Анализ поэмыГоголя «Мертвые души»
…Дальнейшеепродолжение выясняется в голове все чище, величественнее, из которого можетбыть со временем кое-что колоссальное.
Изписьма Н.В. Гоголя С.Т. Аксакову. 1840г.
Вчитаемсяв этот эпиграф. Как я его понимаю? Кажется, все ясно и понятно, кроме одного:«… кое-что колоссальное». Создается впечатление, что это все замыслил в первомтоме и «хитрит» с читателем, заведомо уводя от главного развития сюжета сатирическимизображением действительности, обличительной стороной.
Обратимвнимание на шутливое замечание Гоголя в 11-й главе, где он не хочет ссоритьсясо своим героем ибо «еще не мало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука вруку; две большие части впереди – это не безделица». «Две большие частивпереди» – о чем это?
НиколайВасильевич Гоголь задумал роман, состоящий из трех частей. Встречались ли мы стакими трехчастными романами? Да, встречались. Это «Божественная комедия»Данте. Она тоже состояла из трех частей: ад – чистилище – рай. Можнопредположить, что и поэма «Мертвые души» виделась Гоголю именно такой.Наверное, он хотел провести героя именно этой дорогой…
Нозачем? Что отличает Н.В. Гоголя от других писателей? Прежде всего то, чтоГоголь был глубоко религиозным человеком. По его собственным словам, он всебольше и больше ощущал прилив Божественной силы, которая не покидала его впроцессе написания произведения. Мне кажется, в этом он видел тайный смысл.Ведь так же, как и Пушкин он был «духовной жаждою томим» и понимал свое высокоепредназначение пророка.
НиколайВасильевич, будучи человеком честным, умным, чувствительным, религиозным видел,что в мире правит зло, которое распространяется с огромной быстротой, ичеловек с ним уживается. Ужившись с человеком оно начинает процветать иторжествовать. Зло начинает распространятся с такой быстротой, что трудноопределить его границы. Считая себя пророком, Гоголь искренне верил в то, чтоименно он должен указать человечеству на его грехи и помочь избавиться от них.
Нона какие грехи указывал Н.В. Гоголь, что он имел в виду? Считают ли его герои,что они совершают грех? Нет, никто в поэме не раскаивается, никто не стыдитсясвоей жизни и своих поступков. Живут, как живут. Одним из самых тяжких грехов ПравославнаяЦерковь считает заблуждение ума.
Мнекажется, что гоголевские герои заблуждаются, думая, что живут правильно. Какоезло они несут в себе? Когда читаешь страницы произведения, все кажется серым,пошлым, ничтожным. И я думаю, именно серость и пошлость — это зло, и оно самопо себе страшно. Именно пошлость рождает низменные чувства, тупость ибезразличие. В этом пошлом мире зло не знает границ, ибо оно беспредельно. Чтовозьмешь с него? Смеяться над ним? Оно комично в своей необъятной пошлости.
Главныйвопрос, который задает Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души»: «Есть ли в этом миречто-то светлое, какое-то хотя бы обращение к свету?» Нет, здесь служат другимидолам: желудку, вещизму, сребролюбию. Но это все ложные ценности, и у каждогоиз героев они свои. Это и книга у Манилова с вечной закладкой на 14-й странице,это и знания о мире через голландские рубашки, и французское мыло Чичикова.Зато сколько выпито, съедено, сколько разговоров о копейках и рублях. Да это жецелая среда обитания, это мир, мир плотный, заполненный предметами. К этимвещам человек как бы пришит. Во дворе у Коробочки индейки, куры, свинки,огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой… У Ноздрева — конюшня, стоила,домик для собак, мельница, кузница. Превзошел всех Плюшкин со своей знаменитой«кучей». Мне кажется, это конечный результат мирского пошлого накопления.
Нодля чего Н.В. Гоголь дает такие подробности? Именно подробностями писательподчеркнул то, что в мире считается главным. Душа здесь отсутствует. Поэтому впроизведение нет ни одного красивого человека. В такой среде обитания чащевсего «ни то, ни се», «ни то баба, ни то мужик», старухи, держащие головунесколько набок, в чепцах и с фланелью на шее. Действительно, откуда здесьвзяться здоровому телу, если поражена душа.
Итак,можно подвести итог. Главным героем первого тома «Мертвых душ» является зло(пошлость, серость, глупость), завладевшее Россией и людьми, населяющими ее.Это мир бытовой, материальный.
Вовтором томе Н.В. Гоголь переходит к рассуждению о человеческой глупости наразных ступенях жизни человека и в разные времена. «… Иной почтенный, игосударственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка».«Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, вдругом кафтане». Мне кажется, что я встречаю таких людей и в нашей жизни.
Зло– всесильно. Оно прочно ужилось в людской серости и торжествует сегодня, онопостепенно убивает живую душу. И в этом Н.В. Гоголь действительно пророк. Ведьзло – страшная и огромная сила.
Когдачитаешь книгу, то ходишь будто то бы по кругу. Там царят бездорожье инепролазная грязь. Чичиков почему-то сбивается с пути, не может найти дороги.От Манилова он все время пытается уехать к Собакевичу. И вообще здесь нет пути.Создается впечатление, что он едет по кругу. Только в финале он вырывается напрямую дорогу бесконечности.
Акак живет каждый персонаж, отдельно взятый? Каждый персонаж живет как бы всвоем собственном мире. Заборы, плетень, ворота, «толстые деревянные решетки»,границы поместья, шлагбаум — все замыкает жизнь героев. Здесь дует свой ветер,свое небо, солнце, царят покой, уют, здесь какая-то сонливость, неподвижность.Сюда даже вести доходят в виде мифов: есть какой-то разбойник капитан Копейкин,Наполеон сбежал с острова и явился антихристом среди людей…
Аглавный герой? Его мы видим как путешественника, он все время пересекаетграницы замкнутых «государств». Следует заметить, что границы эти иллюзорны,точно так, как сами «царства-государства». И жизнь в них иллюзорна, призрачна.Но как живут герои? Ведь Манилов ничего не делает целыми днями, крестьяне еготоже ничего не делают. А жизнь вроде бы идет. Вот это и есть призрачноесуществование. Об этой призрачности говорят и цвета. Например, онеопределенности говорит «голубенький вроде серенький», дни не то ясные, не томрачные, даже лес «темнел каким-то скучно-синеватым цветом». Мне интересным ипризрачным кажется то, что «царства» настолько изолированы, что помещики поройдаже друг друга не знают, хотя и живут рядом. Коробочка, например,«отказывается знать» Собакевича и Манилова, а ведь соседи. Царства,действительно, изолированы наглухо.
ПоездкаЧичикова заканчивается комнатой Плюшкина, в которой было холодно, как впогребе, нежилым повеяло. А на улице ведь в это время жара — лето в разгаре.Значит, здесь остановилась жизнь. Часы стоят, в них поселился паук. Но какприспособились к этой жизни сами герои? Манилов живет среди цветущих кустовсирени, стало быть, в мае. Его мужики сидят на лавках перед воротами в своиховчинных тулупах. А ведь весна — время полевых работ. Коробочка в это времяурожай собирала. «…По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовыедеревья, накрытые сетями от сорок и воробьев… несколько чучел». Значит, дело ксентябрю. У Плюшкина-лето. А в губернском городе — зима. Чичиков в тепломкартузе, а Манилов появляется в медвежьей шубе. А ведь все действия поэмыограничены несколькими днями. Выходит, что у каждого — и свое время года. Онотоже призрачно. Нет реальности времени внутри этих «царств».
Значит,герои поэмы живут, приспособив себе время. Герои статичны, они не изменяются иникогда не изменятся. Так что же, они вечны? На этот вопрос нам поможетответить название поэмы. Что значит «Мертвые души»? Что надо понимать подсловом «душа»? Теперь мы точно знаем, что человек состоит не только из тела, нои души. Должен ли человек, погрязший в грехах материального мира, вспоминать оБожественной душе своей и воскреснуть? Что вкладывает в смысл названия Гоголь?Может, это те самые мертвые души, которые Чичиков скупает у помещиков, а может,это символ живых душ помещиков, погрязших в тяжком грехе — «заблуждении ума»?Вопросы разные, но мне кажется, что они взаимосвязаны. Здесь один мирневидимый, запредельный, мысленный, а другой — видимый. Но они как бы вместе проникаютдруг в друга, и граница между ними размывается. Примером является тот жеСобакевич, который продает умерших крестьян, а говорит и пишет о них как оживых: «Пробка Степан, плотник? я голову прозакладую, если вы где сыщете такогомужика...» Напротив фамилий Собакевич в реестре обязательно добавляет: «хорошийстоляр», «дело смыслит» и «хмельного не берет», «хорошего нрава и не вор». Всеэто как о живых! А в доме Плюшкина Чичикову показалось, что дом нежилой — «никак нельзя было сказать, чтобы в комнате той обитало живое существо». Пробеглых крестьян Чичиков с сочувствием говорит: «… Вы хоть и в живых еще, а чтов вас толку! То же, что и мертвые!». А в губернском городе о беглых крестьянахчиновники говорят как о живых. Здесь и Собакевича не смутили его каретникомМихеевым, который давно умер. А Собакевич отвечал, что это не Михеев умер, абрат его. И другие умершие, по его словам, тоже живы, хотя и по дороге могутумереть. Собакевич сетует, что такой хороший народец «продал сдуру».
Какие«души» покупает Чичиков? На вопрос Ноздрева, зачем ему нужны мертвые души,Чичиков ответил не сразу. После минутного молчания он придумал ответ: якобы дляприобретения весу в обществе, так как не имеет больших поместий. У него была идругая версия:
задумалжениться, а родители невесты такие «преамбициозные люди». А вот Собакевича онпросит сохранить их разговор в тайне. Так за какими «душами» он приезжал?Чичиков смотрел на Собакевича, и ему показалось, что «в этом теле совсем небыло души...». В доме Плюшкина он почувствовал запах нежилого. В конце поэмынеожиданно умер прокурор «ни с того, ни с другого, просто сел — и умер».Нарушаются границы между миром живым и неживым, бытием и небытием.
Асам Чичиков, кто он такой? По сюжету — понятно. А если присмотреться с разных сторон?Чего о нем только не говорят чиновники: и разбойник Ринальдо Ринальдино, иподделыватель ассигнаций, и переодетый капитан Копейкин или даже сам Наполеон!А в народе еще ходили слухи о нем как об антихристе. Мне кажется, что ипроисхождение героя «темно». Цель его появления никому не была известна, да исам Чичиков скрывал, зачем ему нужны «мертвые души. Дамы, наделавшие переполохв губернском городе, говорили, что Чичиков -требовал продавать мертвые души икричал, что «они не мертвые» и что, мол, это его «дело знать, мертвые ли они,или нет...».
Таккто же такой Чичиков? Не то ли самое растекшееся зло, которое поражает душулюдей? Если так считать, то пространственно-временные отношения здесьстираются, выглядят не так, как в материальном мире. Почему?
Во-первых,граница между мертвыми и живыми душами очень призрачна, и порой непонятно, окаких душах идет речь.
Во-вторых,граница между этим миром и миром иным исчезает вовсе, и в хаосе губернскогогорода, в неразберихе, произведенной покупками Чичикова, вдруг показалсякакой-то Сысой Пафнутьич и Макдональд Карлович, о которых и не слышно былоникогда. Все были объяты страхом.
Асам Чичиков относился к купленным душам с любовью, называл их «сердечные мои»,«мои голубчики», вздыхал: «Эх, русский народец! Не любит умирать своеюсмертью!»
Вовремя бала Чичиков увидел губернаторскую дочку и долго смотрел на нее, ничеговокруг не замечая. По слухам дам, ведь именно за ней приехал Чичиков. Можетбыть, герой влюбился? Может, да, а может, нет. Ведь Н.В. Гоголь делаетоговорку: «даже сомнительно, чтобы господа такого рода… способны были к любви».Невероятное происходит с губернаторской дочкой: после пристального взгляда нанее Чичикова она превращается в ведение. «Казалось, вся она походила наигрушку, отчетливо выточенную из слоновой кости; она только одна белела ивыходила, прозрачною и светлою из мутной и не прозрачной толпы».
Аможет ничего этого не было? Ведь выехал Чичиков из города, оглянулся, и «городN как будто не бывал в его памяти. Для чего приезжал, куда ехал, остаетсязагадкой». Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко всторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины!
Какя это понимаю? Если человеческая душа будет стремиться не ввысь, а «прилипать»плотно к телу, погрязать в вещном мире, она потеряет связь с Богом, она толькобудет блуждать на этих дорогах, сея и распространяя зло. Да, человеческий разумзаблуждается, живя лишь только куплей-продажей, накоплением вещей,чревоугодием. Становится страшно и оттого, что мы наблюдаем это сегодня. Всефакты жизни, по Гоголю не есть еще смысл жизни, смысл следует искать запределами фактов. Вот за этот предел и завет нас Гоголь. Его тройка вырываетсяиз замкнутого круга, она лихо, с ветерком уносится в запредельное. И тогда всевокруг приходит в движение…
Совсемпо-другому я вижу теперь Н.В. Гоголя. Он помог увидеть зло, царящее в как будто«обыкновенной» жизни, показал, что оно не имеет границ. Но в то же время онпоказал, что и добро не имеет границ. На небесах, в том мире. Это возможно, наземле – нет. Мне кажется, тайна в том, что Гоголь дает надежду на спасение:человек выйдет из Ада, пройдет через пространство Чистилища, а дальше его ждетСвет Истины. Действительно, с этой точки зрения Н.В. Гоголь — пророк, апроизведение его «колоссальное».
Ещедревнерусские книжники отмечали, что русские святые пророки влияют на ходмировой истории и ясно видят, что ждет человечество. На эту точку зрениястановится и Гоголь. Он возносится над событиями, его взгляд — сверху: «Русь!Русь! вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу...» Что же емувиделось оттуда? А то, что «дымом дымится дорога», по которой мчится Русь,«летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ейдорогу другие народы и государства». Он торопил время. Ему хотелось, чтобы Русьпреодолела свою вековую инертность и полетела птицей, как это виделось ему из«прекрасного далека», в мечтах.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ed.vseved.ru/