Духовное перерождение Ниловны в романеГорького «Мать» (Образ Ниловны)
РоманМ.Горького «Мать» — одно из наиболее значительных произведений русскойлитературы начала двадцатого века. На его страницах перед нами предстаетрусское революционное движение, как движение народных масс, героических в своемпорыве.
Роман«Мать» сыграл огромную роль в развитии социального мышления многихпоколений читателей и обозначил новую веху в развитии русской и мировойкультуры. Не случайно «Мать» Горького стала настольной книгой длямногих русский революционеров того времени.
Вцентре повествования — мать Павла Власова Пелагея Ниловна. Произведениепостроено таким образом, что Ниловна является участником или свидетелем всехописанных событий. Если роман «Мать» — это произведение о мучительномпроцессе изживания в людях рабских чувств покорности и страха, о сложномпревращении человека из жертвы в борца, то Ниловна в этом отношении — наиболееяркий и убедительный пример.
ПутьНиловны сложен и противоречив. Женщине, прожившей большую часть жизни впокорности и страхе, не так просто было освободиться от старого. ПелагеяНиловна испытала всю горечь тяжелой участи жены рабочего человека. Она угнетенабедностью, пьяным у грубым мужем, религиозностью, осознанием, что «все такживут». В начале романа мы видим робкую, покорную, забитую подневольнойжизнью, боящуюся людей женщину. Она учит сына спасаться от людей, ибо они«ненавидят друг друга». В этом Ниловна глубоко убеждена. Узнав, чтосын читает запрещенные книги, она сначала испугалась, но потом сердцемпочувствовала, а затем разумом поняла правоту сына и его товарищей.
ГероиняГорького неожиданно попадает в иную среду, в среду людей веры исамопожертвования, в среду преданности делу будущего. Наблюдая за товарищамиПавла, Ниловна поняла, что революционеры — лучшие люди на земле, и она полюбилаих как родных. Сначала она потрясена их неверием в бога, ощущением своей несознательности,недостаточным понимание событий, но все это она преодолевает силой своейматеринской любви. Ниловна охотно начинает выполнять поручения сына, постепенновтягивается в революционную работу. После ареста Павла Ниловна носит на фабрикулистовки, чтобы не остановилось дело, начатое сыном. Постепенно из темного,забитого, безмолвного существа она превратилась в человека, знающего правду иуверенно несущего ее людям.
Уверенностьв том, что она может помочь в революционной борьбе, распрямляет душу Ниловны.Беден был круг ее интересов и привязанностей. Ее интересы, поведение ранее былиограничены бытовыми заботами. Ее любовь к единственному сыну переросла вогромное материнское чувство ко всем борцам за освобождение народа. Такимобразом, смысл заглавия «Мать» расширился, приобретя значениесимвола.
Сознаниетого, что она своими действиями приносит существенную пользу революционнойборьбе, наполняет сердце женщины гордостью, является основой возникшего у неечувства самоуважения. Не только Ниловна гордится своим сыном, но и Павелгордится своей матерью, которая стала ему по духу родной. Эта духовная общностьукрепляет и наполняет глубоким содержанием любовь матери и сына.
Процессдуховного обогащения был сложным и трудным, но она преодолела трудности. В первомагитационном выступлении Ниловны на первомайской демонстрации ее представлениео социальной борьбе еще соседствует с религиозным. Постепенно ее кругозоррасширяется. В селе Никольском Ниловна искусно ведет пропагандистскую работу скрестьянами. После суда над Павлом мать не поддалась горю, она продолжила делосына. Арестованная на вокзале, избиваемая жандармами, Ниловна напрягаетпоследние силы, чтобы бросить в народ листовки с речью Павла. Из ее грудивырывается пламенный призыв: «Собирай, народ, силы свои во единуюсилу».
Нановом пути Пелагеи Ниловны в революционном движении сгорает все старое,отсталое, рождаются новые мысли и чувства. Она проникается большой любовью кмиру, к людям, к народу. Писатель показывает возрождение Ниловны к борьбе за свободу,рисуя тип человека из народных глубин: «Казалось, тысячи жизней говорят ееустами». Велика заслуга Горького, создавшего в романе «Мать»образ простой русской женщины из народа, вступающей в мир революционнойосвободительной борьбы, духовно возродившейся из угнетенного состояния. ОбразНиловны воспринимается как олицетворение огромных перемен, происшедших всознании людей, вступивших на путь революционной борьбы. В романе Горькийсоздает образ женщины-революционерки, для которой все борцы за правду — еедети.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/