По пьесе А.Н. Островского«Гроза»
Драма«Гроза», опубликованная в 1860 г., явилась своеобразным итогом творческихдостижений Островского. В ней более отчетливо раскрылась и его сатирическаямощь, и его способность к утверждению возникающих в жизни прогрессивныхтенденций.
Впьесе «Гроза» драматург изобразил не только мертвящие условия «темногоцарства», но и проявления глубокой ненависти к ним. Сатирическое обличение естественнослилось в этом произведении с утверждением растущих в жизни новых сил,положительных, светлых, поднимающихся на борьбу за свои человеческие права.
Чувстванедовольства и стихийного возмущения выразились в решительном протесте главнойгероини пьесы – Катерины Кабановой. Но протест Катерины перерастает в душевнуюдраму. Замуж она вышла не по любви, ее выдали за Тихона Кабанова только потому,что у его маменьки имелся капитал. Да, Катерина, будучи сильной и цельнойнатурой, и не смогла бы полюбить такого человека, безвольного, слабого, неимеющего своего мнения, во всем слушающегося только своей маменьки. И когда напути Катерины встречается Борис, то в ее душе сталкивается два разновеликих иравнозаконных побуждения. С одной стороны, отказаться от любви, оставшисьнесчастной на всю жизнь, с другой стороны, последовать естественному влечениюсвоего сердца и стать преступницей в собственных глазах (не говоря уже обобщественности).
Вкабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает тоскапо утраченной гармонии. Ведь до замужества она «жила, ни о чем не тужила, точноптичка на воле». Поэтому ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. Отнее героине нужно слишком много. Но судьба сводит друг с другом людей,несоизмеримых по глубине и нравственной чуткости. Борис едва ли лучше Тихона посвоей бесхарактерности, по своему безволию. Тихон по-настоящему любит Катеринуи готов простить ей любые обиды, а Борис, несмотря на свою любовь к Катерине,не задумывается о будущем, не собирается ничего менять. Он живет одним днем,ему сегодня хорошо – и этого вполне хватает для счастья. Более того, Борис нехочет предавать огласке свои отношения с Катериной, он боится, что об их любвиузнают. Остается удивляться, почему Катерина полюбила этого человека, к тому жев отличие от робкого Бориса она не желает скрывать свою любовь: «Пусть всезнают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась,побоюсь ли я людского суда?». Островский противопоставляет высокий любовныйполет Катерины бескрылому увлечению Бориса.
Этотконтраст наиболее очевиден в сцене их последнего свидания. Тщетны надеждыКатерины: «Еще кабы с ним жить, может быть радость бы какую-нибудь я и видела».«Кабы», «может быть», «какую-нибудь»… слабое утешение! Но и тут она находитсилы думать не о себе. Это Катерина просит прощения у любимого за причиненныеему тревоги. Борису же и в голову такое прийти не может: «Кто ж знал, что намза любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!». Но разве ненапоминала Борису о расплате за любовь к замужней женщине народная песня,исполняемая Кудряшом, разве не предупреждал его об этом же Кудряш: «Эх, БорисГригорьич, бросить надоть!.. Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите…»а сама Катерина разве не об этом говорила Борису? Увы, герой ничего этогопросто не услышал. Дело в том, что душевная культура просвещенного Борисасовершенно лишена нравственного «приданого». Калинов для него – трущоба, здесьон чужой человек. У него не хватает смелости даже дослушать Катерину: «Незастали бы нас здесь!». Не такая любовь нужна Катерине.
Катеринаравно героична как в страстном, безоглядном любовном увлечении, так и в глубокосовестливом покаянии. Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственноочищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: «Кто любит,тот будет молиться». В народе говорят: «Смерть по грехам страшна». И еслиКатерина смерти не боится, то ее грехи искуплены.
Добролюбовсчитал образ Катерины близким «к положению к сердцу каждого порядочногочеловека в нашем обществе».