Достоевскийнаписал роман «Преступление и наказание» в 1861-1866 годах. Это времяв России было переходным. Социальные противоречия обострились, лидерыреволюционного движения арестованы, крестьянские восстания подавлены. В романеавтор ставит вопрос о наиболее важных, общих проблемах жизни, выборе пути.Ответ получаем из изысканий, самоанализа героев.
Достоевскийкаждому герою дает право выразить свою идею: Раскольникову, Лужину,Свидригайлову, Соне. Раскольникова волнуют вопросы о мире, о месте человека,почему все именно так? Его страждущая душа мечется, ищет ответ. У Раскольниковасозрела теория, что все люди делятся на две категории — обыкновенных«тварей дрожащих» и необыкновенных «право имеющих», и онвынашивает идею преступления — проверить себя, кто он есть. Совершивпреступление, Раскольников убеждается, что его теория неверна, что он убил«ничтожество», а сам уподобился «твари дрожащей». Гордостьне позволяет ему признаться в содеянном, принять помощь близких. Это приводитего в тупик. Раскольников ищет оправдания своему поступку, ищет«преступивших», как и он сам. Поэтому он приходит к Соне.
НоСоня «преступила», стала грешницей не для себя, а для других. Вотличие от Раскольникова она осознает себя грешницей. Раскольников стремитсяубедить Соню, что она его не лучше. Раскольников доказывает это самому себе.Чтение Сони Евангелие Раскольникову символично. Соня духовно выше, сильнееРаскольникова. Она страдает сама, а Раскольников несет страдание другим. Соняспособна сердцем проникнуть в смысл бытия, она верит в существование высшего,божественного смысла жизни и никто не вправе судить другого. Соня говоритРаскольникову: «от бога вы отошли, и вас бог поразил»- значит, все вволе божьей, еще можно к богу вернуться. Воскресение Лазаря — это способностьРаскольникова к воскрешению.
ПримерСони очень важен для Раскольникова. Она укрепила его в его отношении к жизни. Вромане «Преступление и наказание» сталкивается множество идей, ниодна из которых не утверждается Достоевским как единственно верная.
ТеориюЛужина «прогресс движется эгоизмом» — чем богаче и устроеннееотдельный индивид и чем больше таких индивидов, тем богаче и благоустроеннееобщество — проповедуют сейчас в нашей стране. По-моему, это не так. Некоторыеиндивиды становятся все богаче, а общество благоустроеннее не становится.
«Наполеоновская»теория Раскольникова — любые жертвы и преступления могут быть оправданывеличием цели, ради которой совершались — тоже негодна. В наше стране — этоСталин. До сих пор в наших людях жив страх репрессий. Поэтому наш народ такпассивен в решении судьбы государства. Теория Сони «покайся, бог опятьжизнь пошлет» — тоже не решает вопрос. Сейчас государство не преследуетграждан за вероисповедание. Патриарх принимает участие в решении проблемгосударства, но я не вижу от этого улучшения жизни народа. Кто истинно верует — тот нищ и голоден, кто следует моде «верить» — обогащается на вередругих. Теории, показанные Достоевским в романе, не дают решения для нас. Но онзаставляет нас задуматься над тем, как мы живем, понять, что надо начинать ссебя. В этом ценность и современность романа.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/