Аркадий и Базаров в романе И.С. Тургенева«Отцы и дети»
Послевыхода в свет в 1862 году роман Тургенева “Отцы и дети” вызвал буквально шквалкритических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творениеТургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, чтопредставители аристократии, потомственные дворяне изображены иронически, что“плебей” Базаров все время издевается над ними и морально оказывается выше их. Демократывосприняли главного героя романа как злую пародию.
Новсе эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользу И.С. Тургенева. Какнастоящий художник, творец, он сумел угадать веление эпохи, появление новоготипа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену передовому дворянству.
Главнаяпроблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в его названии: “Отцы идети”. Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблемапоколений — вечная проблема классической литературы, с другой — конфликт двухсоциально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XIX века:либералов и демократов.
Действующиелица романа группируются в зависимости от того, к какой изсоциально-политических группировок мы можем их отнести.
Делов том, что главный герой Базаров оказывается единственным представителем лагеря“детей”, лагеря демократов-разночинцев, а все остальные герои находятся вовраждебном лагере.
Центральноеместо в романе занимает фигура нового человека — Евгения Базарова. Он представленкак один из тех молодых деятелей, которые “драться хотят”. Другие — людистаршего поколения, не разделяющие революционно-демократических убежденийБазарова. Они изображены мелкими, слабовольными людьми, с узкими, ограниченнымиинтересами. В романе представлены дворяне и разночинцы двух поколений — “отцов”и “детей”. Тургенев показывает, как действует демократ-разночинец в чужой емусреде.
ВМарьине Базаров — гость, который отличается своим “новым” обликом отхозяев-помещиков. С Аркадием они считаются друзьями, хотя их взаимоотношениянельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания,дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всегоромана наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия — Базарову.Со временем Аркадий перестает слепо повторять за Базаровым суждения и мнениянигилиста. Разница между героями видна в их поведении в “империи” Кирсанова.Базаров занимается работой, изучением природы, Аркадий сибаритствует, ничего неделает. То, что Базаров человек дела, видно сразу по его красной обнаженнойруке. Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме стараетсязаниматься делом. Главное его дело — естественные науки, изучение природы ипроверка теоретических открытий на практике.
Увлечениенауками является типичной чертой культурной жизни России 60-х годов, значит,Базаров идет в ногу со временем, трудится, занимается медициной, проводитопыты. Аркадий — совершенная противоположность. Он ничем не занимается, изсерьезных дел его ни одно по-настоящему не увлекает. Для него главное — уют ипокой.
Совершеннопо-разному они относятся к искусству. Базаров отрицает Пушкина, причемнеобоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Аркадий всегдааккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же несчитает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту.Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде.
Разногласиевозникло между “друзьями” в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесьуже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно “ученик” выходитиз-под власти “учителя”. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. “Тынежная душа, размазня”, — говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не можетбыть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Аркадий — человек,принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”. Зато Базаров предстаетперед нами как человек, принадлежащий к новому поколению, которое пришло насмену “отцам”, не способным решить основные проблемы эпохи.
Писаревочень точно оценивает причины разногласий между “учеником” и “учителем”, междуАркадием и Базаровым: “Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосусвета на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил ещечеловека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается всамой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ейэлементов”.
Аркадийхочет быть сыном своего века, пытаясь использовать идеи Базарова, но этоневозможно, так как он принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно незамечающих над собой опеки. Базаров относится к нему покровительственно и почтивсегда насмешливо, он понимает, что их пути разойдутся.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/