Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Гениальный автор "Человеческой комедии" (Оноре де Бальзак)

Гениальныйавтор"Человеческойкомедии" (ОноредеБальзак)
Французскийписатель Оноре де Бальзак (1799 — 1850) — крупнейший представитель критическогореализма в западноевропейской литературе. «Человеческая комедия»,которая по замыслу гениального писателя должна была стать такой жеэнциклопедией жизни, какой была «Божественная комедия» Данте для еговремени, объединяет около ста произведении. Бальзак стремился запечатлеть«всю социальную действительность, не обойдя ни одного положениячеловеческой жизни».
Бальзакродился на юге Франции, учился в католическом учебном заведении. Среднееобразование Бальзак получил в Париже. Отец писателя был выходцем из крестьян, вгоды империи он стал военным чиновником. Бальзак решил испытать свойлитературный талант. Оставив семью, он уехал в Париж.
Волнующаясвоими контрастами бурная жизнь Парижа страстно влекла к себе писателя.Парижская жизнь предопределила его творческое развитие. В рассказе «ФачиноКане» Бальзак вспоминает, что уже в дни юности он начал «изучатьнравы предместья, его жителей, их характеры». Попадая в толпу рабочихпарижского пригорода, он «чувствовал на своей спине их лохмотья, шел в ихдеревянных башмаках». «Я уже знал, — замечает Бальзак, — для какойнадобности может послужить предместье — эта практическая школа революций».
«Человеческоюкомедию» открывает философский роман «Шагреневая кожа», которыйявился как бы прелюдией к ней. «Шагреневая кожа» — отправное началомоего дела", — писал Бальзак. Автор повествует о том, как герой романаРафаэль, отчаявшись добиться успеха честным трудом молодого ученого, решилпокончить с собой. Бальзак вводит в роман фантастический «персонаж» —шагреневую кожу. Обычно это кожа особой выделки, напоминающая по рисункуослиную. Рафаэль решил взять ее у антиквара, узнав по древней надписи нашагреневой коже, что она обладает таинственным могуществом выполнять желаниясвоего владельца. Надпись указывала на то, что кожа и жизнь того, кто захочетиспытать на себе ее силу, будут сокращаться с выполнением каждого желания. НоРафаэля это не остановило: он предпочел продать свою жизнь за блага, которыеобещал талисман.
Чтоожидало молодого человека, вырвавшегося такой ценой из бедности? Бальзакпоказывает: смерть в рассрочку, полное перерождение личности. Вскоре, заглянувв глубь собственной души, Рафаэль «увидел, что она поражена гангреной, чтоона гниет...» Так своеобразно Бальзак впервые рассказал, чем кончаютсяпопытки людей продать себя, приспособиться к жизни общества, одержимого жаждойнаживы и паразитического существования.
Такимобразом, за аллегориями философского романа Бальзака скрывалось глубокоереалистическое обобщение. Поиски художественного обобщения, синтеза, определяютне только содержание, но и композицию произведений Бальзака. Многие из нихпостроены на развитии двух равных по своему значению сюжетов, Например, вромане «Отец Горио» оспаривают право быть главным героем и старикГорио, и Растиньяк. Такой же сложной по композиции является и лучшая повестьБальзака «Гобсек», Бальзак повествует в «Гобсеке»одновременно о многих очень непохожих друг на друга людях. На втором планеповести, как бы в тени, находятся дочь виконтессы де Гранлье — Камилла иобедневший аристократ Эрнест де Ресто. Их любви сочувствует адвокат Дервиль,Сидя в гостиной г-жи де Гранлье, Дервиль сообщает матери девушки неизвестные ейподробности о печальной истории семьи графа де Ресто и о той роли, которую вэтой истории сыграл ростовщик Гобсек.
ОтецЭрнеста, граф де Ресто, в свое время женился на дочери папаши Горио — Анастази.Это была женщина из буржуазной среды, красавица, обладавшая решительнымхарактером. Анастази, выйдя замуж за аристократа в годы Реставрации, разориламужа, пустив по ветру все его состояние ради светского щеголя и авантюриста.Дервилю, в то время лишь начинавшему свою адвокатскую практику, с трудомудалось сохранить часть имущества графа де Ресто для его сына. Таков, казалосьбы, сюжет повести. Но на самом деле ее сюжет этим не ограничивается. Главныйгерой Бальзака в данном произведении — Гобсек, живое олицетворение властизолота над людьми.
Гобсек,проникнувшись доверием к Дервилю, делился с ним своими мыслями. У него былапоследовательная, но пугающая своей откровенностью, своим цинизмом системавзглядов, в которой мы без труда обнаруживаем житейскую философию всегобуржуазного мира. «Из всех земных благ, — говорил Гобсек, — есть толькоодно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это… золото».
Гобсекне верил в порядочность людей. «Человек везде одинаков: везде идет борьбамежду бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше уж самому давить,чем позволять, чтобы другие тебя давили».
Дервилю,в то время во многом наивному, слова Гобсека казались кощунством. Он верил вчеловеческое благородство, сам он недавно полюбил девушку-белошвейку ФанниМальво. Она, кстати, оказывается одной из случайных «клиенток»Гобсека. От Гобсека Дервиль узнал правду о жестокой борьбе интересов, котораяопределяет жизнь буржуазного общества, подобно тому, как узнает эту правду юныйРастиньяк в романе «Отец Горио» от каторжника Вотрена. Тем болеетрагическими показались Дервилю сцены, связанные с разорением семьи Ресто,свидетелем которых он стал.
Нравственноепадение человека, корыстные интересы, хищные повадки — вот что узнал Дервиль,повстречав Гобсека. Наблюдая за Живоглотом (голландское имя «Гобсек»— по-французски «Живоглот»), с циничной откровенностью обирающимсвоих клиентов, Дервиль понял зловещую причину господства Гобсека над многимилюдьми. Он понял также истинную причину их трагедий, которые всегда имели общуюоснову: один отнимал деньги у другого. «Да неужели все сводится кденьгам!» — восклицает он. Именно об этом и хотел сказать Бальзак своимпроизведением.
Вденежных отношениях Бальзак видел «нерв жизни» своего времени,«духовную сущность всего нынешнего общества». Новое божество, фетиш,кумир — деньги коверкали человеческие жизни, отнимали детей у родителей, жен умужей… За отдельными эпизодами повести «Гобсек» стоят все этипроблемы, Анастази, столкнувшая тело умершего мужа с постели, чтобы найти егоделовые бумаги, была для Бальзака воплощением разрушительных страстей,порожденных денежными интересами.
Интересенфинал повести — смерть Гобсека. Живоглот в своей маниакальной привязанности кденьгам, превратившейся «на пороге смерти Гобсека в какое-тосумасшествие», не хотел «расстаться с малейшей частицей своихбогатств». Его дом стал складом гниющих продуктов… Старик все умелвзвесить, учесть, никогда не поступался своей выгодой, но он «неучел» только одного, что накопительство не может быть целью разумнойчеловеческой жизни.
Бальзакеще много раз будет возвращаться к этой важной проблеме и в романе«Евгения Гранде», и в «Истории величия и падения ЦезаряБиротто», и в романе «Крестьяне». Вслед за Бальзаком эту темубудут развивать и писатели XX века. Но примечательно, что Бальзак высказалприговор буржуазному обществу еще в пору его расцвета.
В«Гобсеке» проявились и другие особенности таланта Бальзака. Он создалнепохожие друг на друга характеры. Речь его героев индивидуализирована. КогдаБальзак-говорит, что по вечерам, довольный проведенным днем, Гобсек«потирал себе руки, а из глубоких морщин, бороздивших его лицо, как будтоподнимался дымок веселости», он достигает такой живописнойвыразительности, которую можно сравнить лишь с картинами старых мастеров.
Вромане «Евгения Гранде» проявились наиболее характерные чертымонументальной прозы Бальзака. Роман построен на тщательных портретных зарисовкахжителей французского городка Сомюра. По объемности, умению выявить характерноепортреты Бальзака современники сравнивали с картинами Рембрандта, когда хотелиподчеркнуть их живописность. Когда заходила речь о сатирических чертах талантаБальзака, его сравнивали с гравюрами Домье.
Главнойособенностью портретов Бальзака являются их типичность и четкая историческаяконкретизация. «Добряк» Гранде такого же рода накопитель, как иГобсек. Но это человек, еще связанный с землей, в прошлом виноградарь и бочар.Он разбогател, скупая имения духовенства в период революции 1789 г. Как иГобсека, золото «грело» душу старика, стало для него единственноймерой вещей, высшей ценностью жизни. В этом смысле Гранде, по словам Бальзака,был типичным представителем своего времени. «Скряги не верят в будущуюжизнь, для них все — в настоящем. Эта мысль бросает ужасный свет на современнуюэпоху, когда больше, чем в какое бы то ни было другое время, деньгивладычествуют над законами, политикой и нравами», — читаем мы в романе.
Монотонноетечение провинциальной жизни старика Грандо, его жены и дочери нарушаетсяприездом из Парижа Шарля Гранде, кузена Евгении, в тот момент потерявшего отца,разорившегося на финансовых операциях. Шарль представляет наименее зараженнуюмеркантильными интересами ветвь семьи. Он избалован родителями, упиваетсясветскими успехами. В отличие от Евгении, обладающей сильным характером, Шарльуже «размотал» «зерно чистого золота, брошенное в его сердцематерью».
Внезапновспыхнувшая любовь Евгении к Шарлю, его отъезд в Вест-Индию, его женитьба послевозвращения в Париж на дочери маркиза д'0брион — таков сюжет романа.
Однаков романе описана не только драма любви, верности и непостоянства. Писателяглавным образом привлекает драматизм имущественных отношений, которые, какпоказывает Бальзак, правят людьми. Евгения Гранде не только жертва тиранииотца. Погоня за богатством отняла у нее и Шарля, не брезговавшего работорговлейв Вест-Индии. Шарль, вернувшись, растоптал любовь Евгении, ту любовь, которая засемь лет странствий Шарля стала «тканью жизни» затворницы из Сомюра.К тому же Шарль еще и «продешевил», поскольку Евгения, единственнаянаследница отца, была во много раз богаче новой невесты Шарля.
Бальзакнаписал свое произведение в защиту истинно человеческих взаимоотношений междулюдьми. Но мир, который он видел вокруг себя, являл только уродливые примеры.Роман «Евгения Гранде» был новаторским произведенном именно потому,что в нем без прикрас показано, «какая такая жизнь бывает».
Многиекрупные писатели, выступившие вслед за ним, учились у Бальзака изображениюсреды, умению неторопливо и обстоятельно вести рассказ. Ф. М. Достоевский,прежде чем обратиться к собственным творческим замыслам, первым перевел нарусский язык в 1843 г. роман «Евгения Гранде».
Посвоим политическим взглядам Бальзак был сторонником монархии. Разоблачаябуржуазию, он идеализировал французское «патриархальное» дворянство,которое считал бескорыстным. Презрение Бальзака к буржуазному обществу привелоего после 1830 г. к сотрудничеству с партией легитимистов — сторонников такназываемой легитимной, т. е. законной, династии монархов, свергнутыхреволюцией. Сам Бальзак называл эту партию отвратительной. Он отнюдь не былслепым сторонником Бурбонов, но все же встал на путь защиты этой политическойпрограммы, надеясь, что Францию спасут от буржуазных «рыцарей наживы»абсолютная монархия и просвещенное дворянство, которое осознает свой долг передстраной.
Политическиеидеи Бальзака-легитимиста отразились на его творчестве. В предисловии к«Человеческой комедии» он даже дал превратное истолкование всемусвоему творчеству, заявляя: «Я пишу при свете двух вечных истин: монархиии религии».
ТворчествоБальзака не превратилось, однако, в изложение легитимистских идей. Над этойстороной мировоззрения Бальзака одержало победу его неудержимое стремление кправде.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта kostyor.ru/student/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.