Идейно-художественное своеобразие комедииН. В. Гоголя «Ревизор»
Водном из своих писем Н.В. Гоголь, комментируя пьесу «Ревизор»,которая была неоднозначно принята в русском обществе после ее появления впечати и на театральной сцене, писал: " В «Ревизоре» я решилсясобрать в одну кучу все дурное и одним разом посмеяться над всем".
Этотзамысел нашел блестящее воплощение в пьесе. Писатель практически отказываетсяот традиций классицизма и создает социально-политическую комедию, котораяпредставляет собой широкую картину чиновничье-бюрократического правления вРоссии тридцатых годов, где царствует, по словам В.Г.Белинского, “корпорацияразных служебных воров и грабителей". Завязкой и сюжетным конфликтом впьесе являются не семейные и любовные обстоятельства, не частная жизнь людей, асобытие общественного значения.
Вобразе мелкого петербургского чиновника Хлестакова Гоголь воплотилхлестаковщину — особое порождение российского сословно-бюрократического строя.Ведь этот человек не просто выдает себя за того, кем он хочет быть, но кем неявляется и никогда не будет. От этого изображения он имеет материальную выгоду,а значит, своеобразно превышает свои права и полномочия.
«Ревизор»отличается не только своеобразием жанра, но и оригинальностью композиции.Например, вопреки всем предписаниям и нормам, действие в комедии начинается сотвлекающих событий, с завязки. Гоголь, не теряя времени, не отвлекаясь начастности, вводит в суть вещей, в суть драматического конфликта, которыйзаключается в неудавшейся попытке уездных чиновников скрыть от столичногоревизора свои служебные преступления. В знаменитой первой фразе комедии данафабула и ее импульс — страх. «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобысообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». — сообщаетгородничий собравшимся у него чиновникам. Своей первой фразой Гоголь как быочень туго закрутил пружину, которая затем начинает стремительнораскручиваться.
Основакомедийности пьесы — алогизм, излюбленный прием Гоголя-сатирика. В ней, как иво многих произведениях писателя, многое алогично и не поддается объяснению сточки зрения здравого смысла. Как бы поменялись местами городничий и Хлестаков.
Сутькомедийности конфликта состоит в том, что городничий и чиновники сражаются спризраком, который они создали в своем воображении. И здесь снова проявляетсягоголевский алогизм. Глупый Хлестаков сумел обмануть и так ловко провестимногоопытного и умного городничего и еще многих чиновников. Он потому оказалсяхитрее, что был простодушнее, ведь он не собирался обманывать и говорит вгостинице так правдиво и искренне, что городничий даже не сомневается: передним опытный ревизор, который хочет обвести его вокруг пальца. Будь Хлестаков сознательнымлгуном, он оказался бы понятным, и разгадать его было бы проще. Конечно же непоследнюю роль в этом сыграл и всеобщий страх, этот импульс, на которомдержится конфликт в комедии. Именно страх не дает открыть глаза городничему ичиновникам, когда Хлестаков в самоупоении обрушивает на них такой поток вранья,в который трудно поверить даже человеку непросвещенному. Первая реплика, пройдяопределенный путь по окружности, замкнула ее в кольцо а заключительной сценепьесы. Поэтому «Ревизор» имеет «кольцевую композицию», чтоотнюдь не характерно для произведений сценических.
Поражаетсвоеобразие сатирических приемов, используемых Гоголем в комедии. Здесь можновстретить яркие говорящие фамилии: судья Ляпкин-Тяпкин, частный приставУховертов, полицейские Свистунов и Держиморда. Этот сатирический приемзаимствован Гоголем у классицистов. Гоголь выступает тонким мастером речевойхарактеристики героев. Речь каждого персонажа представляет собой законченнуюстилистическую систему, в которой, словно в фокусе, отражается соответствующийхарактер.
Написаннаяболее ста пятидесяти лет тому назад, комедия «Ревизор» не перестаетвосхищать читателей и зрителей резкой сатирой и художественным своеобразием.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/