий череп». Череп и гроб с костями (или с«искусно подделанным мертвецом с признаками тления») символизировали вмасонстве тление, смерть, поверженного во грехе человека; слабый огонь —духовное начало, мерцающее в человеке, открытая Библия — истину и светбожественного Слова. Ср. изъяснение этих символов, даваемое обрядоначальником:«Вы посажены были в мрачную храмину, освещенную слабым светом, блистающимсквозь печальные тленного остатки человеческого существа, помощью сего малогосияния вы не более увидели, как токмо находящуюся вокруг нас мрачность и вмрачности сей разверстое Слово Божие. Человек наружный — тленен имрачен, но внутри его есть некая искра нетленная » (Соколовская Т. О.Обрядность вольных каменщиков. С. 88).
ВзглядПьера останавливается на одеяниях масонов. У них «закрытые кожаными перчаткамируки». Перчатки (белого цвета) обозначали в масонской символику чистоту нравов,«чистоту рук». Масон носит «белый кожаный фартук». Это запон, из кожи ягненка, обозначавшийв масонской символике чистоту помыслов и невинность. У масона «на шее былонадето что-то вроде ожерелья». Вероятно, речь идет о цепи, на которой моглиноситься либо изображения общих масонских символов (циркуль, наугольник и др.),либо знаки масонских лож.
Обрядоначальник(ритор) повелевает Пьеру: «В знак повиновенья прошу Вас раздеться. — Пьер снялфрак, жилет и левый сапог по указанию ритора. Масон открыл рубашку на его левойгруди … подал ему туфлю на левую ногу». Снятие одежд, отличий земной жизни, означалоотвержение гордыни; отдача денег означала щедрость. Левым обнаженным коленомпри обряде посвящения посвящаемый должен стать на подушку перед подобием алтаря— жертвенником. Открытая грудь у сердца означала у масонов открытость помысловперед Богом и перед братьями-масонами.
Масонкасается «обнаженной груди» Безухова «шпагой». Шпага как подобие меча; меч, указующийна обнаженное сердце, в масонской символике означала справедливость как один изсамых строгих законов в мире; если в сердце у посвящаемого скрываетсянесправедливость, плоды ее найдут его в будущем. Также приставление меча ксердцу ассоциируется с закланием в посвящаемом бренного человека, сжертвоприношением. Одновременно это напоминание о каре Божией, ждущейпосвящаемого, если в будущем он нарушит клятвы, даваемые ордену, и выдаст еготайны.
Безуховслышит «масонские стуки молотков». Стук молотков символизировал, в частности, испытания,выпадающие посвящаемому, новому брату. Молоток — в масонской символике орудиедуховного труда, используемое для отсечения «ненужного материала»; обычныймасонский молоток — это молоток каменщика с нерабочей стороной обуха, служащейдля того, чтобы работать ей как клином для расщепления камня. Символизировалсовесть, искру Божества в человеке.
Безуховидет «по какому-то ковру». Этот предмет тоже имел в масонстве символическийсмысл. «Для большей наглядности обряда — начальник расстилал на полу передновичком ковер, на котором были изображены все символы, заключавшие сокровенныйсмысл степени» (Соколовская Т. Обрядность вольных каменщиков. С. 96).
Ещеодин символ — циркуль, приставленный к левой груди. Циркуль в масонскойсимволике означал солнце как символ истины и всеоживляющего духа (головка —диск, ножки — лучи) и высший разум. Циркуль, как и другие инструменты строителя,указывая на святость труда. Циркуль также символ меры, прилагаемой к человеку иего деянием, указующей на сердце как средоточие жизни и духовный центрчеловека. Одновременно приставление циркуля к груди символизировало убийствостроителя Соломонова храма Адонирама, которому нанес смертельный удар циркулемзлой, непослушный и завистливый ученик.
Пьеру,глаза которого закрывала повязка, говорят, что «он увидит малый свет». Согласномасонским обрядникам, посвящаемому сначала открывалась часть истины («малыйсвет»), а затем, после исполнения собственно обряда посвящения, сама истина(«свет»).
Онвидит: «в стене была вделана горящая звезда». «Блистающая или пламенеющаязвезда знаменовала “Дух”, наполняющий всю природу, жизненную силу, ум, освещающийдеяние масонов, направляющий их искания на верный путь. “Наподобие Вифлеемскойзвезды, она указует путь к Истине и символически представляет наше шествие кЗиждителю мира (к Создателю, к Богу. — А. Р.)”, говорил ритор» (Соколовская Т.Обрядность вольных каменщиков. С. 96).
«Семьбольших… подсвечников», которые видит Пьер, символизировали семь столповСоломонова храма, семь добродетелей — даров Духа Святого, небесное жилищеПремудрости, семь светил, планет, известных ко времени установления масонскойобрядности (в их число не включалась Земля).
Пьерунужно «получить лопату». Лопатой Толстой, передавая недоумение и растерянностьПьера и иронически описывая масонский обряд, называет лопаточку (мастерок) —инструмент каменщика, означающий снисхождение к слабостям других людей истрогость к себе; лопаточка также символизировала работу по распространениюсвязующего «цемента» братской любви.
Символичныв масонстве и упоминаемые далее «солнце, луна … отвес … дикий камень икубический камень, столб, три окна». Солнце в масонской символике означалоистину, мужество, правосудие, действующую силу в мире, всеоживляющий дух, масонскийорден; луна означала чистую любовь, материю, природу, а также Христа и истину.Отвес означал равенство; дикий камень — грубую нравственность, хаос; кубический— нравственность «обработанную». Столб в масонской символике мог означатьмудрость, силу, красоту. Число три в масонской символике означает веру в Христа,надежду на спасение, любовь ко всему человечеству; совершенствоване сердца, ума,духа; дух, душу, тело; Святую Троицу; три степени посвящения (ученик, товарищ[подмастерье], мастер) в иоанновском масонстве.
Здесьже говорится о «великом мастере», как именовался управляющий союзом масонскихлож, Великой ложей, в подчинении у которой находился ряд других лож.
Пьеруобъясняют: «В наших храмах мы не знаем других степеней … кроме тех, которыенаходятся между добродетелью и пороком». В этих словах утверждается истинностьиоанновского масонства в сравнении с его конкурентом — масонством такназываемых «высоких степеней» (так называемое шотландское масонство, шведскаясистема и т.д., принятые частью русских масонов), в котором число степеней быловесьма велико. Приверженцы масонства «высоких степеней» утверждали, что полнотаистины может быть открыта только возведенным в высокие степени.
Пьеруобъясняют: «Обрящеши следы древнего, утраченного тобой величества». Речь идет огрехопадении Адама; согласно представлениям, принятым среди масонов, «падениеАдама было тройственное: по духу, душе и телу» (Соколовская Т. Обрядностьвольных каменщиков. С. 100).
Вскореи сам граф Безухов стал влиятельным масоном. Он «устроивал столовые инадгробные ложи» — пиршественные и поминальные масонские собрания, а также«заботился о соединении различных лож и о приобретении подлинных актов».Имеются в виду усилия по приобретению подлинных, часто древних актов(на самомделе никогда не существовавших) — установлений и обрядников, которымируководствовались старинные ложи. Деятельность такого рода составляла одно изпостоянных занятий масонов, возводивших свое происхождение к временам далекойдревности (фактически же масонство возникло в Англии в XVII в.). Русские масоныстремились к приобретению подлинных актов от материнских европейских лож.
Толстойпишет занимавших масонах вопросах – «о тройственном имени Бога, или о трехначалах вещей — сере, меркурии и соли, или о значении квадрата и всех фигурхрама Соломонова». Здесь говорится о мистических и алхмимических исканияхмасонов. Масоны принимали учение о трех началах Божественного Существанемецкого мистика Якоба Бёме (1575—1624); в представлении Я. Бёме, божественноетриединство проявляется во всех вещах мира. Для масонов проявлением триединогоБожества были для них и три Лица Троицы — Бог-сын, Бог-отец, Святой Дух, и триветхозаветные имени Бога — Элогим (Элохим), Адонаи и Иегова (Яхве), и три имениБога, взятые из разных религий, — Иегова, Юпитер, Господь. Учение о трехначалах вещей, о трех первоэлементах, — сере, меркурии и соли — одна из идейалхимии, эта идея встречается и в сочинениях Я. Бёме; меркурий — алхимическоеименование ртути. Храм Соломона — символ духовного храма, обновленногочеловечества; храм, воздвигнутый по повелению израильско-иудейского царяСоломона, — прообраз этого иносказательного храма.
Черезнекоторое время Пьер «поехал за границу для посвящения себя в высшие тайныордена» — потому что русские ложи подчинялись или должны были подчинятьсяВеликим ложам, находившимся в Западной Европе, из которой масонствораспространилось в России в XVIII в.
Однако«братья» – масоны уличили его в «опасных замыслах иллюминатства… —иллюминатство (иллюминаты, «просветленные» — лат.) — течение (орден), созданныйв Германии (в 1776 г.) Адамом Вейсгауптом (1748—1830). Целью ордена былинравственное совершенствование и просвещение, парадоксальным образомсоединенные с тактикой конспирации и принципами тайного общества; в ордена былаустановлена железная дисциплина. Ходили слухи, что иллюминаты добивалисьсвержения монархии и установления республиканского правления. Орден былбезосновательно заподозрен в организации заговора, на иллюминатов делалисьдоносы, и в 1784—1785 гг. орден был запрещен.
Масонскийдневник Пьера, записи из которого приводит Толстой, отчасти навеян книгойИоанна Масона «О познании самого себя», переведенной на русский язык известныммасоном из круга Н.И. Новикова И.П. Тургеневым. Указано А.Е. Грузинским. См.:Толстой Л.Н. Война и мир. М.; Л., 1928. Т. 2. С. 313. Как установил В.Н.Щербаков, дневник Пьера Безухова — это слегка измененные Толстым реальныедневниковые записи масона П.Я. Титова, ученика Поздеева. Дневник Титова изаписи дневникового и мемуарного характера, использованные Толстым, хранится вОтделе рукописей Российской государственной библиотеки (ф. 147, ед. хр. 1967);их писарские копии, составленные по просьбе Толстого, — в Государственном музееЛ.Н. Толстого (№ рук. 68019). См.: Щербаков В.Н. Неизвестный источник «Войны имира» («Мои записки» масона П.Я. Титова) // Новое литературное обозрение. 1996.№ 21. С. 130—151, в статье опубликованы записи Титова и дано их сопоставление сдневником Пьера.
Водной з записей Пьера сказано: «Я сделал ему знак рыцарей Востока иИерусалима». Для распознавания в другом члена ордена и для демонстрации вольнымкаменщикам своей принадлежности к братству масоны употребляли, в частности, особенныезнаки, неведомые непосвященным. Каждая масонская степень имела свой особыйзнак. Название «Восток» в масонском языке символично, оно означает высшуюмудрость, избранную Землю, Истину, высшее правление ордена. Аналогичным было изначение названия «Иерусалим». Рыцари Востока и Иерусалима — так именоваласьстепень 6-я степень (открывающая раздел рыцарских степеней, 3-й раздел виерархии масонских степеней); иное название — братья стуарты (так называемаяшведская система). См.: Соколовская Т. Масонские системы // Масонство в егопрошлом и настоящем. Т. 2. С. 76. Существовала масонская организация сназванием Капитул Рыцарей Востока и Иерусалима (другое название КапитулаФеникса).
Пьерупоминает «прусские и шотландские ложи». Здесь подразумевается не столькотерриториальная или государственная принадлежность ложь, сколько ихустановления и обрядность этих масонских обществ (лож). Прусские ложи, —очевидно, система «Observantia Stricta» («Строгого Послушания», лат.), возникшаяна основе шотландской системы; ее приверженцы утверждали, что эта система ведетпроисхождение от средневекового рыцарского ордена тамплиеров (храмовников);была многостепенной, утверждалось, что высшее сокровенное знание даруетсясостоящим в высоких степенях. Получила именование прусской, посколькуукоренилась в Германии и, в частности, в Пруссии, где проходил, в частности, съезд 1773 г. Шотландская система («красное», или андреевское масонство) —многостепенная система; название связано с ее формированием в кругах, близких кбывшей шотландской королевской династии Стюартов, претендовавшей на английскийпрестол и имевшей приверженцев среди населения Шотландии.
Водной из записей Пьера упомянут «великий квадрат мироздания». Квадрат вмасонской символике означает мир с четырьмя сторонами света; может такжеозначать четыре стихии материального мира (огонь, вода, земля, воздух) и т.д.
Такжесреди записей дневника есть такая: «тройственное и седьмое число суть основаниевсего». Символическое значение чисел «З» и «7», свойственное различныммифологическим, религиозным и философским традициям, было очень значимо и длямасонов. Не менее значимы и «семи столбов и ступеней храма». Семь столбов исемь ступеней имеют символическое значение; в частности, это семь добродетелей,которые были названы Пьеру при посвящении в вольные каменщики. Семь столбов(столпов) храма — образ из библейской Книги Притчей Соломона (9: 1).
Вдневнике Пьер использует такое масонское понятие, как «Великий Архитектонприроды». Это Великий Зодчий (Строитель) природы, одно из наименований Бога вмасонском языке. Правильнее было бы «Архитектор».
Вдневнике Пьер записал свой сон, в котором видел, что оказался «вдруг окруженсобакама». Как указал В.И. Щербаков, образы собак, окружающих Пьера, отсылают кБиблии: «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки моии ноги мои» (Пс. 21: 17). См.: Щербаков В.И. Неизвестный источник «Войны и мира»(«Мои записки» масона П.Я. Титова). С. 149, примеч. 20. Непосредственно этиобразы заимствованы из записи Титова об увиденном им сне.
ОписываетПьер и иные сонные видения, замечая, что «эти картины представляют любовныепохождения души с ее возлюбленным». Эта запись заимствована Толстым из дневникамасона Титова. По убедительному толкованию В.И. Щербакова, «в сновидении Титова(получил отражение миф об Амуре и Психее (женской персонификации души. — А. Р.),широко известный в разработке Апулея и Лафонтена. В России наибольшейпопулярностью пользовалась версия И. Ф. Богдановича. Здесь имеют место прямыеассоциации с поэмой последнего “Душенька”, первая книга которой вышла подзаглавием “Душинькины похождения” (1778)». — Щербаков В.И. Неизвестный источник«Войны и мира» («Мои записки» масона П.Я. Титова). С. 149, примеч. 16.
ВидитПьер и некую девицу, которую воспринимает как «изображение Песни Песней». Этообраз возлюбленной (Суламиты) из ветхозаветной библейской Книги Песни песнейСоломона; возможно, изначально Песнь песней — цикл свадебных песен. «Мирской илюбовный характер книги вызывал немалые сомнения возможности ее аллегорическогоили богословского толкования, тем более что в ней отсутствуют упоминания имениБожиего. Кажется, что она была включена в канон (еще в иудаизме. – А. Р.) лишьблагодаря настойчивости выдающегося иудейского богослова раби Акибы» (АлексеевА. А. Песнь песней в древней славяно-русской письменности. СПБ., 2002. С. 9). Виудаизме Песнь Песней истолковывалась как иносказание союза, любви Бога иизбранного народа — евреев. Книга была включена в христианский библейский канон,в христианской традиции толкования Библии вслед объяснялась как иносказательноеизображение союза Бога и Церкви (богослов Ипполит Римский, ок. 170—236), ИисусаХриста и души (богослов Ориген, ок. 185—254). Образ возлюбленной — невестыистолковывался также в соотнесенности с Богоматери (службы на Рождество иУспение Богоматери и на Благовещение, проповеди Амвросия Медиоланского, ок.339—397). В русской традиции, по-видимому, уже с XII в. был известен переводПесни песней с толкованиями Ипполита Римского, Филона Карпафийского (ум. 410), ГригорияНисского (331—394) и других богословов. См.: Алексеев А. А. Песнь песней вдревней славяно-русской письменности. С. 10, 52, 54—55, 58. См. также: Фаст Г., прот. Толкования на книгу Песнь песней Соломона. Красноярск, 2000.
ПьерБезухов, несомненно, размышляет над образом девицы из Песни песней именно такимобразом. В символическом плане «Войны и мира» ее появление в сне Пьера —предречение дарованной Богом встречи с Наташей и их семейного союза. Вчерновиках «Войны и мира» на это есть прямое указание: «И будто я знаю, что этадевица есть никто другая, как [она Ростова] меньшая графиня Ростова и вместе стем знаю, что это есть изображение Песни песней» (Литературное наследство. М., 1983.Т. 94. С. 468).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/