Средишедевров Пушкинской любовной лирики стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» –одно из самых проникновенных, трепетных, гармоничных. Здесь чувства без остаткарастворены в словах, а слова как бы сами просятся, ложатся на музыку.
Этостихотворение посвящено Анне Петровне Керн, с которой Пушкин впервыепознакомился в Петербурге в доме Олениных, в начале 1819 г. Уже тогда поэт был очарован красотой и очарованием Анны Керн. После этой встречи прошло шестьлет, и Пушкин вновь увидел Керн летом 1825 г., когда она гостила в Тригорском у своей тетки П. А. Осиповой. Неожиданная встреча всколыхнула в поэте почтиугасшее чувство. В обстановке однообразной и тягостной михайловской ссылки появлениеКерн вызвало пробуждение в душе поэта. Он вновь ощутил полноту жизни, радостьтворческого вдохновения, упоение и волнение страсти и любви.
Стихотворениеначинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, на всю жизнь вошедшемв сознание поэта. Это глубоко сокровенное, затаенное воспоминание согретотрепетным и горячим незатухающим чувством, благоговейным преклонением передсвятыней красоты:
Япомню чудное мгновенье:
Передомной явилась ты,
Какмимолетное виденье,
Какгений чистой красоты.
«Генийчистой красоты» – это облик земной женщины, явившейся перед поэтом во всемочаровании и блеске своей красоты. Но это также и обобщенный образ идеальной,прекрасной женщины.
Следующиестрофы автобиографичны. Пушкин вспоминает годы петербургской жизни, прошедшие«в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суеты», воссоздает инойнастрой чувств в период южной ссылки («Бурь порыв мятежный рассеял прежниемечты»), говорит о «мраке заточенья» михайловской ссылки, о тягостных днях,проведенных в глуши:
Безбожества, без вдохновенья,
Безслез, без жизни, без любви.
Этоне просто воспоминание, воспроизведение прежних пережитых впечатлений. В памятипоэта «милые черты» не стираются, «голос нежный» все также звучит в душе.Гармоническая умиротворенность достигается задушевностью интонации,меланхолическими раздумьями о днях, прожитых «без божества, без вдохновенья».Своего рода музыкальным рефреном звучит дважды повторенный эпитет «голоснежный», рифмы внешне непритязательны («нежный – мятежный», «вдохновенья –заточенья»), но и они полны гармонии, песенности, романсовости стиха.
Новдруг эта гармония взрывается. Тихая нежность уступает место бурной страсти.Вновь возрождение чувств в душе поэта, вновь прилив жизненных сил, вновь приходтворческого вдохновения:
Душенастало пробужденье:
Ивот опять явилась ты,
Какмимолетное виденье,
Какгений чистой красоты.
Исердце бьется в упоенье,
Идля него воскресли вновь
Ибожество, и вдохновенье,
Ижизнь, и слезы, и любовь.
Упоениевсепоглощающей любовью, упоение красотой любимой женщины приносит ни с чем несравнимое счастье, блаженство.
Вданном стихотворении тема любви неразрывно сочетается с философскими раздумьямипоэта о своей собственной жизни, о радости бытия, о приливе творческих сил вчудные и редкие мгновения встречи с чарующей красотой. Явление «гения чистойкрасоты» внушило поэту и целомудренное восхищение и упоение любовью, ипросветленное вдохновение.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fictionbook.ru/