Подготовил Сергей Голубев
«Большие города истощают государство. Богатство,которое они создают, иллюзорно. Франция была бы куда могущественней, если быПариж исчез с лица Земли».
Жан Жак Руссо. 1762
Сын швейцарского ремесленника-часовщика, Жан Жак Руссо(1712-1778) с детства проникся симпатиями к простому народу, наблюдалпритеснения его богатой знатью города. Позднее его поразило праздноесуществование дворян во Франции, где он поселился. Руссо осуждал распущенностьи расточительность дворянства, призывал к простоте и умеренности, близости кприроде. Отсюда и знаменитый призыв Руссо: «Назад к природе!». В книге «Обобщественном договоре» Руссо воспел тот период в истории человечества, когдаещё не существовало частной собственности, все люди были равны и жили, по егомнению, более счастливо, чем сейчас. Подобно левеллерам в английской революции,он считал, что люди рождаются равными в правах и народ имеет право самустанавливать управление страной и свергать тиранов. В отличие от Монтескьё,Руссо полагал, что для воплощения воли народа и пресечения инакомыслия властьдолжна быть сосредоточена в одних руках и её разделение нецелесообразно. Такжечасто люди вспоминали в речах, на страницах периодических изданий и в листовкахначальную фразу «Общественного договора»: «Человек рождается свободным, а междутем он везде в оковах». Плебей Руссо бунтует против всякого социальногонеравенства. Он писал однажды: «Я ненавижу знатных, я ненавидел бы их ещёбольше, если бы меньше презирал».
Из всего этого видно, что Руссо отражал интересы инастроения широких масс народа – крестьян, ремесленников. Его ошибка состояла втом, что он верил в возможность сохранить мелкую частную собственность, не допускаяразделения общества богатых и бедных. Желая создания общества без феодальногоземлевладения и сословных привилегий, основанного на частной собственности,Руссо на деле выступал за утверждение буржуазного строя. Его идеи стализнаменем революционной мелкой буржуазии.
Известнейшим представителем радикального крылапросветителей Жан Жак Руссо стал после выхода в свет книги под названием«Способствуют ли успехи наук и искусств улучшению нравственности?» Вопрекишироко распространённому в то время мнению, Руссо полагал, что развитиекультуры сопровождается только лишь упадком нравственности и на вопрос,содержащийся в заглавии написанной им книги, он отвечал отрицательно. Втрактате «О науках и искусствах» (1750) он обрушивается на всю современнуюцивилизацию, прежде всего на искусство, которое по его мнению, «обвиваетгирляндами из цветов сковывающие людей железные цепи, сдерживает в нихестественное чувство свободы, для которого они, казалось бы, рождены,заставляет их любить своё рабство».
Если Вольтер был деист, Дидро – атеист, то Руссо,критикуя официальную церковь, формулирует своего рода религию сердца, исповедуякоторую, человек напрямую выходит к Богу, минуя попов и всякие церковныеинституты. Природа и Бог парадоксально сочетались в его философии.
«Чем более я наблюдаю, — писал Руссо, — противодействие естественных сил, тем более убеждаюсь, что, переходя отдействия к действию, приходится всегда восходить до какой-нибудь воли,действующей в качестве их первой причины». И далее: «Это бытие, которое хочет иможет, это бытие, активное через самого себя, словом, это бытие, движущеевселенной и управляющее всеми вещами, я называю Богом».
Если просветители, как правило, обращались кклассическим образцам античности и прославляли в первую очередь Афины – центргреческой цивилизации, то Руссо с восхищением пишет о суровых законах и обычаяхСпарты, где, как известно, не терпели ни поэтов, ни философов. Миф о Прометее,что привлёк в XVIII веке внимание молодого Гёте и стал для него символомцивилизации, совершенно чужд мировоззрению Руссо. Он отвергает эту символику«творчества и созидания». «Какая может быть истина в этих символах, — спрашивает Руссо, — если искусство возникло из роскоши, астрономия – изсуеверия, геометрия – из скупости, физика – из пустого любопытства, и все они –из честолюбия?» Современному человеку могут показаться абсурдными стольневежественные суждения великого человека, но у Руссо была своя логика,подсказанная глубоким неприятием современной цивилизации, основанной нанеравенстве и угнетении.