Анализ стихотворения «Фантазия» Бальмонта
Бальмонт– выдающийся поэт-символист Серебряного века. Одно из его произведений –стихотворение «Фантазия», написанное в 1893 году. Поэт описывает в нём спящийзимний лес, вложив в описание всю игру лирического воображения, все оттенкисобственных мимолётных впечатлений. За быстро меняющимися образами лесной ночи– ничем не скованная творческая натура поэта.
Лирическийгерой в большей части стихотворения – лишь наблюдатель. Только в конце второйстрофы он становится активнее, следует череда риторических вопросов. Здесьпоявляется и мистический подтекст произведения: за «тихими стонами» деревьевпоэт различает «духов ночи», их «жажду веры, жажду бога». Лирический геройчувствует в чуть трепещущих очертаниях леса что-то таинственное, неземное,недоступное пониманию человека.
Лирическийсюжет стихотворения – тишина, спокойствие, дрема, сменяющийся движением («этомчатся духи ночи») и оттенком тревоги, печали («чьё-то скорбное моленье», «чтоих мучит, что тревожит?»), нарастающим с каждым мгновением («всё сильней звучитих пенье, всё слышнее в нём томленье»). Потом вновь наступает спокойная дремота«без муки, без страданья».
Природныестихии – ветер, метель, лес – оживлены олицетворением. В стихотворении всёдвижется, чувствует, живёт: «живые изваянья», лес «спокойно дремлет», «роптаньюветра внемлет», «исполнен тайных грёз»; «стон метели», «шепчут сосны, шепчутели» и так далее.
ОбразыБальмонта расплывчаты, лишены чётких очертаний, воздушны: «чуть трепещуточертанья», «роптанья ветра», «светлый дождь струится», «искры лунного сиянья».
«Фантазия»пронизана радужной игрой света. Всё утопает в «искрах лунного сиянья», «светломдожде»; даже сны – ясные и светлые.
«Фантазии»,как и многим произведениям Бальмонта, присуща музыкальность. Поток звуковсоздаёт впечатление нежного журчания, плескания. Часто повторяются шипящиеж-ш-щ-ч, свистящие с-з, согласные л-р-м-н. Музыкальность достигается иповторением некоторых слов: луна, сиянье, пенье, трепещут, вещих, дремлют,внемлют, стон. Рифмы используются даже внутри строки: изваянья – сиянья,дремлет – внемлет, метели – ели, вспоминая – проклиная. Бальмонт частоприбегает к анафорам: шепчут – шепчут, чьи-то – чьё-то, точно – точно, это –это, что – что, всё – всё, жажда – жажда, мчатся – мчатся.
Чтобыподчеркнуть таинственность, певучую сонливость, романтичность, а иногда итревожность, Бальмонт использует выразительные средства языка. Стихотворениеначинается с оксюморона «живые изваянья», сразу настраивая читателя на нужноевосприятие. Стихотворение насыщено эпитетами (дремлет – спокойно, сладко, чрез– тайных, стон – тихий, ветви – стройные, моленье – скорбное, стволы – вещие исказочные, сны – ясные и светлые) и сравнительными оборотами («как живыеизваянья», «точно искрится звезда», «точно светлый дождь струится», «какчервь»). Очень часто Бальмонт использует олицетворения, а во второй строфе –риторические вопросы.
Общеевпечатление – его непосредственность в восприятии окружающего мира, умениелирически выразить едва уловимые оттенки душевного настроя. Читая «Фантазию»,получаешь удовольствие от музыкальности стиха, глубокой художественнойвыразительности, рисующей в воображении чудесные, необыкновенные картины.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/