Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Героиня пьес Островского "Гроза", "Бесприданница", "Лес"

Героиня пьес Островского«Гроза», «Бесприданница», «Лес»
Два емкиххудожественных символа скрепляют смысл «Грозы». Первый — заглавный,мощный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе иразбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини.Второй — великая река, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и еемогила. Общее значение этих образов-символов — свобода. Свобода и любовь — вотглавное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-подпалки, и власти старших покорялась так же, потому что слабо признавалаавторитет. По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей впокаянии, сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека- грехеще более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказалсяу нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда намилосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.
Катерина — истиннотрагическая героиня. Герой трагедии всегда нарушитель некоторого порядка,закона. Хотя он субъективно и не хочет ничего нарушать, но объективно егопоступок оказывается нарушением. За это его постигает кара некоей надличнойсилы, которой часто выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина. Она имысли не имела протестовать против мира и порядков, в которых она жила (и чтобезосновательно прписал ей Добролюбов). Но свободно отдавшись впервыепосетившему ее свободному чувству, она нарушила патриархальный покой инеподвижность. Конфликта с миром, с окружающим у нее не было. Причиной еегибели стал внутренний конфликт ее сердца. Мир русской патриархальной жизни (аКатерина есть высшее, полное выражение самого лучшего, самого поэтического иживого в этом мире) в Катерине сам взорвался изнутри, потому что из него сталауходить свобода, т.е. сама жизнь.
В сорокаоригинальных пьесах Островского из современной ему жизни практически нетгероев-мужчин. Героев в смысле положительных персонажей, занимающих центральноеместо в пьесе. Вместо них у Островского героини — любящие, страдающие души.Катерина Кабанова
— лишь одна из ихмножества. Ее характер часто сравнивают с характером Ларисы Огудаловой из«Бесприданницы». Основанием для сравнения являются любовныестрадания, равнодушие и жестокость окружающих и, главное, гибель в финале. Но итолько. По сути характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Лариса не имеетглавного, что есть у Катерины, — цельности характера, способности нарешительный, энергический, как говорил Добролюбов, поступок. В этом смыслеЛариса, безусловно, часть мира, в котором она живет. Но мир«Бесприданницы» иной, нежели в «Грозе»: в 1878 году, когданаписана пьеса, в России утвердился капитализм. В «Грозе» лишь началоего. Купцы «Грозы» только становятся буржуазией, это проявляется втом, что традиционные для них патриархальные отношения отживают, мертвеют,возможности для личности, подобной Катерине, проявить свои устремления ксвободе, оставаясь в их пределах, утрачиваются, утверждается обман и лицемерие(Кабаниха, Варвара), которые так противны Катерине. Лариса — тоже жертва обманаи лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины.
Прежде всего,Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Она ищетвозвышенно-красивой любви, изящно-красивой жизни. Для этого, в конечном итоге,ей нужно богатство. Конечно, Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но и еекумир, воплощение ее идеалов, блестящий барин Паратов еще хуже. Неопытностьмолодости и приверженность губительным ценностям влекут Ларису в его объятия,как бабочку пламя свечи. А силы характера, цельности натуры нет. Казалось бы,образованная и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест вотличие от Катерины. Но нет, она слабая во во всех отношениях натура. Слабая нетолько для того, чтобы убить себя, когда все рухнуло и все стало постыло, нодаже для того, чтобы хоть как-то противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни,которая кипит вокруг нее. Не быть игрушкой в чужих, грязных руках. Прекрасная,как сказал о своей бедной Лизе Карамзин (кстати, недаром Лариса наряжается во 2акте пастушкой, героиней, увы, не состоявшейся идиллии), душою и телом Ларисасама оказывается выражением обманности окружающей жизни, пустоты, душевногохолодка, скрывающегося за эффектным внешним блеском.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Прошлое, настоящее, и будущее в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад"
Реферат События в Вильнюсе 1991
Реферат Задачи и методы психологического обследования. Миннесотский Многофакторный Личностный Опросник
Реферат Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей
Реферат Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины XIX века
Реферат Реалии и перспективы развития регионального туризма в Российской Федерации
Реферат Общие принципы гражданского процессуального права
Реферат Роль факторів чорнобильської катастрофи інкорпорованих радіонуклідів 137CS та хронічного психо емоційного
Реферат Балаш, Бела
Реферат Аналіз регуляторного впливу до проекту рішення виконавчого комітету міської ради
Реферат Women Essay Research Paper Women in early
Реферат Nomination Of Andrew Jackson To The Presidents
Реферат Личные права
Реферат ООН в деле урегулирование "афганского вопроса" на современном этапе
Реферат Нобелевские лауреаты России