Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Афоризмы Бубнова (К изучению пьесы «На дне»)

И. Каплан
В произведении «На дне» Горький обобщил своинаблюдения над существованием людей, выброшенных за борт жизни. В подвалеКостылёва нашли себе пристанище люди разных социальных групп: мещане и рабочие,крестьянин и дворянин, некогда разъезжавший в карете с гербами, и даже впрошлом актёр. Многие из них не видят для себя никаких перспектив в будущем идавно смирились со своим положением. Среди них особое место принадлежитБубнову, взгляды которого противоположны воззрениям Сатина и Луки. Однако вночлежке у Бубнова не только оппоненты, но и единомышленники. Это прежде всегоБарон. По своей духовной опустошённости он превосходит Бубнова. Барон ничего неждёт от жизни: «Всё уже… было! Прошло… кончено!..»
Каковыже взгляды и убеждения Бубнова? Он полагает, что человек бессилен противостоятьсложившимся обстоятельствам. Они-то и определяют судьбу каждого.«Мудрость» героя выражена в лаконичных сентенциях: «Люди всеживут… как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки – прочь...»Люди, как щепки, во власти течения, которое неизвестно куда их занесёт. Люди нечто иное, как мусор при строительстве дома. «Строят дом… а щепки –прочь...» По мнению Бубнова, «все люди на земле – лишние...»
Бубновни к чему уже не стремится, не предпринимает никаких попыток изменить своёположение. А ведь ему – сорок пять лет! Ночлежка, по всей вероятности, – егопожизненный дом.
Скептики фаталист, Бубнов не верит в силы и возможности человека что-то изменить клучшему. Он не сомневается в своей правоте. Всем его репликам сопутствуютавторские ремарки – спокойно. «Его самоуверенность в том, что он знает то,что знает, что ничем не рискует, ничем не обольщается и ни в чём неразочаровывается, создаёт ему устойчивость, трезвость, равновесие, спокойствие,в конечном итоге – равнодушие» (ЮзовскийЮ. «На дне» М.Горького. М., 1968.С.62).
Бубновне только равнодушен к людям, но порой и циничен. Анна просит не шуметь:"… Дайте хоть умереть спокойно". Бубнов безучастно ответит:«Шум – смерти не помеха...»
Обитателиночлежки по-разному отзываются на смерть Анны. «Отмаялась!»(отстрадала. – И.К.) – тихо скажет Лука. «Я иду… скажу… потерялаимя!» – слова Актёра. Он сам болезненно реагирует на то, что уже при жизнипотерял своё имя.
«Ведьвот… хорошо, что она умерла… а жалко… Господи!.. Зачем жил человек?»– с болью скажет Наташа. У Бубнова никаких слов жалости, что умерла женщинавсего тридцати лет, так и не испытавшая ничего хорошего, кроме существованиявпроголодь и побоев. «Кашлять перестала, значит» – такова реакцияБубнова. Вот и всё! А на взволнованный вопрос Наташи: «Зачем жилчеловек?» – холодно и бесстрастно заявит: «Все так родятся, поживут,умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?» Его ничего не взволнует.
Настявоодушевлена тем, что якобы в прошлом в неё был влюблён студент. Бубнов и Баронсмеются над её выдумкой. «Молчите… несчастные!.. Разве… разве выможете понимать… любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она…настоящая». Бубнов грубо скажет Насте: «Раскрашивай, ворона, перья…валяй!» Он передразнивает Настю, насмехается над ней.
Чувствосострадания, поддержки человека чуждо Бубнову. Ему понятно, когда люди лгут,чтобы извлечь для себя какую-то пользу, а вот ложь Луки недоступна для егопонимания. Лука как бы парирует бескрылые суждения Бубнова: «Вот… тыговоришь – правда… Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… невсегда правдой душу вылечишь...» И далее следует рассказ Луки о человеке,«который в праведную землю верил». И эта вера вселяла надежду. Лукаубеждён, что мечта тешит, греет душу человека.
РассказЛуки взволновал Пепла, Наташу. Ведь они тоже живут мечтой покинуть ночлежку,зажить иной жизнью, найти свою «праведную землю». Учёный, которыйразвеял мечту о земле правды, привёл к гибели человека, уверовавшего в еёсуществование. Пепел и Наташа с горечью реагируют на крах несбывшейся надежды,а Бубнов так ничего и не понял в «возвышенном обмане» Луки: «Всё– выдумки… тоже! Хо-хо! Праведная земля! Туда же! Хо-хо-хо!»
Горькийне был доволен трактовкой образа Бубнова Лужским, актёром МосковскогоХудожественного театра. Он просил его в третьем акте сыграть Бубнова болеетупым, чем это было исполнено. Известно, что писатель был также неудовлетворёнигрой Москвина, в интерпретации которого Лука предстал не безучастнымутешителем, а человеком внимательным к людям, желающим как-то облегчить ихбремя буден. Ведь не случайно Сатин скажет о Луке: «Старик – не шарлатан!Что такое – правда? Человек – вот правда! Он это понимал… Он врал… но – этоиз жалости к вам...» Образы великого реалиста оказались многомернее тойидеи, которая была заложена при их создании. Искусство не давало тенденцииовладеть собой, боролось со схемой, упрощением в показе сложных жизненныхявлений. Ведь Бубнов не только скептик. Это человек, умеющий разбираться вхитросплетениях жизни, размышлять о её суровых приговорах.
Бубновзнает цену каждому ночлежнику. Он не приемлет барских замашек Барона, который«и теперь – нет-нет да вдруг и покажет барина из себя. Не отвык, видно,ещё». Он понимает, что Клещ свыкнется со своей участью, предвидитпечальные последствия измены Пепла Василисе, которая «своего даром – неотдаст… баба – лютая». Предположения Бубнова оказались верны: Наташаискалечена, Пеплу грозит каторга.
Бубновсамокритичен, говорит о своих недостатках, не любит лжи: «Вали всю правду,как она есть! Чего стесняться?» С Медведевым, Василисой он ведёт себянезависимо и с достоинством, ничего лишнего о Пепле, Наташе им не говорит.Сошлёмся на диалог Василисы с Бубновым:
Василиса (Бубнову).… Чтобы ноги его (Алёшки. –И.К.) здесь не было! Слышишь?
Бубнов. Я тут не сторож тебе...
Василиса. А мне дела нет, кто ты таков! Из милостиживёшь – не забудь! Сколько должен мне?
Бубнов (спокойно). Не считал...

Василиса.… Если санитары придут да штраф наложат,я тогда… всех вас – вон!
Бубнов (спокойно). А чем жить будешь?
Чтопривело скорняка Бубнова в подвал Костылёва? В прошлом – хозяин небольшоймастерской, он был вынужден из-за семейных дрязг бросить нажитое и уйти вникуда. Его помощник стал любовником жены, и началась «большаявойна». Бубнов задумал «укокошить жену… Но вовремяспохватился...»
Средимногих обитателей ночлежки (крючники Татарин, Кривой Зоб) Бубнов зарабатываетсвоим трудом крохи на жизнь. Скорняк стал картузником. Он сидит на нарах, кроити шьёт. Бубнов спускается с нар для того, чтобы купить нитки, необходимыйматериал для пошива картузов, попить чаю в трактире, и вновь за дело.
Впособии для учителя М.М. Голубкова «Максим Горький» (М., 1997) читаем:«Горький пытается определить, каковы те социальные обстоятельства, которыевоздействовали на характеры героев… Но важнее для него воссоздать тесоциальные условия, обстоятельства «дна», в которых оказались герои теперь.Именно это их положение уравнивает бывшего аристократа Барона с шулеромБубновым и вором Васькой Пеплом и формирует общие для всех черты сознания:неприятие действительности и в то же время пассивное отношение к ней» (с.74). Противопоставление аристократ Барон – шулер Бубнов неточно. Шулер отнюдьне социальная принадлежность, а занятие: человек, применяющий мошенническиеприёмы при игре в карты, вообще жулик. Но шулер-то аристократ Барон. Это онпередёргивает карты, а Бубнов в карты не играет. Интересуется игрой в шашки ииграет честно, не по-ноздрёвски. И в жизни он отнюдь не жулик.
ВIV действии выявляется новая грань духовного облика Бубнова. Он весел,общителен. Быть может, рад, что освободился от своих постулатов. Возможно,сказалось его лёгкое опьянение. Не случайно острослов Алёшка скажет о нём:«Ты – только пьяный и похож на человека...»
Обстановкавсё ж гнетёт Бубнова. Не «слинял» совсем, по его выражению, человек вночлежке. Не только в IV действии, но и во II он тянется к песне, в словахкоторой выражено сокровенное:
Мнеихочетсянаволю… Эх!
Цепьпорватьянемогу...
Вконце пьесы дают о себе знать симпатии Бубнова к Сатину: «Друг! Я тебяискал по всем трактирам-кабакам». Искал, по всей вероятности, чтобысказать что-то важное для себя, доброе в адрес Сатина. В знак расположения кнему отдаст весь свой «капитал» – рубль с лишним. И на замечаниеМедведева: «Я – свидетель… отданы деньги на сохранение… числом –сколько?» – Бубнов отвечает: «Ты – верблюд… Нам свидетелей ненадо...»
Оказывается,этот скептик не обделён мечтой: «Я, брат, угощать люблю! Кабы я былбогат… я бы… бесплатный трактир устроил! Ей-Богу! С музыкой и чтобы хорпевцов… Приходи, пей, ешь, слушай песни… отводи душу! Бедняк человек…айда ко мне в бесплатный трактир!» Здесь и щедрость души, и любовь кпесне, и забота о нищем, обездоленном.
Бубновпросит Кривого Зоба затянуть любимую: «Запою… заплачу!..» Переднами другой Бубнов. Не равнодушный увалень, а человек, осознающий бедственноеположение обитателей ночлежки. Организованный Бубновым «праздникдуши» был нарушен сообщением Барона: «Эй вы! Иди… идите сюда! Напустыре… там… Актёр… удавился!» Видавший виды герой потрясён. Обэтом говорит его прерывающаяся речь. Ему трудно подыскать нужные слова, чтобрассказать о случившемся.
СообщениеБарона вызвало недовольство Сатина: «Эх… испортил песню…дур-рак!» Ю.Юзовский считал, что эти слова относятся к Актёру:«Повесился Актёр, и Сатин как бы от имени всей ночлежки (?!) восклицает:«Испортил песню… дур-рак»» (ЮзовскийЮ. «На дне» Горького. С.118). На нашвзгляд, не мог Сатин назвать сведшего счёты с жизнью Актёра дураком. Он хорошоотносился к нему. Только Сатин обратил внимание на внезапный его уход из ночлежки.Возможно, у Сатина тогда зародилось подозрение: «Эй ты, сикамбр!Куда?» Ранее Сатин заметил подавленное настроение Актёра, объяснив этовлиянием Луки: "… всё старик… навинтил Актёра". Слова Сатина вфинале пьесы скорее, на наш взгляд, относятся к Барону. Его сообщение оказалосьнесвоевременным, нарушило приподнятое настроение обитателей подвала.
Несколькопо-иному в театре-студии О.Табакова разыгран финал пьесы. Весть о гибели Актёраошеломила бедняков. Все молча покидают ночлежку. Очевидно, хотят проститься спогибшим. Через некоторое время возвращается один Сатин. Потрясённый увиденным,он некоторое время сидит молча. Вдруг вскакивает и истерично кричит:«Дурак!» Это проявление боли за Актёра. Как он мог совершить такуюнепоправимую ошибку?! И данная реакция артиста в роли Сатина на гибель Актёрасоответствует содержанию гуманистических монологов героя о Человеке.
Горькийстремился придать речи персонажей пьесы определённость и выразительность. Вотпочему писатель постоянно обращался к лаконичной и насыщенной смысломпословице, афоризму. Этих крылатых выражений немало в языке Сатина, Луки,Бубнова. Помимо речений, напоминающих по своей структуре и смыслу пословицу,языку Бубнова присуща неожиданность словесных связей и некое благозвучие егореплик. Так, на приветствие Луки «Доброго здоровья, народ честной!»Бубнов отвечает: «Был честной, да позапрошлой весной...» Помимоиронии, ответ содержит внутреннюю рифмовку: честной – весной. На замечание Луки«Житьё ваше – о-ой» Бубнов парирует репликой: «Такое житьё, чтокак поутру встал, так и за вытьё» (житьё– вытьё). Таких примеров рифмованных реплик уБубнова немало: «Все хотят порядка, да разума нехватка» (порядка– нехватка); «И одна (дамка. – И.К.) – не бедна,коли умна...» (одна– бедна– умна).
Очевидно,и пословица «Кто пьян да умён, два угодья в нём» привлекла Бубновасвоим благозвучием(умён– внём).
Вмонологах героя обнаружим выражения с подтекстом: «Здесь (в подвалеКостылёва. – И.К.) господ нету… всё слиняло, один голый человек»;«Снаружи как себя ни раскрашивай, всё сотрётся»; «Вовремя уйтивсегда лучше».
Ввысказываниях Бубнова как человека малограмотного немало просторечий:валяй, мелешь (болтаешь), рожа, всяко, тяпнуть (ударить), эдак, укокошить (убить), заливать (много пить), ротзаткнуть, айда (областное) и другие. В его речи не кместу употреблена частица -то(старик-то) и просторечная частица -ка(поди-ка).
Насыщенностьречи Бубнова мыслью, чувство слова свидетельствуют о его уме, языковойодарённости и в то же время о противоположности воззрений героя взглядам Сатинаи Луки. Бубнову не дано понять Сатина с его гордой верой в Человека, ему чуждЛука, стремящийся поддержать людей в их стремлении к лучшему.
Вопросы и задания
1.Как в афоризмах Бубнова сказались его общественные взгляды?
2.Что не приемлет Бубнов в Луке?
3.Что нового узнаём о Бубнове в IV действии? Противоречат ли изменения в егоповедении характеру героя?
4.Приведите образные выражения в монологах, репликах Бубнова.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lit.1september.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Истоки императорского культа
Реферат «Отношение детей и подростков к наркотикам» Усть-Нерской основной общеобразовательной школы с коррекционными классами педагога-психолога Паскал Виктории Викторовны
Реферат Зарождение математики в Древнем Китае
Реферат Czar Alexander II 18551881 Essay Research Paper
Реферат Раннее детство Императоров. Александр Третий
Реферат Кухня народов мира Изучение технологии
Реферат Социальная мобильность 2
Реферат Цели и задачи психологического консультирования
Реферат Измерение горизонтальных и вертикальных угло
Реферат Способы прокладки тепловых сетей
Реферат Социально-экономическое положение Барнаула
Реферат Http://lit. 1september ru/2004/06 htmшкола в школе
Реферат Response To The Mirror Essay Research Paper
Реферат 1 Государства-участники должны стремиться, в соответствии со своими общими интересами, способствовать благополучию несовершеннолетнего и его или ее семьи
Реферат Mandating To Wear Seatbelts Essay Research Paper